Занятие по нравственному воспитанию на основе русского фольклора «Хочешь есть калачи — не лежи на печи»

Вера Смагина
Занятие по нравственному воспитанию на основе русского фольклора «Хочешь есть калачи — не лежи на печи»

Программное содержание.

Средствами устного народного творчества учить доброте, взаимопомощи, воспитывать желание трудиться, помогать друг другу, воспитывать любовь к животным, учить видеть красоту русского быта, вырабатывать выразительность речи.

Ход занятия

Воспитатель

- Ребята, мы с вами родились и живём в России, мы – русские люди. И мы очень любим свою Родину с её красивым, певучим русским языком, с её бескрайними просторами, кудрявыми рябинами и белоствольными берёзками, с её добрыми, трудолюбивыми, гостеприимными русскими людьми.

А любовь к Родине начинается с любви к отчиму дому, к родителям, к своей семье, к труду. Семьи на Руси издавна были большие и дружные. Рано начинался день в такой семье. Раньше всех вставали мама и папа, они уходили работать в поле. А дома с детьми оставалась бабушка (открывается ширма, а за ней на кровати спят дети, бабушка замешивает тесто для пирогов).

Бабушка - Уж я детушкам пирог испеку

Уж я внученькам румяненький

На нём корочка пшеничная

А начиночка яичная

А помадочка медовая.

- А детки ещё крепко спят, их разбудит солнышко, которое вот-вот поднимется. А чтобы оно быстрее поднялось, давайте его позовём.

Ребёнок Солнышко, ведрышко Солнышко,вёдрышко

Выгляни в окошечко Взойди поскорей

Солнышко, нарядись, Освети, обогрей

Красное,покажись. Телят да ягнят,

Ещё маленьких ребят.

Воспитатель

- Взошло солнышко – проснулись и наши детки. Перво-наперво надо умыться и причесаться. Дети старались помочь друг другу, особенно заботились о младших братиках и сестрёнках.

Бабушка вносит тазик, наливает воду в кувшин.)

Бабушка

– Водица, царица! Всем помощница!

Помогла лугам, помогай и нам!

Инсценирование потешек.

Ребёнок

Водичка,водичка

Умой моё личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Расти, коса, до пояса

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся.

Дочка маму слушайся.

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

- Травка- муравка сама поднялась.

Птица синица за зерно взялась.

Зайки за капустку, мышки за корку,

Детки за молоко.

Бабушка накрывает на стол, усаживает детей).

Бабушка

– Внученьки мои милые!

Помощнички мои дорогие!

Кушайте на здоровье!

Воспитатель

А где же Юрочка? Видно спит ещё маленький. Кто же его разбудит (Ребёнок спит на лежанке, к нему подходит ребёнок в костюме кота).

Котик серенький присел на печурочке

И тихонечко запел песню Юрочке.

«Вот проснулся петушок, встала курочка.

Подымайся, мой дружок, встань мой Юрочка!»

(Юрочка встаёт, потягивается, умывается и садится за стол.)

Бабушка

- Позавтракали, детки, а теперь и за дело пора.

Воспитатель

С малых лет приучали детей трудиться, ухаживать за животными, относиться к ним бережно, с любовью. Ребята, а каких домашних животных вы знаете (Корова, лошадь, овечка и др.)

Бабушка (подаёт мальчику котомочку, соломенную шляпу, кнутик.)

- Ты спеши-ка, пастушок,

На зелёный на лужок,

Там коровок стереги,

Их от волка береги!

Девочка

– Рано-рано поутру

Пастушок ту-ру-ру-ру

А коровки по селу

Му-му-му да му-му-му

Пастушок спрашивает у бабушки

- Бабушка, ты мою дудочку не видела?

Девочка

- Ой, ду-ду-ду-ду

Потерял пастух ду-ду

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

Пастушок

- Вы, бурёнушки, ступайте,

В чистом поле погуляйте,

А вернётесь вечерком,

Напоите молочком.

