Занятие по ФЦКМ «На экскурсию в Москву»

Нинель Анатольевна Шарова
Занятие по ФЦКМ «На экскурсию в Москву»

Цель: - Расширять представления детей о Москве; продолжать знакомство с историческим центром Москвы- Кремлем. Учить правилам поведения в общественных местах.

- Развивать память, воображение, интерес к истории.

- Воспитывать патриотические чувства.

Материал:

- Географическая карта, план-схема Московского Кремля; иллюстрации (открытки, фото) с изображением Московского Кремля, запись колокольного звона.

Этапы НОД

1. Введение в

ситуацию.

2. Беседа о Красной площади.

3. Физкультминутка.

4. Беседа «Башни Кремля»

5. Беседа «О достопримечательностях Московского Кремля».

Деятельность воспитателя

-Воспитатель начинает беседу.

- Мы с вами много путешествовали по нашей стране, и путешествие еще не закончено. Россия -огромная страна (показывает ее на карте).

- Чем богата наша страна?

- Лесами, реками, морями, городами.

- Как на карте обозначены города?

- Маленькими черными точками.

- У каждого города свое название (называет несколько городов и показывает их на карте).

- Как называется главный город России?

- Москва.

- Москва – столица. В старину говорили: «стольный град». Сегодня мы с вами совершим экскурсию в исторический центр Москвы, в Кремль. У стен Кремля расположена Красная площадь.

- Как вы думаете, почему площадь назвали Красной?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель помогает детям.

В терем с красного крыльца

Красна девица вошла.

Красна девица вошла,

Красный угол прибрала,

Красный угол прибрала

Да на стол собрала.

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

- Догадались? Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» означало также красивый, а еще – дорогой, главный, почетный. Главный вход в терем назывался красным крыльцом. Самое почетное место в доме- красным углом. А кого называли красной девицей?

- Красивую девушку.

- Что такое кремль?

Дети затрудняются ответить.

- Кремль- это огороженное, укромное место, крепость, которую строили люди, чтобы защитить

себя от врагов. В старину такое место называли «кром» или «кремник». Позднее стали говорить «кремль».

Кремли сохранились во многих российских городах: в Смоленске, Нижнем Новгороде, Пскове (Показывает на карте).

Вот, наконец, после долгого путешествия мы оказались в столице нашей Родины - Москве.

Много стихотворений написано о Москве. Послушайте одно из них:

Москва, Москва! Люблю тебя как сын.

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот кремль зубчатый, безмятежный.

Это стихотворение написал известный русский поэт М. Ю. Лермонтов. Он очень любил Москву и посвящал ей стихи.

Воспитатель предлагает детям совершить прогулку по Красной площади. Под маршевую музыку дети проходят между столов и садятся на места.

По периметру всей площади расположены башни. Главная башня Кремля – Спасская. На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Это куранты.

Бьют часы кремлевской башни,

Гаснут звезды, тает день…

До свиданья день вчерашний,

Здравствуй, новый светлый день!

Куранты показывают время, по которому живет наша страна.

Вот башня- великан. Называется она Троицкая.

А вот невысокая, круглая по форме, башенка. Это Кутафья башня. В старину была такая загадка: «Маленькая кутафьишка в тесном месте сидит».

Сообразительный человек сразу отвечал – пуговица. Такова и сама башня – невысокая круглая.

Башня малютка связана мостом с башней великаном

через ворота которой можно попасть в Кремль.

Мост называется Троицкий, и ворота башни – великана тоже Троицкие.

Ворота, которые ведут в Кремль, есть у многих других башен. Это – проездные башни.

- Как вы думаете, почему они так называются?

- Потому что через них проезжают.

У каждой башни свое название и своя тайна. Сегодня я открою вам некоторые из них.

Боровицкая башня. Название башни напоминает нам о том, что некогда здесь на холме шумел густой бор. Бор – это сосновый лес. Боровицкая башня – проездная. У нее есть ворота. Они носят название Боровицкие. Башня очень напоминает пирамиду.

Тайницкая башня.

- О чем говорит нам ее название?

- О тайнике, о тайне, о том, что там что-то спрятано.

