Открытое занятие в старшей группе «Ознакомление со свойствами льда, воды и пара»

Людмила Толстенко
Открытое занятие в старшей группе «Ознакомление со свойствами льда, воды и пара»

"Ознакомление детей со свойствами льда, воды и пара"

Цель: Уточнить знания детей о свойствах твёрдых, жидких и газообразных тел, представление о трёх состояниях воды и причинах перехода одно в другое.

Оборудование: Тарелочки со льдом, баночки с водой, салфетки, трубочки для пускания мыльных пузырей, стекло. Чайник с горячей водой, большая баночка, шампунь, гном- "Капелька"- игрушка.

Методические приёмы: Опыты воспитателя, детей, методика "маленьких человечков", психокинетическая разминка.

Предварительная работа: Беседы о свойствах воды, знакомство с дидактической игрой- кубиками "маленькие человечки"- обозначающие лёд, воду и пар.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

-Ребята, к нам на занятие пришёл гном- Капелька, он зовёт нас в путешествие. Попробуйте отгадать, в страну какого вещества мы отправляемся.

Из крана она бежит, струится,

А на солнце- серебрится. (вода)

-Я прочитаю волшебное заклинание, полью на вас из волшебной лейки, и вы превратитесь в капельки. Закройте глазки и представьте, какая вы капелька.

Ну-ка, лейка, лей, лей!

Для ребяток не жалей!

В капельки пусть превратятся,

От души повеселятся!

-Расскажите мне о себе: какой вы формы, цвета, какой у вас характер, вы- капелька дождя или росы, а может быть, тумана или дождевого облака, а может, остались на банке, которую ваша мама стерилизовала для компота? Рассаживайтесь, капельки, кто куда: на землю, на травку, на листочки, лепестки цветка. Дождь кончился, а капельки лежат и не высыхают, ведь уже наступила ночь, солнышка нет. Капельки так устали, что закрыли глазки и заснули. Спят капельки, и снится им весёлый ручеёк, бурлящая река, большое тёплое море и огромный океан. Все они там собрались, им весело вместе. Но вот появился первый лучик солнца. Капельки открыли глазки и проснулись. Утром холодно: "Брр-р" Капельки потянулись, зевнули, замёрзли и задрожали от холода. Подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку, с цветка на травку. А те, кто сидел на самых верхних листочках дерева, прыгнули вниз, испугались. Ветер подхватил их, закружил, отнёс то в одну сторону, то в другую. Но вот наконец-то земля! Выглянуло долгожданное солнышко. Капельки протянули к нему свои ручки, погрелись. Подставили один бочок, потом второй, потом личико. Солнце греет всё сильнее, совсем стало жарко! Капельки стали понемногу испаряться и собрались в небе в большое, белое, пушистое облако. Как интересно смотреть сверху вниз. Но вот подул сильный ветер, набежали тучи, пошёл сильный дождик. Давайте побегаем под дождём, подразним его:

Дождик, дождик, пуще…

Дождик, дождик, гуще…

Закончился дождик. Ой, что это осталось на земле после дождя?

Лужи. Из луж капельки собрались в весёлый, озорной ручеёк. Побежали, побежали… "Буль, буль…" - поёт ручеёк. Бежит между камешками, деревьями. Руки не расцепляйте, а то ручеёк оборвётся. Прибежал ручеёк в детский сад и капельки- дети сядут за свои столы.

2. Опытническая деятельность детей.

-Ребята, посмотрите, что вы видите на своём столе? (льдинки, банки с водой и т. д.) Возьмите лёд в руки и погрейте.

-Что можно сказать про лёд? (холодный, скользкий, хрупкий, мокрый, прозрачный и т. д.)

-Лёд - это какое вещество? (твёрдое)

--Какие ещё твёрдые вещества вы знаете? (дерево, железо, стул, дверь и т. д.)

--Какие маленькие человечки обозначают лёд? (с поднятыми вверх руками, крепко держатся за руки)

-Бросьте льдинки в банку с водой и вытрите руки салфеткой.

-А сейчас мы проверим, хрупкий лёд или нет? Я возьму молоточек и постучу по льдинке. Стучу слабо - твердый. Сильно - хрупкий.

