Занятие. «Лоскутное шитьё России»

Ольга Ниязова
Занятие. «Лоскутное шитьё России»

Цель: расширять и уточнять представления детей о предметном мире: познакомить с историей лоскутного шитья;

учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки;

развивать чувство цвета, колорита, композиции, поощрять проявления творчества, развивать художественный вкус и умение, обогащающие нашу внутреннюю жизнь и приносящее истинное удовольствие от выполненной работы, развивать интерес к данному виду искусства; познавательную активность;

воспитывать терпение, приучающее к аккуратности

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о мозаике, беседа о мозаике, составление мозаики из кубиков, рассматривание мозаики в калейдоскопе

Словарная работа: лоскут, мозаика, многоцветье, изба, гармоничное сочетание

Развивающая среда: атрибуты к сказке: изба, куклы – три дочери, купец, ярмарка (матрёшки, бусы, кольца, декоративная посуда- деревянные ложки, тарелки, скатерть, вышитая узорами; шапочка для ребёнка для игры – хоровода;

Готовое лоскутное одеяло (для кукол);

презентация «Лоскутная мозаика России»;

организация мастерской: клей, кисточки для клея, альбомные обложки для аппликации, ножницы, простые карандаши, салфетки, трафареты квадратов разных размеров (10*10, 7*7, 5*5), ватман, разделённый на квадраты;

Музыкальный ряд: фонограмма русской народной песни «Ах, вы, сени, мои сени»

Звучит спокойная музыка и воспитатель приглашает детей в сказку.

Воспитатель: Сядьте рядышком, ребятки.

Вам сегодня расскажу, без утайки

по порядку сказку. Все вам доложу.

Жил – был купец. У купца три дочки (показываю) Очень любил купец своих дочерей, но свою младшенькую, Марьюшку, любил больше всех.

Собрался раз купец в город за подарками. Вот и спрашивает он дочерей своих:

«Дочери, мои милые, что в подарок им привезти?»

Старшая говорит: «Привези мне, батюшка, бусы янтарные»,

Средняя говорит: «А мне, батюшка, кольцо серебряное».

А младшая Марьюшка говорит: «А мне, батюшка, привези одеяло лоскутное

Поехал купец в город, да скоро назад вернулся. Накупил подарков для двух дочерей: для старшей дочери- бусы янтарные, для средней – кольцо серебряное. А младшенькой не нашёл одеяла лоскутного. Очень опечалился купец, сел и думает:

«Что же делать? Где же взять мастеров да мастериц таких, чтоб одеяло сшили лоскутное

Воспитатель: (обращается к детям) Что же делать? Как помочь купцу? (дети высказывают своё мнение и приходят к выводу, что одеяло надо сшить)

Воспитатель:(обращаясь к купцу) Не печалься, мы поможем тебе. Сошьём одеяло лоскутное.

Воспитатель: (обращаясь к детям)

Чтобы сшить такое одеяло надо быть настоящими мастерами и мастерицами. Хотите ими стать?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Встанем в хоровод, поиграем в игру «Иголка и нитка».

Хоровод: «Иголка и нитка» (девочка с шапочкой на голове «иголочка», за ней идут девочки «ниточка», под русскую народную мелодию изображают «змейку»)

Воспитатель: Вот мы и стали мастерицами, да мастерами. Все умеют мастерицы: шить, вязать и песни петь. Строчка за строчкой, все лоскуточки ловкие руки собирают в цепочки – а потом сшивают, одеяло получают.

Показ готового изделия.

Воспитатель: Почему оно называется лоскутное одеяло? Наливное яблочко на серебряном блюдечке расскажет нам об этом.

(показывает яблоко на серебряном блюдечке и говорит волшебные слова)

Воспитатель: Катись, катись, яблочко, по серебряному блюдечку, расскажи да покажи «Сказочку лоскутную».

Лоскутная мозаика появилась давно.

В переводе с английского лоскут – заплатка, кусочек материала, пятно неправильной формы. Почему с английского? Потому что лоскутное шитьё впервые появилась в стране, которая называется Англия (слайд 1)

А в России лоскутным шитьём стали заниматься позднее. Лоскутными одеялами украшали как крестьянские избы, но и избы богатых людей. (слайд 2)

Женщины брали сильно поношенные вещи, уже отслужившие свой срок. Такие вещи уже нельзя было носить. Резали их на кусочки - лоскутки. А лоскутки сортировались. Всё, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, В шитье такого одеяла обязательно участвовали все женщины семьи. (слайд 3)

Лоскутные работы, выполненные в русском стиле, отличаются особой яркостью, «весельем» красок. Для них характерно многоцветье, гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а также умелое использование в одном изделии из тканей разных видов. (Слайды 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)

Во многих городах России образуются клубы любителей лоскутного шитья, проводятся встречи, фестивали. Фестиваль – это праздник. 21 марта 2012 года в залах муниципального Краеведческого музея села Исетское Исетского района Тюменской области открылась выставка «Лоскутная сказка». (слайд 11)

В некоторых странах одеяла дарятся новорождённым детям, как оберег, передаётся по наследству, шьют выпускникам школ, как память о детстве.

