Занятие опытническая деятельность в старшей группе: «Почему не тонут корабли?».

Ирина Дубова
Занятие опытническая деятельность в старшей группе: «Почему не тонут корабли?».

Программные задачи:

• Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха (лёгкий, не пахнет).

• Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.

• Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, но его можно поймать, увидеть, спрятать, почувствовать.

• Способствовать овладению различными способами обнаружения воздуха.

• Учить детей последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

• Продолжать развивать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности.

• Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; развивать мышление, речь, интерес к познавательной деятельности; развивать зрительное и слуховое восприятие; формирование умения выражать свою точку зрения.

• Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Оборудование и материалы: весы, пластилин, трубочка из–под сока, пенопласт, деревянный брусок, алюминиевая банка, металлические предметы, лупы, бассейн, самодельные кораблики.

Ход занятия:

Воспитатель: - Какое сейчас время года? (ответы детей).

- Какие изменения происходят весной в неживой природе? (ответы детей).

Воспитатель: - Мы с вами недавно делали кораблики, чтобы пускать их в весенних ручейках.

Воспитатель: - Вы хотите узнать, почему не тонут корабли?

- Я приготовила разные предметы. Давайте рассмотрим! (пластилин, трубочка из–под сока, пенопласт, деревянный брусок, алюминиевая банка, металлические предметы).

Воспитатель: - Как вы думаете, какие предметы не тонут? (дети высказывают свои предположения).

- Я предлагаю нам проверить плавучесть предметов!

Воспитатель: - Какие предметы плавают? (ответы детей).

- Все ли эти предметы лёгкие? (ответы детей).

- Возьмите в одну руку алюминиевую банку, а в другую пластилиновый шарик.

- Какие они по весу? (ответы детей).

- Как мы сможем это проверить? (ответы детей: нам помогут весы).

- Как вы думаете, почему алюминиевая банка не утонула, ведь она тяжелее? (предполагаемые ответы детей: внутри банки есть воздух, который удерживает банку на поверхности).

- А если наполним банку водой, что произойдёт? (предполагаемые ответы детей).

- Давайте проверим (дети вместе с воспитателем наполняют банки водой и убеждаются, что банка утонет).

Воспитатель: - Почему банки наши утонули? (предполагаемые ответы детей: в них нет воздуха, его вытеснила вода).

- Почему утонул пластилиновый шарик, ведь по весу он легче? (предполагаемые ответы детей: в нём нет воздуха).

Воспитатель: - Как вы думаете, почему не утонула пемза, деревянный брусок, пенопласт? (предполагаемые ответы детей: в них есть воздух).

- Давайте рассмотрим с помощью лупы. Где прячется воздух? (предполагаемые ответы детей: в порах этих предметах).

Воспитатель: - Что произойдёт, если мы соединим предмет, который плавает, например: палочку с предметом который тонет, например: пластилин? (предполагаемые ответы детей).

- Мы это сейчас проверим! Возьмите маленький кусочек пластилина и прикрепите к палочке, вот так (показ воспитателя).

Воспитатель: - Что произошло? (предполагаемые ответы детей: палочка, на которую прикреплён пластилин, плавает стоя).

Воспитатель: - Как вы думаете, если к палочке мы прикрепим большой кусок пластилина, что тогда произойдёт? (предполагаемые ответы детей).

- Давайте проверим! (проверяя, дети узнают, что тонет).

Воспитатель: - Вот из пластилина я сделала лодку, может она тоже утонет? (предполагаемые ответы детей).

- Давайте проверим! (проверяя, дети узнают, что не тонет).

- Почему? (предполагаемые ответы детей: благодаря воздуху).

Воспитатель: - Кусок пластилина тонет, потому что в нём нет воздуха, и весит больше, чем вытесняемая им вода. Лодка плавает, потому что тяжесть распределяется на большую поверхность воды, и есть воздух.

Воспитатель: - У меня есть надутый воздушный шар. Как вы думаете, он утонет? (предполагаемые ответы детей).

- Давайте проверим! (проверяя, дети узнают, что не тонет).

- Почему? (предполагаемые ответы детей: он наполнен воздухом).

Воспитатель: - Мы с вами на занятии по ручному труду изготовили лодки из разных материалов (из скорлупы грецкого ореха, из спичечной коробки, из фольги, из пластилина).

- Давайте проверим, как много грузов могут перевезти наши лодки.

