МААМ-картинки

Занятие в подготовительной группе «Как жили люди на Руси»

Людмила Дёмина
Занятие в подготовительной группе «Как жили люди на Руси»

Карта ОД «Как жили люди на Руси».

Задачи:

- Расширение представления детей о том, как жили люди на Руси, чем питались, на чем готовили еду, как одевались, какую носили одежду в будни и праздники, как ее изготавливали, красили ткани (показать опытным путем, что ткань имеет свойство окрашиваться в разные цвета, как работали и отдыхали, чем занимались в свободное от работы время.

- формирование представления о характере русского человека.

- развитие речевой активности посредством русского народного фольклора.

- способствование развитию дружеских отношений между детьми.

Публикация «Занятие в подготовительной группе „Как жили люди на Руси“» размещена в разделах

- обогащение словаря детей: изба, горница, рубаха, лапти, портки, ставни, наличники.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Предварительная работа: беседы о хлебе, об уме и глупости, профессиях гончара, пекаря, ткача, приметах времен года, об истории вещей; рисование, лепка на тему народных художественных промыслов (гжель, дымка, хохлома, Городец).

Целевой ориентир: умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материал к занятию : иллюстрации русских народных сказок, иллюстрации с избами, русскими народными костюмами, оборудование для проведения опытов, предметы быта крестьянской семьи: посуда (глиняная, деревянная, игрушки (дымка, матрешка).

Ход ОД.

Звучит русская народная мелодия, дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель:

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званные, да желанные!

Проходите, поудобнее располагайтесь.

Присаживайтесь на лавки дубовые.

Изба у меня небольшая, но в ней всем места хватит, здесь тепло и уютно. Так же как и мои предки я очень люблю встречать гостей, беседовать с ними, рассказывать интересные рассказы. а хотите я расскажу о нашей стране? Вот раньше нашу страну называли Русь-матушка. А сейчас как называется наша страна?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Россия. А вы, ребята, знаете, как жили люди на Руси в старину? А хотите узнать?

Так слушайте:

Слава нашей стороне,

Слава русской старине

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Воспитатель: Русский народ славен дружбой и силой. Люди ходили друг к другу в гости, угощали их пирогами, блинами. Как вы думаете, как можно назвать такой народ?

-Правильно, радушный, гостеприимный.

Воспитатель: Когда одной семье нужна была помощь, соседи помогали, вместе дружно строили дом, косили сено, убирали урожай. Как можно назвать такой народ?

Дети: Дружный и отзывчивый. потому что они делали одно дело.

Воспитатель: Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были - красивые и жилось в них уютно, тепло, дружно.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего строились избы на Руси? Посмотрите у меня есть картинки с разным строительным материалом. Выберите ту картинку из чего строили избы в старину.

Дети рассматривают картинки и выбирают правильную.

Дети: Избы строились из бревен.

Воспитатель: А почему русские люди строили деревянные дома из бревен?

Дети: Потому что на Руси было много лесов и это самый доступный материал.

Воспитатель: Да, русские избы строились из бревен, потому что дерево хорошо сохраняет тепло. Зимой в избе всегда было тепло, а летом в жару и зной было прохладно и свежо.

А теперь мои ребятки отгадайте-ка, загадку:

«Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка»,

что было главным в избе?

Дети: Главной была печь.

Воспитатель: В избе – печка, в печке – зола, а в золе – жар. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете?

Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.

Воспитатель: Как еще в старину про печку говорили?

Ребенок: Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать уложит.

Воспитатель: С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделил печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. А давайте поиграем в игру и вспомним сказки, в которых упоминается печь.

Проводится дидактическая игра «Вспомни сказку»

- Ребята, возьмите, пожалуйста, иллюстрации, встаньте в круг и внимательно их рассмотрите. А теперь по очереди называйте сказку и говорите, встречается ли в этой сказке печка.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все сказки вспомнили. Оказывается, во многих русских народных сказках говорится о печи.

А вы знаете, сколько комнат было в избе? (Ответы детей)

Воспитатель: Как называется самая лучшая комната в избе?

Дети: Самая лучшая комната называется – горница.

Воспитатель: Кого в ней принимали?

Дети: В горнице принимали гостей.

Воспитатель: Как гости входили в избу?

Дети: Кланяясь.

Воспитатель: А почему?

Дети: Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было набить на лбу.

Воспитатель. Ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки в лесистых местах, по берегам рек и озер. Селились рядом и родственники, и соседи.

Недаром говорится в русской пословице:

«Возле леса жить - голодному не быть»

- Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: В лесу растет много грибов, ягод, живут звери и птицы, можно добыт дикий мед.

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил народ о дарах леса: Кто знает пословицы?

Где один гриб, там и другой.

Много комаров - готовь короб.

Появились опенки – лето кончилось.

Воспитатель: Даже о детях говорили: «Растут как грибы после дождика».

И травы в лесах лекарственные росли. Люди на Руси лечились только лекарственными травами. Давно человек заметил, что валериана помогает от болей в сердце, липовый цвет от простуды, подорожник и сок березы лечат раны. Вот так лечились люди на Руси.

Семьи у русского народа были большие, поэтому и избы строили просторные. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.

«Семья в куче - не страшна туча»

«Семья сильна, когда над ней крыша одна»

- Строили избу одновременно до 20 человек.

«Чем больше рук, тем легче труд»

- Про хороших работников тоже складывали пословицы.

«Без топора – не плотник, без иглы – не портной».

«С топором весь свет пройдешь».

«Не бравшись за топор, избы не срубишь».

- Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо – витыми столбами.

- Чем украшали окна?

- Чем украшали крыльцо? (ответы детей)

- Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали. Любой труд был почетен: взрослый и детский. А одевались люди по-особому. У меня есть сундук, где я храню одежду. Давайте посмотрим, в какую одежду одевались раньше на Руси.

Дети: В старину мужчины носили рубахи и порты, а женщины – рубахи, сарафаны и кокошники. Традиционной обувью в то время были лапти.

Воспитатель показывает одежду и надевает её на одного ребёнка.

Воспитатель: Правильно, ребята, рубаха была главной одеждой на Руси. Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские – короткие, женские – длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил. Так готовились праздничные рубашки. Но шились и другие рубахи, которые носили каждый день, как они назывались?

Дети: Назывались такие рубахи повседневными. Они были серого цвета.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, из чего в давние времена шили одежду? (показ картинок)

Дети: Да, знаем. Одежду шили из льняного и шерстяного полотна.

Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, ребята, как получали такие полотна?

Дети: Сначала пряли на прялке лен и шерсть животных – получали нити. Затем нити ткали на ткацком станке – получали полотно - серую холстину.

Воспитатель: Все правильно, ребята, так это и было. А чтобы ткани получались яркими и нарядными их красили. Вы знаете, чем их красили? (ответы детей)

Воспитатель: В те времена красок не было. И ткани красили васильком и зверобоем, листьями ягод черники и голубики, корой дуба и липы. Не верите? А сейчас вы сами убедитесь. Будете красить ткань как в старину. Подходите поближе к столам. У вас у каждого есть две миски с отварами лука и черноплодной рябины. Возьмите кусочки ткани и опустите их в отвар. Один кусочек опустите в луковый отвар, а другой – в ягодный. Теперь достаем, расправляем и оставляем посушить на тарелочке. Не забудьте вытереть руки после работы. У всех получилось? В какие цвета окрасились ваши кусочки ткани? (розовый и желтый) Как, вы думаете, что можно сшить из такой ткани? (сарафан, рубаху). Молодцы, ребята. А после работы нужно отдохнуть. На Руси говорили :

«Делу время, а потехе час». А сейчас, пока наша ткань сохнет, мы с вами поиграем в народную игру «Яша».

Выбираем водящего, завязываем ему глаза и говорим:

Сиди, сиди Яша,

Ты – забава наша,

Ты грызешь орешки

Для своей потешки.

Яша встает, кружится, затем отгадывает, кто это, после слов:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

(игра проводится 2-3 раза)

Воспитатель: Русский народ всегда славился гостеприимством. Какие поговорки вы об этом знаете?

Дети: «Что есть в печи, все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

Воспитатель: Гостей угощали пирогами да блинами, гости пили, ели, песни пели, в игры играли, хороводы водили.

Воспитатель: Понравилось ли вам, ребятки, у меня в гостях?

А что вы узнали о жизни людей на Руси?

Какую одежду носили на Руси?

Чем красили полотна для праздничной одежды?

Как называлась самая лучшая комната в избе?

Воспитатель: А теперь гости дорогие, гости званные да желанные проходите за стол, да отведайте угощение.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Как люди трудились раньше» (старшая группа) Конспект занятия «Как люди трудились раньше» старшая группа Цель занятия: Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей славянского.

Дидактическая игра «Знаменитые люди нашего города» (подготовительная к школе группа)Дидактическая игра «Знаменитые люди нашего города» (подготовительная к школе группа) Цель:Вызвать чувство гордости своей малой родиной Воспитывать интерес к жизни знаменитых людей родившихся в нашем городе Дзержинске.

Интегрированное занятие в первой младшей группе (2–3 лет) «Жили у бабуси два веселых гуся» Конспект открытого интегрированного занятия в первой младшей группе (2 – 3 лет) По теме «Жили у бабуси два веселых гуся» Цель: закрепление.

«Как на Руси раньше жили». Фотоотчет мероприятий по проектной деятельности«Как на Руси раньше жили». Фотоотчет мероприятий по проектной деятельности Актуальность. Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре и традициям обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему.

Конспект занятия на тему «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)Конспект занятия на тему «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа) Цель: Формировать представление о семье и старинных семейных обычаях. Задачи: 1. Расширять и углублять понятие семья, как о людях, которые.

Проект «Как жили люди на Руси» имеет наградуПроект «Как жили люди на Руси» имеет награду Наш проект долгосрочный познавательно - творческий Цель проекта:Приобщение детей с нарушением слуха к русской народной культуре через все.

Занятие в младшей группе «Выпечка хлеба на Руси» Тема: «Выпечка хлеба на Руси» Цель: «Продолжать знакомить с процессом выпечки хлеба; прививать любовь к русскому быту; уточнить представление.

Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси» Тема: Традиции Россиян (русские народные праздники на Руси) Цели: Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

Выставка детских работ по проекту «Как жили люди на Руси»Выставка детских работ по проекту «Как жили люди на Руси» Здравствуйте уважаемые коллеги! Закончился учебный год,в каждой группе были проведены родительские собрания. Наши родители увидели выставку.

Экскурсия в музей «Как жили древние люди на Коми земле». ФотоотчетЭкскурсия в музей «Как жили древние люди на Коми земле». Фотоотчет Посещение музея для детей дошкольного возраста является средством приобщения к культурным ценностям и традициям родного края. Совместно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в подготовительной группе «Как жили люди на Руси»
Опубликовано: 1 декабря 2015 в 12:39
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД