Занятие на тему «Транспорт»

Наталья Любимова
Занятие на тему «Транспорт»

ВВЕДЕНИЕ

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

Язык – «важнейшее средство человеческого общения»

   Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизация словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирование разговорной речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

    В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком – то событии, явлении, о последовательности  событий. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно  понял говорящего.

     В формирование связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого  и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем – нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно – следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенных предложений.     

                                  ТРАНСПОРТ.     

Цель занятия:

1. развитие связной речи детей

2. тренировка в составлении описательных рассказов с опорой на предмет

3. практическое усвоение предлога НА ; слов, обозначающих действия. Активизация словаря по теме: «Транспорт»

4. учить детей использовать в речи сложноподчиненные предложения

5. воспитывать у детей культуру поведения на улице. Закрепить знания о правилах дорожного движения

6. развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему, учить использовать впечатления из собственного жизненного опыта

7. закрепление и обобщение знаний детей о транспорте

8. закрепить действия контроля.

9. словообразование существительных путем сложения слов

10. подбор антонимов. Усвоение глаголов с разными приставками.

Оборудование:

Магнитофон, игра «Компьютер» (У каждого ребенка, Незнайка. Сюжетные картинки, загадки, картинки – отгадки, светофор. Предметные  картинки транспорта (у каждого ребенка, «веселый паровозик». Таблички на определения места звука в слове.

Предварительная работа: экскурсия, наблюдение за транспортом во время прогулки.

Ход занятия

1. Оргмомент – на внимание.

2. Постановка цели занятия

- Посмотрите, кто к нам пришел на занятие (Незнайка)

- Сегодня он пришел к нам  со своим сундучком. Интересно, что у него там? Но сначала посмотрим, что еще принес нам Незнайка: какую – то чудесную вещь. Что это такое, вы сможете узнать, если отгадаете загадку:

     Два соседних колеса

     Собирают голоса.

     Друг от друга тянут сами

     Поясочек с голосами.

- Правильно, это наш старый знакомый – магнитофон. Он сегодня будет помогать нам на занятии.

- А теперь посмотрим, что же в сундучке?  (логопед вынимает из сундучка и расставляет на панно предметные картинки – транспорт). Назовем эти картинки

- А как сказать одним словом что это? (транспорт)

- Да, Незнайка предлагает нам сегодня поговорить о транспорте. А он будет внимательно слушать вас.

3. Дифференциация видов транспорта в зависимости от места передвижения

- Посмотрите внимательно на картинки. Что это? (дорога, железная дорога, небо, море)

- Подумайте, на чем можно ездить по земле, по дороге?

- Как называется транспорт, на котором можно ездить по земле? (Наземный)

- А на чем можно ездить по железной дороге?

- Как  называется  транспорт, на котором можно ездить по железной дороге?

(железнодорожный)

- А чем отличается железнодорожный транспорт от наземного? (железнодорожный транспорт едет ; только по железной дороге, где есть рельсы, шпалы, насыпь)

- Подумайте, на чем можно летать?

- Как называется транспорт, на котором можно лететь по воздуху? (воздушный)

- Какие средства существуют для передвижения по воде? На чем можно плыть?

- Как называется транспорт, на котором можно   плыть по воде? (водный)

- Правильно, в зависимости от места передвижения мы различаем наземный, железнодорожный, воздушный, водный транспорт.

  А теперь давайте отгадаем загадки о транспорте, которые тоже оказались в Незнайкином сундучке. Вы не просто должны отгадать, о каком транспорте говорится в загадке, но и назвать, к какому виду он относится (картинки – отгадки логопед прикрепляет на рисунки)

  Не летает, не жужжит,

  Жук по улице бежит.

   И горят в глазах жука

   Два блестящих огонька (автомобиль)

   Давайте разделим слово автомобиль на слоги.   Сколько слогов? (4 слога)

   В поле лестница лежит,

   Дом по лестнице бежит (Поезд)

   Сколько слогов в слове поезд? (2 слога)

  

  Что за птица: песен не поет,

   Гнездо не вьет,

   Людей и груз везет (самолет)

   Сколько слогов в слове самолет? (3 слога)

  К лежебоке у реки

  Притащил я две руки.

  По руке к бокам приладил

  И поплыл по водной глади (лодка)

Сколько слогов в слове лодка? (2 слога)

Вот так чудо!  Чудеса!

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу

И качу, качу, качу! (велосипед)

Сколько слогов в слове велосипед? (4 слога)

Плывет белый гусь –

Брюхо деревянное,

Крыло полотняное (яхта)

Сколько слогов в слове яхта? (2 слога)

Чудо – птица,

Алый хвост.

Прилетела в стаю звезд (ракета)

Сколько слогов в слове ракета?  (3 слога)

Что за чудо:

Красный дом,

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины,

А питается бензином (автобус)

Сколько слогов в слове автобус? (3 слога)

- А теперь давайте условимся, что наземный, воздушный и водный транспорт мы обозначим табличками (расставим эти таблички над рисунками на доске)

- А теперь поиграем в компьютеры.

- Кто не знает, что изображено на его картинке, поднимет руку.

Обозначьте на линеечках, какой у вас вид транспорта.

Поднимите экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Кто выполнил неверно, исправьте ошибку.

Опустите экраны на место. Расскажите, у кого какой транспорт, к какому виду он относился.

Вы назвали, на чем можно ездить по земле, летать по воздуху и плыть по воде. А можно ли ездить под землей? (на метро)

- Какой это вид транспорта? (подземный)

- Да, сейчас у нас есть и такое чудо, как подземный транспорт! Многие из вас ездили на чудесных подземных поездах – электричках, у которой двери сами закрываются. Еще есть лесенка – чудесенка. Как вы думаете как она называется? (эскалатор).