Воспитатель: - Вот моя лодка больше всего груза перевезёт. Я её до краёв загружу.

- Ой, моя лодка, она утонула. Почему? (предполагаемые ответы детей: перегрузила).

Воспитатель: - Правильно я неправильно распределила груз на поверхности лодки. Нужно распределять равномерно по всей поверхности и не жадничать: «Потому что груз вытеснит воздух, и плавучесть лодки исчезает.

- Попробуйте теперь вы.

Воспитатель: - Вы, знаете, почему не тонут корабли, как люди узнают, что корабль переполнен и погрузку надо, прекратить? (ответы детей).

- Я вам сейчас расскажу. На бортах больших судов рисуют линии, которые называются грузовыми отметками. Когда вода доходит до определённой отметки, погрузку корабля прекращают.

Воспитатель: - Представьте, что это корабль (воспитатель показывает детям маленькую банку). К дну банки прикрепляется пластилин, это мы делаем для устойчивости. Внутри банки сделана отметка. Мы будем аккуратно накладывать в неё по одной фасолинке. И посмотрим, что произойдёт с отметкой (заметить с детьми, сколько фасолин можно положить в банку).

Воспитатель: - Если мы положим больше, что произойдёт? (предполагаемые ответы детей: банка утонет).

Воспитатель: - Корабли, лодки, катера – это всё что? (предполагаемые ответы детей: надводный вид транспорта).

Воспитатель: - Есть ещё и подводные виды транспорта. Давайте вспомним какие? (предполагаемые ответы детей: подводные лодки, батискафы).

- Вы хотите узнать, как же они плавают под водой и не тонут, и при необходимости всплывают на поверхность? Чтобы это узнать, мы с вами погружаем, пустые алюминиевые банки в воду, чтобы они наполнились водой и утонули. В банки вставим конец пластиковой трубочки (дети делают по показу воспитателя).

- Давайте подуем в трубочку. Что произошло? (предполагаемые ответы детей: банки всплыли).

Воспитатель: - Воздух, который мы вдуваем в банку, вытесняет воду. От этого банка становится легче и поднимается на поверхность. В подводной лодке есть похожие на алюминиевую банку цистерны. Чтобы подводной лодке погрузиться необходимо, наполнить цистерны, как вы думаете чем? (предполагаемые ответы детей: водой). А для того чтобы лодка всплыла на поверхность в цистерны закачивают, как вы думаете что? (предполагаемые ответы детей: воздух).

Воспитатель: - Как вы думаете, где человек использует плавучесть воздуха в обычной жизни? (предполагаемые ответы детей: резиновая лодка, спасательный жилет, спасательный круг).

Воспитатель: - Так почему не тонут корабли? (предполагаемые ответы детей: в них есть воздух, корабли имеют определённую форму).

Воспитатель: - Правильно, ребята! Корабли имеют определенную форму; в них есть перегородки наполненные воздухом; на корпусе судна есть грузовые отметки, которые указывают на загруженность судна.

Публикации по теме:

НОД «Наблюдение за воздухом (Невидимка-воздух)» Цели: -подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас Задачи: -дать представление о том, что он занимает место и обладает.

Воздух — невидимка ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА Предметная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Участники: детский сад, группа.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Занятие опытническая деятельность в старшей группе: «Почему не тонут корабли?».
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 20:33
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Вас в сказку добрую зовём»
Под таким названием 15 августа в Кореновской детской библиотеке состоялось интересное мероприятие для дошколят ( интерактивная викторина. Дети вместе с...
«Любит лето детвора. На прогулку нам пора.» Фото отчёт об оформлении участка.
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вам прогуляться по нашему участку. Это оборудование для игр с мячами. Над столом находится...
Прогулка «Наблюдение за цветами».
Цели: Учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, различать характерные признаки растения; воспитывать бережное отношение к...
Фото отчет «Развлечение по ПДД со старшими дошкольниками «Светофор нас в гости ждет,...
Здравствуйте! В Нижнем Новгороде сегодня прекрасная погода. По календарю лето подходит к концу, а будто макушка лета-июль. Солнечно и приятно-жарко, тихо, и...
Музыкальные картинки летних дней в детском саду фотоотчет
Лето - чудесное время года! Его деньки играючи пролетают оставляя в памяти массу впечатлений. В нашем детском саду каждый день пребывания детей...