Воспитатель: Вот какая интересная сказка о лоскутной мозаике. А мы с вами будем продолжать народные традиции и сошьём вот такое лоскутное одеяло, называется оно «Цветные квадраты».

Воспитатель: Я приглашаю вас в творческую мастерскую.

Обратите внимание на это лоскутное одеяло «Цветные квадраты». Какие геометрические фигуры вы видите на одеяле?

Дети: Это квадраты.

Воспитатель: Сколько их?

Дети: Три.

Воспитатель: Какие квадраты по величине?

Дети: Один большой, второй поменьше, третий ещё меньше.

Воспитатель: Правильно. А по цвету квадраты, какие?

Дети: Они разноцветные.

Воспитатель: Проходим к столам, где приготовлен материал для работы.

Воспитатель: Для работы вам понадобятся клей, кисточки, салфетки и квадраты. Посмотрите, как вы будете выполнять работу:

Беру большой квадрат. Обвожу его по трафарету.

Вырезаю.

Смазываю клеем.

Приклеиваю на «одеяло»!

Воспитатель: Обратите внимание, дети, как будете «пришивать» средний по величине квадрат. Вы «пришиваете» его ромбиком. А самый маленький квадрат, располагаете так же как большой. Если нет вопросов, то можно приступить к выполнению работы.

Самостоятельная работа детей сопровождается под русскую народную песню.

Воспитатель: Ребята, скажите, что мы шили?

Дети: Мы шили одеяло.

Воспитатель: А из чего состоит одеяло?

Дети: Одеяло состоит из лоскутков. Оно лоскутное.

Воспитатель: В какой стране впервые стали заниматься лоскутным шитьём?

Дети: Лоскутным шитьём стали впервые заниматься в Англии.

Воспитатель: Что обозначает это слово в переводе с английского языка?

Дети: В переводе с английского языка это слово обозначает заплатка, кусочек, пятно неправильной формы.

Воспитатель: А в России, когда стали шить разные вещи из лоскутков?

Дети: В Росси стали шить вещи из лоскутков позже.

Воспитатель: Кто шил лоскутные одеяла?

Дети: Этим занимались женщины.

Воспитатель: Где мы сейчас можем увидеть лоскутное шитьё?

Дети: В настоящее время организуются настоящие выставки, праздники лоскутного шитья.

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много интересного вы сегодня узнали о лоскутном шитье, о лоскутной мозаике. И сами были настоящими мастерами и мастерицами лоскутного шитья. Посмотрите, ребята, какое замечательное одеяло из лоскутков мы «сшили». Я думаю, что оно очень понравиться младшенькой дочери купца. Мы его ей подарим.

Публикации по теме:

«Подводное царство»«Подводное царство» Цель:Развивать изобразительное умение и навыки детей,развивать у них наблюдательность,расширять их представления о строении рыб и медуз,умение.

Кружок «Кубанские ремесла»Кружок «Кубанские ремесла» Кружок «Кубанские ремесла» Цели: -формировать у дошкольников целостное восприятие искусства как части культуры народа; -раскрывать истоки.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Праздники
Автор публикации:
Занятие. «Лоскутное шитьё России»
Опубликовано: 21 октября 2012 в 11:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Презентация «Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС»
В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного...
Экологическая консультация для родителей «Учите детей любить природу!»
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Ведь взрослые до сих пор, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой...
Шоу мыльных пузырей в детском саду (фотоотчет)
Предлагаю вашему вниманию фотоотчет одного из дней в нашем саду. Лето прекрасная пора-тепло, можнодолго гулять, резвиться. Мы для наших детей стараемся...
Проект по патриотическому воспитанию для старших дошкольников «Помним и гордимся!»
Проект «Помним и гордимся! », посвященный 70-ю победы в Великой Отечественной войне. ( для детей старшей и подготовительной группы) Тип проекта:...
Канатный городок «Паутина»
Этот городок мы с моей напарницей придумали для активного провождения детьми времени. Многие наверняка догадались по названию, что он из себя представляет....