Воспитатель

- Детям доверяли работу и в огороде. А работы там ох, как много: и грядки полить, и сорную травку прополоть, и урожай овощей помочь собрать.

- Ребята, а какие овощи вы знаете?

Бабушка (обращается к мальчику):

- Ты, Иван, вырывай бурьян!

Мальчик

- Чтоб росла репка

Сладкая да крепкая,

Чтобы вырос огурец,

Длинноусый молодец,

Чтобы вырос лук

От семи недуг.

Воспитатель

- Находилось детям дело и в лесу: собирали грибы, вкусные сочные ягоды.

(Девочка бежит навстречу бабушке, которая даёт ей корзиночку).

- Ножки, вы ножки, куда вы бежите?

Ножки, вы ножки, куда вы спешите?

Девочка

- Пробегу я по бору,

Грибов, ягод наберу,

Чёрную чернику,

Красну землянику.

Бабушка

– Ну, а ты, Маша, моя лучшая помощница. Что бы я тебе ни поручила, всё ты сделаешь быстро да ладно.

- Наша Маша – хлопота,

День-деньской занята!

Маша

- Мне травы нащипать,

Мне на речку бежать,

Мне козляточек стеречь,

Малых деточек беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька-лиса

Их с собой не унесла.

Воспитатель

- Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка!

Девочка

- Иголка, иголка,

Ты тонка и колка,

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик.

Воспитатель

- А чтобы работа была в радость да спорилась, запевали песню.

(Выходит бабушка с прялкой, с ней девочка-внучка садится на скамеечку).

«Прялица» (поют)

Поёт бабушка:

- Уж ты, прялица, ты прялица моя,

Пойду вынесу на улицу тебя,

Буду прясть и попрядывать,

На ребятушек поглядывать.

Поёт внучка:

- Напряду я много пряженьки

Мне с бабусею на варежки.

Я бабусю свою слушаюсь,

Пирожки, оладьи кушаю.

Бабушка

- Внученьки мои дорогие, помощнички вы мои, без вас мне бы ни за что не управиться (к бабушке подходят девочка с «Юрочкой», который играл на коврике).

Девочка

- Бабушка, а можно нам теперь погулять?

Бабушка

- Конечно! Недаром в народе говорят: «Сделал дело - гуляй смело!»

Воспитатель

- Давайте-ка мы с вами пойдём на лужок да поиграем (русская народная игра «Горелки»).

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народное творчество.Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народное творчество. Целью данного проекта являлось обобщение и углубление знаний детей о культуре своего народа,русском народном искусстве и фольклоре. Определив.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Дикие животные
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Занятие по нравственному воспитанию на основе русского фольклора «Хочешь есть калачи — не лежи на печи»
Опубликовано: 25 июля 2013 в 19:48
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по проекту «Волшебная изонить» Подготовила Булгакова Н. А.
Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Занятия изонитью...
Спокойного зимнего сна. Коллажи на тему «Как дикие животные подготовились к зиме»
В рамках лексической темы: "Дикие животные"в пятницу мы с детьми «укладывали спать» зверей на долгий зимний сон. Для этого нам пришлось вспомнить, как...
Новогодний праздник в средней группе «Приключения Огненного Петушка»
Новогодний праздник в средней группе "Приключения Огненного Петушка" Раздается бой курантов. Ведущий: Ой, ребятки, тише, тише! Что-то сказочное слышу! Видно...
«Волшебные цветы». Творческие работы детей.
Есть на свете цветок - алый-алый, Яркий, пламенный, будто заря, Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовется не зря. Может, там, за седьмым перевалом...
Фотоотчёт «Готовимся к Новому году»
Фотоотчёт: "Готовимся к новому году". Новый Год уже совсем близко! Но, у нас, еще есть время, для того, что бы сделать что-то красивое, сказочное,...