Занятие педагога-психолога по развитию познавательной сферы с использованием игрового комплекта «PERTRA»

Оксана Шилина
Занятие педагога-психолога по развитию познавательной сферы с использованием игрового комплекта «PERTRA»

Занятие педагога – психолога

по развитию познавательной сферы

с использованием игрового комплекта "PERTRA"

c детьми дошкольного возраста

"Классификация"

Занятие подготовила и провела:

Педагог-психолог Шилина О. А.

Занятие по психомоторному развитию и психомоторной коррекции с

использованием игрового комплекса «ПЕРТРА»

Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. C развитием тактильного восприятия ребенка, с приучением его к исследовательской деятельности, обогащается его словарь, ребенок учится сравнивать предметы, различать критерии, по которым сравнение возможно или, наоборот, невозможно.

Обогащение тактильных и кинестетических ощущений способствует развитию внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи.

Развитие тактильного восприятия напрямую связано с развитием мелкой моторики ребенка. Подробнейший образ предмета создается за счет восприятия информации об его форме, поверхности, внутренней структуре путем ощупывания и манипуляции c разнообразными по форме деталями. Такая работа развивает мелкую моторику ребенка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев руки.

Работа с любым набором игровых средств "ПЕРТРА" должна начинаться с исследования каждой детали. Нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность, у бусин - рассмотреть отверстие, проверить на совместимость детали одного чемодана, а затем и фигуры из разных чемоданов.

Очень важный этап работы — сравнивание фигур по размеру, форме, цвету. Для развития мыслительных процессов важно предлагать задания на классификацию, начиная с простой классификации (например, по цвету, постепенно усложняя условия отбора (сочетание нескольких признаков у одной фигуры)

Игровой комплект «Пертра» представляет собой комод, состоящий из 7 наборов игровых средств и доски-основы — деревянного игрового поля с 28 отверстиями, расположенными друг под другом в 4 ряда по 7 отверстий в каждом. На поверхности доски-основы можно укладывать элементы наборов, достраивать начатые узоры, повторять их или создавать их зеркальное изображение. Основу можно располагать на большом столе или прямо на ковровом покрытии.

Цель: развитие познавательных процессов и мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Задачи:

развития тактильного, зрительного и слухового восприятия;

внимания;

зрительной, тактильной, кинестетической памяти;

пространственного, наглядно-образного, абстрактного и творческого мышления;

речи;

мелкой моторики;

зрительно-моторной координации, произвольности;

зафиксировать уровень сформированности у ребенка элементарных математических представлений, знаний, умений и навыков.

Возрастная группа: дети 4-7 лет.

Форма работы: индивидуальная и подгрупповая.

Состав группы при этом не должен превышать 2–4 человека. Работая в группе, дети делятся на две команды и выполняют задания совместно. Или же, если задание предусматривает индивидуальное выполнение, дети работают по очереди.

Занятие 1. Набор № 2 Klassifikation (классификация).

Цели:

• формирование представлений о геометрических формах, цвете, симметрии;

• формирование кинестетического образа разных геометрических фигур;

развитие способности к классификации;

развитие пространственной ориентации, понимания пространственных отношений.

Ритуал Входа:

«Приветствие».

Цель: сплочение группы, снятие психоэмоционального напряжения.

Процедура проведения: дети становятся в круг, берутся за руки и хором говорят: "Здравствуйте!"

Педагог-психолог: ребята давайте познакомимся поближе. Я буду бросать мяч любому участнику группы. Тот у кого оказывается мяч, называет свое имя ласково и возвращает мяч мне. Затем я выберу ведущего, который попробует назвать имена всех, кого он запомнил в группе.

Основная часть:

1. Игра «Цепочка».

Процедура проведения: дети должны выложить цепочку фигур по образцу. Затем выложить цепочку, поменяв один признак — цвет, размер или форму.

2. Игра «Угадайка».

Материалы: тканевый непрозрачный мешочек, маленький и большой квадраты, маленький и большой равнобедренные треугольники, маленький и большой прямоугольники из Набора игровых средств № 2.

Процедура проведения: Фигуры помещаются в мешочек. Ребенок должен посчитать количество фигур в мешочке (6 фигур, затем, ощупывая поочередно каждую из фигур ребенок должен определить ее размер и описать форму и назвать деталь. После этого достать деталь из мешочка и положить ее на место в ящик к таким же деталям.

3. Задание «Вспомни фигуры».

Процедура проведения: педагог выкладывает на одной стороне доски-основы узор из 3-5 фигур, просит ребёнка посмотреть на него и запомнить. Затем накрывает узор покрывалом. На второй части доски-основы ребёнок должен воспроизвести узор.

4. Игра «Четвёртый лишний».

Процедура проведения: среди выложенных фигур нужно найти лишнюю. Предъявляется несколько серий фигур.

5. Упражнение «Солнечный лучик»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Процедура проведения: ребята давайте пройдем на наш ковер и расположимся на нем как можно удобнее. Слушайте меня внимательно.

В нашу комнату заглянул солнечный лучик - это младший сынок солнца. Сейчас он светит нам в глаза. Закрываем их. Теперь он движется дальше по лбу, щекам, носу, губам, подбородку. Погладьте лучик: на лбу, на носу, на губах, на щеках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнут! Сейчас он перебрался на головку (гладим голову, затем на шею, животик, руки, ноги. Солнечный лучик пробежал по нам с головы до пяток и выскользнул в окно. Но тепло и свет, которые он принес, остались с нами. Делаем три глубоких вдоха-выдоха и открываем глаза!.

