Пересказ рассказа «Осень». Занятие по развитию речи в подготовительной группе

лидия акентьева
Пересказ рассказа «Осень». Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Цель:

Формировать навыки связного последовательного пересказа с опорой на графические схемы.

Основные задачи:

1. Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

2. Развитие фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы.

3. Формирование грамматических обобщений и усвоение нормативного использования языка.

4. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.

Методические формы и приемы:

Моделирование, составление целого из частей (синтез, чтение, беседа; рассматривание предметных картинок по теме; лексико-грамматические упражнения; выстраивание графической мнемодорожки; прослушивание музыкального произведения.

Оборудование:

Графические схемы, предметные картинки с изображением грибов и ягод; магнитные картинки (разрезные);фонограмма П. И. Чайковского «Осенняя песнь»,наборное полотно; магнитная доска.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о осени.

Знакомство с творчеством писателя.

Отгадывание загадок по темам: осень, грибы, ягоды.

Наблюдение в природе.

Дидактические игры «Времена года».

Хороводные игры «Здравствуй осень», «Огород».

Ход занятия.

1. Организационный момент:

В кругу слушаем музыку «Осенняя песнь» П. И. Чайковского

Воспитатель: От кого нам пришла музыкальная весточка (от осени)

Кроме этого она нам выслала волшебную шкатулку.

А сама она заблудилась в болотах, и просит нас о помощи. Поможем ей?

Нужно выполнить ряд заданий, чтоб она нашла дорогу к нам в детский сад. За каждое правильно выполненное задание осень будет присылать по листочку.

Дидактическая игра «Что лишнее»

Предлагается послушать детям цепочки слов и определить лишнее слово, отвечать развернутым предложением.

• Мухомор, подберезовик, лисичка, опенок.

• Сыроежка, лисичка, поганка, подосиновик.

• Клюква, земляника, брусника, волчья ягода.

(Дети садятся)

Давайте с вами, чтоб не отвлекаться воспользуемся волшебной шкатулкой и положим в нее ваше внимание и интерес, а потом узнаем, что же получится из вашего внимания в волшебной шкатулке.

2. Подготовка к восприятию текста.

Вот и второе задание «Отгадайте - ка загадки и найдите все отгадки»

Выстраивание графического плана рассказа.

Предлагаем детям отгадать загадки, найти схематическое изображение отгадок и поместить на доску.

• Приходит по луже, уходит по стуже. (осень)

• По небу плывет, дождик несет. (облако)

• Муха охнула сперва:

«Ах какие кружева!

Я попала в кружева - и пропала голова». (паутина)

• Кто шляпу на ногу надевает? (гриб)

• Была зеленой маленькой, потом я стала аленькой.

На солнце покраснела я, вот теперь я спелая (ягода).

3. Следующее задание. Чтение рассказа.

Развитие слухового внимания, памяти, творческого воображения.

Внимательно послушайте рассказ И. Соколова – Микитова «Осень» (в сокращении)

После лета наступила золотая осень.

По высокому небу бегут облака.

В погожие теплые дни летает над землей липкая паутина.

По опушкам лесов еще растут грибы: подосиновики, сыроежки, опята и рыжики. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.

На лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух!

4. Беседа по содержанию.

Развитие диалогической речи, запоминание последовательности текста, выстраивание плана пересказа с помощью опорных схем.

• Какое время года наступает после лета? (После лета наступает золотая осень).

• По какому небу бегут облака? (По высокому небу бегут облака).

• Что летает над землей в погожие, теплые дни? (В погожие теплые дни над землей летает липкая паутина).

• Какие грибы растут по опушкам лесов? (По опушкам лесов растут грибы: подосиновики, сыроежки, грузди и рыжики).

• Какая ягода краснеет на лесных полянах? (На лесных полянах краснеют гроздья рябины).

• Что рассыпано по кочкам в болотах? (По кочкам в болотах рассыпана румяная клюква).

Мы немного отдохнем, осень выручать пойдем

Физминутка.

По болоту мы идем,

Клюкву собираем,

Скачет к нам зайчишка

В сером армячишке

Прыг – скок, прыг –скок

Ускакал от нас дружок

По болоту мы идем

Клюкву собираем

Может осень повстречаем.

Что – то рыжее мелькнуло под кустом

Это рыжая лисичка помахала нам хвостом.

По болоту мы шагали

Клюквы много мы набрали

А вот осень золотую так не повстречали.

.

5. Следующее задание. Лексико – грамматические упражнения.

1. Упражнение «Подбери признак.» Активизация словаря признаков, согласование существительных с прилагательными.

Осень (какая) (Золотая, поздняя, дождливая, серая).

• А в рассказе какая осень? (Золотая)

• Небо, какое? (Прозрачное, высокое, голубое, серое, пасмурное, дождливое).

• А в рассказе небо, какое (Прозрачное, высокое).

• Клюква, какая? (Румяная, кислая, красная, вкусная, полезная).

• А в рассказе клюква, какая? (Румяная).

2. Упражнение «Почему?»

Развитие воображения, логического мышления.

Выставляются на наборное полотно грибы и ягоды.

Вопрос: Назовите грибы и ягоды? Почему их так называют?

• Подосиновик – растет под осинами.

• Сыроежки – можно есть сырыми.

• Грузди – грибы большие, грузные.

• Рыжики – оранжевого цвета, очень ароматные.

• Гроздья рябины – много ягод на одной ветке.

• Румяная клюква – ягода красная, алая, как щеки на морозе.

6. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

7. Пересказ рассказа с опорой на графический план.

Развитие связной речи.

Рассказ осуществляется детьми парами и индивидуально, можно попробовать по цепочке. (4-6 детей)

8. Итог занятия «Хоровод – Осень».

1. Здравствуй осень, здравствуй осень

Хорошо, что ты пришла

У тебя мы осень спросим

Что в подарок принесла

Осень:

Принесла я вам муки

Значит, будут пирожки

Принесла вам гречки

Каша будет в печке

Принесла вам овощей

И для супа и для щей

Рады вы ли грушам

На зиму засушим

2. Ты и яблок, ты и хлеба

Ты и меду принесла

А подарочков собою

Ты нам осень припасла?

О:Припасла, припасла!

А сейчас посмотрим, что же получилось в шкатулке из нашего внимания и интереса (подарки от осени в виде ягод, грибов).

Публикации по теме:

Интегрированное контрольно-итоговое занятие в средней группе. Вот это снеговик! Цель: Умение детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Умение придумывать.

«Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы». Тема: Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы». Почему мы выбрали пересказ?.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Пересказ рассказа «Осень». Занятие по развитию речи в подготовительной группе
Опубликовано: 19 апреля 2013 в 13:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Зимние деревья»
Задачи: развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа; обогащать словарь; учить детей рисовать дерево...
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016–17 учебный год
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016-17 учебный год Воспитатель: Афанасьева Марина Вячеславовна «Нет такой стороны воспитания, на...
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...