Занятие «Моральные ценности»

Надежда Полыгалова
Занятие «Моральные ценности»

Задачи: 1. Познакомить воспитанников с определениями «мораль», «моральные ценности», «категории морали»; учить оценивать свои положительные и отрицательные черты характера.

2. Воспитывать высокие моральные качества, формировать нормы поведения, необходимые в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах.

3. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: портрет академика А. Д. Сахарова, личные дневники, ручки по количеству участников занятия.

Словарная работа: мораль, регуляция.

Ход занятия.

1. Введение в тему. Моральные ценности и их категории.

Воспитатель: - На свете много разных правил. Без них трудно жить или вообще невозможно. Есть правила русского языка, есть правила дорожного движения и много других правил. А еще есть правила морали. А что вы знаете о морали. Мораль – это правила доброго поведения. Мораль (от лат. moralis – нравственный) – особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения 2) совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом. Моральные ценности - широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением общества в целом. Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

Рассмотрим категории морали:

1) добро и зло;

2) долг, совесть - способность личности осознавать свой долг перед людьми;

3) честь и достоинство личности - наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности;

4) счастье - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; успех, удача.

Существует пять уровней счастья: 1) радость от самого факта жизни; 2) материальное благополучие; 3) радость общения; 4) творчество; 5) делать счастье другим.

Моральных правил тоже много, и все они очень важны для нас. Но есть среди них самое главное, которое называют золотым правилом морали или золотым правилом нравственности - «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Вопрос участникам занятия: - Почему говорят: золотые руки, золотая голова, золотые слова, золотая мысль?

2. Рубрика: Жил на свете человек.

Воспитатель: - В 20 веке жил выдающийся ученый – физик и правозащитник (защитник прав человека, которого знают и уважают во всем мире. Он был убежден, что для сохранения мира нашей стране нужно мощное оружие, и он создавал это оружие. За свои открытия и изобретения он получил много наград, но они не вскружили ему голову. Друзья вспоминают, что он всегда оставался человеком доброй совести и воли, его сердце было полно сострадания людям. Одним из первых Сахаров понял, какую опасность представляет собой ядерное оружие, и решительно выступил против его производства. Почти все свои денежные сбережения он жертвовал на дела милосердия: на строительство больниц на уход за больными детьми и престарелыми. Андрей Дмитриевич посвящает себя защите прав человека, невинно пострадавших людей. Со всех концов страны тянулись к нему люди в поисках справедливости. В его квартире всегда было полно посетителей, дверь закрывалась на газету. После смерти его стали называть Совестью Народа. Вопросы участникам занятия: - А вы встречали таких людей? - К кому бы вы обратились за помощью в трудную минуту? – Кого вы могли бы назвать Совестью Народа? – Хотели бы вы так же помогать людям? – Почему?

3. Упражнение «Исследование».

Участникам занятия предлагается дать описание некоторых качеств человека с проекцией на себя. Воспитатель объясняет, что, характеризуя то или иное качество, они должны «примерять» его на себя и оценивать его с точки зрения своих собственных поступков.

* Добрый человек – это тот, кто…

* Милосердный человек – это тот, кто…

* Честный человек – это тот, кто…

* Отважный человек – это тот, кто…

* Надежный человек – это тот, кто…

* Злой человек – это тот, кто…

* Лживый человек – это тот, кто… * Безжалостный человек – это тот, кто…

* Трусливый человек – это тот, кто…

* Безответственный человек – это тот, кто…

* Ненадежный человек – это тот, кто…

* Справедливый человек – это тот, кто…

4. Поэтическая страничка.

Заранее подготовленный участник занятия читает отрывок из стихотворения Булата Окуджавы «Грузинская песня»

Виноградную косточку в теплую землю зарою, и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, и друзей созову, на любовь свое сердце настрою… А иначе зачем на земле этой вечной живу? – Каким вы представляете героя этого стихотворения? В чем он видит смысл свой жизни, зачем он живет на земле?

