Пересказ рассказа «Осень». Занятие по развитию речи в подготовительной группе

лидия акентьева
Пересказ рассказа «Осень». Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Цель:

Формировать навыки связного последовательного пересказа с опорой на графические схемы.

Основные задачи:

1. Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

2. Развитие фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы.

3. Формирование грамматических обобщений и усвоение нормативного использования языка.

4. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.

Методические формы и приемы:

Моделирование, составление целого из частей (синтез, чтение, беседа; рассматривание предметных картинок по теме; лексико-грамматические упражнения; выстраивание графической мнемодорожки; прослушивание музыкального произведения.

Оборудование:

Графические схемы, предметные картинки с изображением грибов и ягод; магнитные картинки (разрезные);фонограмма П. И. Чайковского «Осенняя песнь»,наборное полотно; магнитная доска.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о осени.

Знакомство с творчеством писателя.

Отгадывание загадок по темам: осень, грибы, ягоды.

Наблюдение в природе.

Дидактические игры «Времена года».

Хороводные игры «Здравствуй осень», «Огород».

Ход занятия.

1. Организационный момент:

В кругу слушаем музыку «Осенняя песнь» П. И. Чайковского

Воспитатель: От кого нам пришла музыкальная весточка (от осени)

Кроме этого она нам выслала волшебную шкатулку.

А сама она заблудилась в болотах, и просит нас о помощи. Поможем ей?

Нужно выполнить ряд заданий, чтоб она нашла дорогу к нам в детский сад. За каждое правильно выполненное задание осень будет присылать по листочку.

Дидактическая игра «Что лишнее»

Предлагается послушать детям цепочки слов и определить лишнее слово, отвечать развернутым предложением.

• Мухомор, подберезовик, лисичка, опенок.

• Сыроежка, лисичка, поганка, подосиновик.

• Клюква, земляника, брусника, волчья ягода.

(Дети садятся)

Давайте с вами, чтоб не отвлекаться воспользуемся волшебной шкатулкой и положим в нее ваше внимание и интерес, а потом узнаем, что же получится из вашего внимания в волшебной шкатулке.

2. Подготовка к восприятию текста.

Вот и второе задание «Отгадайте - ка загадки и найдите все отгадки»

Выстраивание графического плана рассказа.

Предлагаем детям отгадать загадки, найти схематическое изображение отгадок и поместить на доску.

• Приходит по луже, уходит по стуже. (осень)

• По небу плывет, дождик несет. (облако)

• Муха охнула сперва:

«Ах какие кружева!

Я попала в кружева - и пропала голова». (паутина)

• Кто шляпу на ногу надевает? (гриб)

• Была зеленой маленькой, потом я стала аленькой.

На солнце покраснела я, вот теперь я спелая (ягода).

3. Следующее задание. Чтение рассказа.

Развитие слухового внимания, памяти, творческого воображения.

Внимательно послушайте рассказ И. Соколова – Микитова «Осень» (в сокращении)

После лета наступила золотая осень.

По высокому небу бегут облака.

В погожие теплые дни летает над землей липкая паутина.

По опушкам лесов еще растут грибы: подосиновики, сыроежки, опята и рыжики. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.

На лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух!

4. Беседа по содержанию.

Развитие диалогической речи, запоминание последовательности текста, выстраивание плана пересказа с помощью опорных схем.

• Какое время года наступает после лета? (После лета наступает золотая осень).

• По какому небу бегут облака? (По высокому небу бегут облака).

• Что летает над землей в погожие, теплые дни? (В погожие теплые дни над землей летает липкая паутина).

• Какие грибы растут по опушкам лесов? (По опушкам лесов растут грибы: подосиновики, сыроежки, грузди и рыжики).

• Какая ягода краснеет на лесных полянах? (На лесных полянах краснеют гроздья рябины).

• Что рассыпано по кочкам в болотах? (По кочкам в болотах рассыпана румяная клюква).

Мы немного отдохнем, осень выручать пойдем

Физминутка.

По болоту мы идем,

Клюкву собираем,

Скачет к нам зайчишка

В сером армячишке

Прыг – скок, прыг –скок

Ускакал от нас дружок

По болоту мы идем

Клюкву собираем

Может осень повстречаем.

Что – то рыжее мелькнуло под кустом

Это рыжая лисичка помахала нам хвостом.

По болоту мы шагали

Клюквы много мы набрали

А вот осень золотую так не повстречали.

.

5. Следующее задание. Лексико – грамматические упражнения.

1. Упражнение «Подбери признак.» Активизация словаря признаков, согласование существительных с прилагательными.

Осень (какая) (Золотая, поздняя, дождливая, серая).

• А в рассказе какая осень? (Золотая)

• Небо, какое? (Прозрачное, высокое, голубое, серое, пасмурное, дождливое).

• А в рассказе небо, какое (Прозрачное, высокое).

• Клюква, какая? (Румяная, кислая, красная, вкусная, полезная).

• А в рассказе клюква, какая? (Румяная).

2. Упражнение «Почему?»

Развитие воображения, логического мышления.

Выставляются на наборное полотно грибы и ягоды.

Вопрос: Назовите грибы и ягоды? Почему их так называют?

• Подосиновик – растет под осинами.

• Сыроежки – можно есть сырыми.

• Грузди – грибы большие, грузные.

• Рыжики – оранжевого цвета, очень ароматные.

• Гроздья рябины – много ягод на одной ветке.

• Румяная клюква – ягода красная, алая, как щеки на морозе.

6. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

7. Пересказ рассказа с опорой на графический план.

Развитие связной речи.

Рассказ осуществляется детьми парами и индивидуально, можно попробовать по цепочке. (4-6 детей)

8. Итог занятия «Хоровод – Осень».

1. Здравствуй осень, здравствуй осень

Хорошо, что ты пришла

У тебя мы осень спросим

Что в подарок принесла

Осень:

Принесла я вам муки

Значит, будут пирожки

Принесла вам гречки

Каша будет в печке

Принесла вам овощей

И для супа и для щей

Рады вы ли грушам

На зиму засушим

2. Ты и яблок, ты и хлеба

Ты и меду принесла

А подарочков собою

Ты нам осень припасла?

О:Припасла, припасла!

А сейчас посмотрим, что же получилось в шкатулке из нашего внимания и интереса (подарки от осени в виде ягод, грибов).

Публикации по теме:

Интегрированное контрольно-итоговое занятие в средней группе. Вот это снеговик! Цель: Умение детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Умение придумывать.

«Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы». Тема: Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы». Почему мы выбрали пересказ?.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Пересказ рассказа «Осень». Занятие по развитию речи в подготовительной группе
Опубликовано: 19 апреля 2013 в 13:50
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Смотр-конкурс «Зимняя сказка». Зимнее оформление
Данный смотр - конкурс проводится в нашем ДОУ в соответствии с годовым планом работы в рамках подготовки к празднованию Нового года. Цель...
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль — март
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль – март ( В. В. Гербова) Тема недели «Неделя здоровья» Занятие 1 Тема Обучение...