Занятие «Песок и глина — наши помощники» для детей старшей группы

Ракишева Татьяна Валериановна
Занятие «Песок и глина — наши помощники» для детей старшей группы

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе.

Воспитатель Ракишева Т. В.

Тема: Песок и глина - наши помощники.

Цель: Систематизирование знаний детей о свойствах песка и глины через экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.

2. Продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, обогащать словарь ребенка за счет прилагательных и существительных.

3. Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы.

Материал: песок и глина, стеки, тарелки и ложки одноразовые, песочные часы, карандаши, лупы, баночка, резиновая трубочка, воронки, мультимедиа «Песок и глина – наши помощники», музыка «Звуки природы – Пустыня».

Ход занятия:

Воспитатель: Мы пришли в лабораторию, где нас ждут новые и интересные открытия. Проходите.

- Ребята, посмотрите, что это? (2 мешочка) Что в них я не знаю. Помогите мне разобраться.

- Как вы думаете (ответы детей) Молодцы!

Давайте проверим какими свойствами обладают песок и глина.

ОПЫТ №1

Работа с лупой.

- Внимательно рассмотрите песок и глину.

- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

- Как выглядит глина? (слайд 2)

Вывод: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой. Глина состоит из кусочков. (схема 1)

ОПЫТ №2

- Возьмите песок в ложку и аккуратно насыпайте его на тарелочку. Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? Какой он? (он сыпучий)

- А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее.

- Что легче делать? (насыпать песок)

- Верно, песок сыпучий и его движение напоминает движение воды.

- А глина сыпучая? подумайте. А как глина сыпется? (комочками)

- Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько времени прошло? (ответы детей)

- Что у меня в руках, кто знает (песочные часы) Когда песок из одной емкости пересыпается в другую, пройдет 2 минута. (Демонстрирую)

- Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя?

- Давайте сделаем вывод.

Вывод: ПЕСОК СЫПУЧИЙ, А ГЛИНА НЕТ.

- Ребята, продолжим наши открытия.

ОПЫТ № 3

- Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее в стаканчик с песком. Что произошло? Почему? (палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга)

- А теперь тоже сделаем с глиной. Что произойдет, как вы думаете (глина твердая, палочка в нее не воткнуть, трудно)

Ф/минутка игра «Песок и глина» Давайте выполним модель песка и глины. (песок – дети встают с расстоянием между друг другом; глина - встают плотно друг к другу).

- Сделаем вывод: песчинки располагаются далеко друг от друга, а у глины близко. (схема1)

- Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

(слайд 3 Показ иллюстрации "Пустыня")

- Посмотрите ребята на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне (рассказы детей)

(Рассказ воспитателя)

В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь, выползают.

Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. (Словарная работа) (звук песка) Хотите устроить песчаную бурю в трехлитровой банке?

ОПЫТ №4

- Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.

- Что происходит с песчинками? Почему?

- А с кусочками глины? Почему?

ВЫВОД: песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые. (схема 3,4)

Ф/минутка игра «Песок и глина» (дополнительное условие – дует ветер).

ОПЫТ №5

- Проверяем проходимость воды через глину и песок. (наливаем воду через воронку)

Вывод: Песок легко пропускает воду и очищает ее, а глина водонепроницаемая. (схема5, 6)

- Какое свойство песка и глины вы еще знаете?

(слайд 4 Дети играют с песком)

(схема7) - Формуется только сырой песок.

(схема 8)- При высыхании фигурки из песка рассыпаются

(слайд 5) (схема9) - Формуется только хорошо размоченная глина. (схема10)- При высыхании фигурки из глины остаются крепкими.

Итог занятия:

- Давайте повторим все свойства песка и глины. (рассказы детей).

- Вот эти все свойства песка и глины, люди используют. Поэтому песок и глина – это полезные ископаемые. А что такое полезные ископаемые? (ответы детей).

- Для чего нужен песок и глина? (Демонстрация слайдов 5,6 - песок: для игр, посыпают дорожки, при пожаре; глина – лепят игрушки, посуду.)

(слайд 7,8) С песком играют не только дети, но иногда взрослые. Оказывается, взрослые тоже очень любят работать с песком: скульпторы создают разные скульптуры (из какого песка, а художники рисуют картины.

- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

В группе подготовлены подносы с песком – для рисования и кусочки глины – для лепки.

Прикреплённые файлы:

pesok-i-glina-nashi-pomoshniki_lln92.pptx | 22036,97 Кб | Скачан: 218
 
Публикации по теме:

Наблюдение за глиной на прогулке. Конспект занятия в средней группе «Сравнивание свойства глины и песка» Наблюдение на прогулке: «Сравнивание свойства глины и песка» Цель: учить отличать глину от песка по внешнему признаку, определять свойства.

«Ознакомление с особенностями песка, глины и камней». Творческий проект исследовательской деятельности «Я — исследователь» «Ознакомление с особенностями песка, глины и камней» Автор: Ярославцев Давид Дмитриевич. Подготовительная к школе группа Воспитатель: Перетятько.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие «Песок и глина — наши помощники» для детей старшей группы
Опубликовано: 13 марта 2014 в 14:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...