5. Игра «Самохарактеристика»

Воспитатель предлагает участникам занятия из ниже предложенных положительных и отрицательных моральных качеств человека выбрать: - качества, которые у них есть;

- качества, которых у них нет;

- качества, которые они хотели бы приобрести.

Активность, доброта, бережливость, бесстыдство, благородство, вежливость, верность, взаимопомощь, воспитанность, высокомерие, гордость, грубость, жизнерадостность, жадность, зависть, заносчивость, исполнительность, искренность, корыстолюбие, любовь, ненависть, милосердие, ответственность, патриотизм, совесть, самостоятельность, сострадание, самоуничижение, скромность, справедливость, самокритичность, самолюбование, терпимость, трудолюбие, уважение, честность,

Вопросы участникам:

- Может ли образ того или иного человека состоять только из положительных характеристик?

- Можно ли считать, что если ты сегодня имеешь плохие привычки, ты уже никогда от них не избавишься?

6. Разыгрывание реальных ситуаций.

* На перемене ты идешь по школе и видишь, что у окна стоит и плачет первоклассник. Твои действия?

*Учитель делает замечания учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что классный руководитель сделала им замечание. А как ты считаешь, прав учитель или не прав? Почему?

* Папа и мама предлагает тебе и твоему брату поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал ваш дедушка. Но брату не хочется ехать, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как ты поступишь?

* В классе появилась новая девочка. Она приехала из Таджикистана. Некоторые ребята в классе предлагают не разговаривать с ней. Объясняя это тем, что девочка «нерусская». Как ты поступишь?

7. Мозговой штурм» Объясни смысл пословицы или поговорки»

Воспитатель предлагает участникам занятия выбрать пословицу или поговорку и объяснить ее смысл.

* Когда совесть раздавали, его дома не было.

* Миром и горы сдвинем.

* Не хвались, пока люди не похвалят.

* Верный друг лучше сотни слуг.

* Делано наспех, сделано на смех.

* Ленивые руки не родня умной голове.

* Когда хочешь себе добра, никому не делай зла.

* Всяк человек своего счастья кузнец.

* Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.

* Порядок время бережет.

* Один раз солгал, другой раз не поверят.

* Умный рассудит, а глупый осудит.

* Где смелость, там и победа.

* Для родной Отчизны не жаль и жизни.

* Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.

* Знание – не водица, само в рот не станет литься.

* Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

8. Актуализация знаний.

Воспитатель: - Давайте подведем итог нашим размышлениям. В чем суть золотого правила морали? Почему это правило живет много тысяч лет? Чему учит нас золотое правило? В чем состоит доброе дело, добрый поступок?

Воспитатель предлагает составить правила морали и записать их в свои дневники.

Например: Делайте добрые дела! Включайтесь в дела своей семьи, старайтесь принести посильную пользу. Не прячьтесь за чужие спины. Помогай людям. Не умеешь – попроси совета, научись. Не бойся ошибок – умный на ошибках учится. Найди для каждого доброе слово. Не обижай слабого. Говори всегда правду.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект создания сказки «Гуси-лебеди» Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя.

«Радость творчества». Презентация проекта в средней группе Работая над проектом "Радость творчества", я поставила перед собой определенную цель:познакомить детей с народным творчеством. Народное искусство,.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Занятие «Моральные ценности»
Опубликовано: 31 октября 2013 в 12:01
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...
Новогодний сувенир (мое творчество)
Скоро праздник к нам придет, Он нам радость принесет, И добавит в жизнь сюрпризов, Ведь он уже так сильно близок! Еще немного подождем, И встречать...
Украшение окон к Новому году.
Украшения окон на Новый год в дошкольных учреждениях уже кажется неотъемлемой частью праздничной атмосферы. И чем ближе новогодние праздники, тем больше...
Семейное Новогоднее творчество детей и их родителей. Фотоотчёт
Недавно я предлагала публикацию о том, что в нашей группе прошло очень интересное родительское собрание. Оно было интересно тем, что это было не обычное...