Вывод: итак, мы вспомнили все виды транспорта в зависимости от места передвижения: наземный, железнодорожный, воздушный, водный, подземный.

4. дифференциация видов транспорта в зависимости от выполняемой работы.

  - Когда мы ездили на экскурсию по нашему городу, видели, сколько машин движется по улицам! Одни спешат своевременно доставить людей на работу, другие везут грузы на завод, развозят различные товары и продукты. Каждая машина выполняет свою работу. А какой вы знаете транспорт, в зависимости от работы, которую он выполняет? (пассажирский, грузовой, специальный)

- Вспомните нашу экскурсию с милиционером ГАИ. В каком потоке машин мы ехали! Каких машин только не было! И хотя машин было очень много, на дороге был порядок. Кто следит за порядком на дороге? Кому подчиняются все машины? (регулировщику)

А какая у постового – регулировщика одежда? (форма, белый ремень, белые перчатки, в руках жезл)

А почему регулировщик так одет? (чтобы водители сразу увидели его)

А для чего нужен жезл? (жезл – как волшебная палочка в руках регулировщика: им он показывает, какие машины могут ехать, а какие должны остановиться)

А кому еще подчиняются водители и пешеходы? (светофору)

Где стоит светофор? (на перекрестке)

Почему он так стоит? (  чтобы водители и пешеходы видели, какой приказ отдает светофор)

Что приказывает красный свет? (стой)

Желтый? (приготовиться)

Зеленый? (иди или можно ехать)

5. физкультминутка

• считалка под мяч «транспорт»

Задание для детей «Назовите  тот вид транспорта, где слышим звук «С»

мы картинки называем,

с ними транспорт изучаем:

вот троллейбус и автобус,

самосвал и аэробус,

самолет и самокат,

саночки и снегокат.

6. словообразование существительных путем сложения основ.

«объясни слово»

Вот задачки мы решаем

И словечки получаем,

Части слова мы слагаем,

В играх транспорт повторяем.

Само….плюс…лет получаем (самолет) (почему так называется)

Само….плюс….кат получаем (самокат) (почему так называется)

Снего ….плюс…ход получаем (снегоход) (почему так называется)

Слова для игры: самоход, снегоход, вездеход, вертолет, аэроплан, самосвал, луноход, бензовоз, молоковоз, тепловоз.

7. подбор антонимов. Усвоение глаголов с разными приставками

Грузовик подъехал к дому, а потом ….отъехал

Грузовик въехал на горку, а потом….съехал

Грузовик заехал в гараж, а потом….выехал

Грузовик  укатил, а потом…. прикатил

Грузовик уехал, а потом….приехал

Грузовик отъехал, а потом….приехал

8. специальные машины

- А какие машины могут ехать на красный свет светофора? (пожарная машина,

«скорая помощь», милицейская машина, аварийная.)

Почему эти машины мчатся, гудя на всю улицу и не останавливаясь на перекрестках?

Почему пешеходы и другие машины должны  пропускать их?

Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные машины. Так они называются? (специальные)

А как вы думаете, есть ли специальный воздушный или водный транспорт? Назовите его.

Вывод: запомните, что в зависимости от вида работы транспорт делится на пассажирский, грузовой и специальный.

9 игра на внимание

Посмотрите, какие  картинки загадки привез нам сегодня Веселый Паровозик. Эти загадки смогут отгадать только самые внимательные дети.

1) посмотрите на 1-й вагончик. О какой картинке я говорю: не грузовик и не красный ….)

2) посмотрите на 2- й вагончик. Не трамвай и не синий ….)

3) посмотрите на 3-й вагончик. Не самолет  и у него не черные лопати на винте, а синие….)

10. составление рассказа – описания с опорой на предметную картинку.

11. угадайте, это кто? (работа с магнитофоном)

   - каждый из вас знает стихи о транспорте. Я обещала вам, что тот, кто лучше всех будет следить за своей речью, стараться произносить все звуки, будет записан на магнитофон. Сейчас мы прослушаем эту запись. Угадайте, кто был самым старательным? (стихотворение «Умные вещи»)

12 как вести себя на улице

     - вы обратили внимание на последнюю строчку стихотворения? Да, с машинами надо дружить и, чтобы машины не причиняли вам зла, надо всегда помнить правило поведения пешеходов на улице. Об этих правилах мы много разговаривали. О них нам рассказал инспектор ГАИ. Давайте еще раз вспомним, где можно переходить дорогу (только по пешеходной дорожке, по «зебре», на зеленый свет)

Никогда нельзя перебегать дорогу в неположенном месте! Запомните: машину сразу остановить водитель не может!

13  Звуковой анализ.

Логопед выставляет на доску картинку  с изображением  автобуса и предлагает сделать звуковой анализ

Сколько слогов в слове автобус?

Сколько гласных?

Сколько согласных?

Какой первый звук в слове?

Какой последний звук?

14 Итог занятия

Список используемой литературы:

М. А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»

О. С. Ушакова, М. Ф. Фомичева «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с  ФФН»

С. А. Васильева, Н. В. Соколова «Логопедические игры для дошкольников»

Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду»

Публикации по теме:

Анкета для родителей Анкета для родителей. Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного.

Насыщенная, интересная и увлекательнаядошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения и улучшение здоровья дошкольника. Тема:"Насыщенная, интересная и увлекательная дошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения здоровья воспитанника. ""здоровье-бесценный.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Транспорт
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Занятие на тему «Транспорт»
Опубликовано: 30 января 2012 в 14:11
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....