- Да, действительно, внутри башни был когда-то тайник. И даже не один, а два, тайник-колодец и потайной выход из крепости.

Много еще интересного можно узнать о башнях Кремля. А сейчас нам пора в сам Кремль.

Ивановская площадь. Закроем глаза и перенесемся на сотни лет назад, когда телевизор еще не придумали, радио тоже, даже газет не было.

- Как узнать, что делается на белом свете? Вот толпиться с утра народ на Ивановской площади, шумит. Выходит бородатый глашатый, вынимает из рукава грамоту и кричит что было сил: «Слушай, народ…» Замолкала площадь, а глашатый оповещал о всяких делах во всю Ивановскую, выкрикивал указы и сообщения.

С того времени и пошло выражение: «Кричать вот всю Ивановскую». Так порой говорят человеку, который слишком громко кричит.

6. Музыкальная пауза

7. Итог занятия.

Колокольня «Иван Великий»

С Ивановской площади хорошо видна высокая, красивая белая колокольня.

- Знаете ли вы, что такое колокольня?

- Башня с колоколами.

- Прозвали колокольню «Иван Великий». Как вы думаете почему «Великий»?

- Потому, что она очень большая.

В старину с высоты колокольни хорошо был виден город и его окрестности. На самом верху колокольни сидел караульщик и зорко смотрел вдаль: Не покажутся ли за рекой враги. Заметив опасность, ударял воин в колокола: наполнялась Москва колокольным звоном.

Прослушивание записи колокольного звона.

Наглухо запирала стража ворота, а на площадь спешил народ, каждый хотел узнать, что произошло каждый хотел помочь. Колокольня служила не только сторожевой, но и пожарной башней.

Колокола для колокольни «Иван Великий» отливали колокольных дел мастера. И жили в старину в Москве мастера Иван и Михаил. И решили они как-то: «Отольем для Ивана Великого такой колокол, какого от начала мира не было…»

На Ивановской площади соорудили литейную яму, глубокую-преглубокую. И отлили они бронзовый колокол, какого еще не бывало. Удивительно большой колокол украшал орнамент: растения, фигуры людей.

Но неожиданно для всех случилась беда- в Москве разразился страшный пожар, охвативший почти весь Кремль. Загорелась деревянная постройка над литейной ямой. Во время тушения пожара колокол дал несколько трещин, и от него отвалился огромный кусок. Так и не сбылась мечта колокольных дел мастеров – позвонить в колокол, какого еще мир не слыхивал.

Царь-пушка. Недалеко от Царь-колокола на Ивановской площади стоит Царь-пушка. Больше ее нет во всем мире. Отлита она была давным - давно русскими мастерами-пушкарями. Пушка бронзовая, ствол ее украшен орнаментом. Царь-пушка должна была защищать Московский Кремль, но так и ни разу не выстрелила.

В Кремле можно увидеть и другие пушки, не такие большие. Когда-то стреляли из них русские воины по врагам. Своим пушкам они давали названия: Лев, Орел, Волк и другие. И теперь на пушках мы видим изображения льва, волка, орла.

На этом наша экскурсия закончена.

- Чем знаменит Московский Кремль?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Планирование с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Мой родной город — Москва» Месяц Занятия Программное содержание Сентябрь 1. «История возникновения родного города» 2. Беседа с детьми о родном городе. 3. Герб родного.

Проект «Москва — столица нашей Родины». Дорогие коллеги! Представляю Вашему вниманию проект, разработанный в рамках Программы "От рождения до школы", реализованный на базе нашей.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
Автор публикации:
Занятие по ФЦКМ «На экскурсию в Москву»
Опубликовано: 6 апреля 2013 в 18:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за пауком»
Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за пауком" Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Задачи: Образовательные: расширять и...
Проектная деятельность в средней группе «Как нам техника помогает»
Тема: «Как нам техника помогает» Продолжительность проекта: 20. 11. – 24. 11. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта: Воспитанники средней...
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному развитию для детей...
Консультация для родителей «Лечебные игры для детей»
Игры на развитие дыхания. Дыхательная система человека состоит из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Она участвует из таких...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...