6. Задание «Узор».

Процедура проведения: предварительно и активизировав знания о пространственных положениях (право-лево, вверху-внизу, дети выполняют инструкции педагога:

а) В правый верхний угол положи синий большой треугольник.

б) В нижний левый угол — маленький красный квадрат.

в) В правый нижний угол — маленький желтый прямоугольник.

г) В левый верхний угол — большой зеленый треугольник.

д) В середину доски — большой синий квадрат.

7. Задание «Повтори за мной»

Материалы: два одинаковых набора по 10 пластин с фигурными или прямыми пазами из Набора игровых средств № 1.

Процедура проведения: педагог строит отрезок дороги из 10 пластин, ребенок, глядя на образец педагога, выкладывает такую же дорогу, точно повторяя последовательность расположения пластин.

8. Задание «Мешочки»

Материалы: тканевый непрозрачный мешочек (2 штуки, два одинаковых набора по 5 пластин с фигурными или прямыми пазами из Набора игровых средств №1.

Процедура проведения: ребенок раскладывает пластины по мешочкам, педагог дает ему инструкцию: «Положи правую руку в этот мешочек, а левую в этот. Найди сразу двумя руками одинаковые пластинки, назови их». Или просит одновременно отыскать в мешочках разные пластины и назвать их.

Ритуал выхода.

«Прощание».

Процедура проведения: дети делают пирамидку из кулачков и говорят: "Всем, всем, всем, до свидания!"

Использованная литература:

1. АнаньеваТ. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. - СПб.: ООО "Издательство "Детство-пресс", 2011. - 96 с.

2. Игровой комплект Пертра. Набор психолога. Методические рекомендации.

М. - ИНТ.

3. Кленкова, О. Е. Использование перцептивного тренинга для диагностики

развития дошкольников. Журнал «Педагогическая диагностика» № 1, 2002.

С. 94-109.

4. Желудкова Е. А., Неборонова Г. Г., Чистякова Е. В. Перцептивный тренинг

«Пертра» как средство психологической диагностики и развития дошкольни-

ков. Журнал «Обруч» №10, 2010.

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей. Занятие 3 Цель:- обогащение словарного запаса; -формирование умения выполнять словесные поручения; -развитие слуховых ощущений, внимания; - развитие.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей Цель: - обогащение словарного запаса, развитие внимания, восприятия формы, зрительной памяти; - формирование умения выделять главные и второстепенные.

НОД в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей ( №4, продолжение) Задачи:-обогащение словарного запаса; - развитие объема внимания, зрительной и слуховой памяти, пространственной ориентации; - формирование.

НОД в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей ( №5, продолжение) Задачи:- обогащение словарного запаса; - развитие умения ориентироваться в пространстве листа; - развитие графических.

НОД. Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей. №9 Задачи. - обогащение словарного запаса; - развитие умения воспроизводить образец, зрительной памяти, мелкой моторики, - профилактика нарушений.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей. Занятие 2 Задачи: -обогащение словарного запаса; - развитие механической зрительной, моторно-слуховой и пространственной памяти. внимания, тактильного.

Открытое занятие педагога-психолога с использованием ИКТ «Чудесный мир»Открытое занятие педагога-психолога с использованием ИКТ «Чудесный мир» Цели: 1. Профилактика эмоциональной возбудимости, тревожности, страха и других глубоких психоэмоциональных переживаний. 2. Гармонизация.

Занятие педагога-психолога в старшей гр. по развитию коммуникативных навыков и познавательной сферы на тему: «Дикие животные» МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 82» Занятие педагога-психолога в старшей группе по развитию коммуникативных навыков.

Занятие педагога-психолога в старшей группе: «Зимушка-Зима!» на развитие познавательной, коммуникативной сферы детей Занятие в старшей группе: «Зимушка-Зима!» Цель: Развитие познавательной, коммуникативной сферы детей. Задачи: - расширение словарного.

Занятия педагога-психолога ДОУ с использованием ЭОР и нетрадиционных техник рисованияЗанятия педагога-психолога ДОУ с использованием ЭОР и нетрадиционных техник рисования Использование ИКТ и ЭОР в работе педагога-психолога ДОУ. В современном обществе ребенок буквально с первых дней своей жизни погружается.

Автор публикации:
Занятие педагога-психолога по развитию познавательной сферы с использованием игрового комплекта «PERTRA»
Опубликовано: 5 мая 2016 в 21:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экологический проект «Весна-красна» во второй младшей группе
Автор проекта: Сутырина Е. И. Реализация проекта: Сутырина Е. И, Савина О. А. Тип проекта: экологический, познавательно-творческий. Срок...
Экологический проект «Берегите природу!» (средняя группа)
Автор проекта : воспитатель – Корепанова Татьяна Викторовна Актуальность проекта : Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной...
Фотоотчёт о творческих работах по рисованию с элементами аппликации «Одуванчики»
Прежде чем рисовать с детьми одуванчики, мы рассмотрели их во время прогулки и обратили внимание на то, что у них есть стебель, листья, цветок. Дети...
Видео-урок «Как нарисовать сирень красками. Поэтапный урок живописи»
Как нарисовать сирень красками ( поэтапный урок живописи №3) Живопись акварельными красками "Сирень" с детьми 3+ Данный материал адресован как...
Инновационные технологии на логопедических занятиях. Часть 3
А так же на занятиях непосредственно образовательная деятельность проводится с использованием игровых технологий, широко применяю ИКТ. В настоящее время...