-Какой лед не разобьется от моего удара (на реке, пруду)

- Всегда он толстый на реке? (зимой)

-А когда тонкий? (весной)

-У вас в банках с водой зима или весна? (весна, лед растаял)

-Во что превратился лед? (в воду)

-Вода это какое вещество? (жидкое)

-Какие жидкие вещества вы знаете?

-Какие маленькие человечки обозначают жидкие вещества? (с опущенными вниз руками, держатся не крепко)

-А в моей банке ручеек. Послушайте.

-Что делает вода? (переливать воду из одной банки в другую)

(журчит, разговаривает, булькает, шумит и т. д.)

-Какого вода цвета? Как проверить, что она прозрачная?

-Я опущу в банку гвоздик. Что мы видим? Почему?

-Я предлагаю сделать ещё один опыт. Каждый выльет в банку шампунь и размешает трубочкой полученную жидкость.

-Какая получилась жидкость? (мутная)

-Для чего она нужна? (мыть посуду и т. д.)

-А я думаю, этой водой нельзя мыть голову, как вы думаете, почему? (холодная)

-Как вы догадались? (клали лед, баночки холодные)

-Что нужно сделать, чтобы вода была теплая? (подогреть)

На чем подогреть? (на плите, костре, солнце, влить горячую)

-Что хорошего в том, что вода станет горячей, что плохого?

-Посмотрите, нам принесли чайник с горячей водой, я снимаю крышку и как мы узнали, что вода горячая? (идёт пар)

-Пар - это какое вещество? (газообразное)

-Какие ещё газообразные вещества вы знаете?

-Какие маленькие человечки обозначают газообразные вещества? (бегущие) (над горячей водой подержать стекло, которое сразу покрывается капельками воды, которые стекают в банку)

-Ребята, что это на стекле? (вода)

-Да ведь был же пар, откуда вода взялась? (пар поднялся, остыл и снова превратился в воду)

(Помощник воспитателя уносит чайник с горячей водой)

-А вы знаете, что вода нужна всем живым существам? Птицы, звери и другие животные пьют воду, купаются в ней. Растения листьями испаряют воду, чтобы не перегреться на солнце. На Земле существует целое водное царство - океаны и моря, реки и озера, полярные ледники и снежные шапки горных вершин. Даже обыкновенные ручейки и лужицы- это тоже маленькие частицы большого царства воды.

Но мир воды находится в большой опасности, люди плохо заботятся о нём, загрязняя воду.

Заводы выливают в реку промышленные отходы, бензин от моторных лодок и катеров попадает прямо в воду, брёвна во время сплава по реке часто тонут, засоряют дно и гниют, а река становится мельче. С самолётов разбрасывают удобрения или ядохимикаты на поля, а они попадают в воду. Садоводы и дачники загрязняют воду реки мусором. Отдыхающие на пляже также бросают в воду мусор.

3. Итог занятия

-Значит, какой вывод мы можем сделать из наших опытов?

Вывод: Вода может быть в трех состояниях: водой, паром, льдом - жидким, газообразным, твердым.

Лед - это замерзшая вода

Пар - кипящая вода

-Чем мы можем помочь в охране воды?

-Ребята, а ведь с водой ещё и поиграть можно!

-Как вы играете с водой?

-Наше путешествие подошло к концу, и я предлагаю вам, кто пожелает, поиграть- подуть в трубочку в нашу мыльную воду и попускать пузыри!

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведенном занятии на тему: «Волшебница — вода».Фотоотчет о проведенном занятии на тему: «Волшебница — вода». К нам в гости пришел Доктор Айболит. Доктор Айболит проводит опыты со свойствами воды. Пробуем на вкус. [ Мы "Звонкие" ручейки. Играем.

Перспективное планирование игр-экспериментов во 2 младшей группе Месяц Неделя Название игр-экспериментов Цель Сентябрь 1 «Узнаем, какая вода» Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Открытое занятие в старшей группе «Ознакомление со свойствами льда, воды и пара»
Опубликовано: 16 июня 2013 в 17:39
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...