Занятие по ФЦКМ «На экскурсию в Москву»

Нинель Анатольевна Шарова
Занятие по ФЦКМ «На экскурсию в Москву»

Цель: - Расширять представления детей о Москве; продолжать знакомство с историческим центром Москвы- Кремлем. Учить правилам поведения в общественных местах.

- Развивать память, воображение, интерес к истории.

- Воспитывать патриотические чувства.

Материал:

- Географическая карта, план-схема Московского Кремля; иллюстрации (открытки, фото) с изображением Московского Кремля, запись колокольного звона.

Этапы НОД

1. Введение в

ситуацию.

2. Беседа о Красной площади.

3. Физкультминутка.

4. Беседа «Башни Кремля»

5. Беседа «О достопримечательностях Московского Кремля».

Деятельность воспитателя

-Воспитатель начинает беседу.

- Мы с вами много путешествовали по нашей стране, и путешествие еще не закончено. Россия -огромная страна (показывает ее на карте).

- Чем богата наша страна?

- Лесами, реками, морями, городами.

- Как на карте обозначены города?

- Маленькими черными точками.

- У каждого города свое название (называет несколько городов и показывает их на карте).

- Как называется главный город России?

- Москва.

- Москва – столица. В старину говорили: «стольный град». Сегодня мы с вами совершим экскурсию в исторический центр Москвы, в Кремль. У стен Кремля расположена Красная площадь.

- Как вы думаете, почему площадь назвали Красной?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель помогает детям.

В терем с красного крыльца

Красна девица вошла.

Красна девица вошла,

Красный угол прибрала,

Красный угол прибрала

Да на стол собрала.

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

- Догадались? Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» означало также красивый, а еще – дорогой, главный, почетный. Главный вход в терем назывался красным крыльцом. Самое почетное место в доме- красным углом. А кого называли красной девицей?

- Красивую девушку.

- Что такое кремль?

Дети затрудняются ответить.

- Кремль- это огороженное, укромное место, крепость, которую строили люди, чтобы защитить

себя от врагов. В старину такое место называли «кром» или «кремник». Позднее стали говорить «кремль».

Кремли сохранились во многих российских городах: в Смоленске, Нижнем Новгороде, Пскове (Показывает на карте).

Вот, наконец, после долгого путешествия мы оказались в столице нашей Родины - Москве.

Много стихотворений написано о Москве. Послушайте одно из них:

Москва, Москва! Люблю тебя как сын.

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот кремль зубчатый, безмятежный.

Это стихотворение написал известный русский поэт М. Ю. Лермонтов. Он очень любил Москву и посвящал ей стихи.

Воспитатель предлагает детям совершить прогулку по Красной площади. Под маршевую музыку дети проходят между столов и садятся на места.

По периметру всей площади расположены башни. Главная башня Кремля – Спасская. На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Это куранты.

Бьют часы кремлевской башни,

Гаснут звезды, тает день…

До свиданья день вчерашний,

Здравствуй, новый светлый день!

Куранты показывают время, по которому живет наша страна.

Вот башня- великан. Называется она Троицкая.

А вот невысокая, круглая по форме, башенка. Это Кутафья башня. В старину была такая загадка: «Маленькая кутафьишка в тесном месте сидит».

Сообразительный человек сразу отвечал – пуговица. Такова и сама башня – невысокая круглая.

Башня малютка связана мостом с башней великаном

через ворота которой можно попасть в Кремль.

Мост называется Троицкий, и ворота башни – великана тоже Троицкие.

Ворота, которые ведут в Кремль, есть у многих других башен. Это – проездные башни.

- Как вы думаете, почему они так называются?

- Потому что через них проезжают.

У каждой башни свое название и своя тайна. Сегодня я открою вам некоторые из них.

Боровицкая башня. Название башни напоминает нам о том, что некогда здесь на холме шумел густой бор. Бор – это сосновый лес. Боровицкая башня – проездная. У нее есть ворота. Они носят название Боровицкие. Башня очень напоминает пирамиду.

Тайницкая башня.

- О чем говорит нам ее название?

- О тайнике, о тайне, о том, что там что-то спрятано.

- Да, действительно, внутри башни был когда-то тайник. И даже не один, а два, тайник-колодец и потайной выход из крепости.

Много еще интересного можно узнать о башнях Кремля. А сейчас нам пора в сам Кремль.

Ивановская площадь. Закроем глаза и перенесемся на сотни лет назад, когда телевизор еще не придумали, радио тоже, даже газет не было.

- Как узнать, что делается на белом свете? Вот толпиться с утра народ на Ивановской площади, шумит. Выходит бородатый глашатый, вынимает из рукава грамоту и кричит что было сил: «Слушай, народ…» Замолкала площадь, а глашатый оповещал о всяких делах во всю Ивановскую, выкрикивал указы и сообщения.

С того времени и пошло выражение: «Кричать вот всю Ивановскую». Так порой говорят человеку, который слишком громко кричит.

6. Музыкальная пауза

7. Итог занятия.

Колокольня «Иван Великий»

С Ивановской площади хорошо видна высокая, красивая белая колокольня.

- Знаете ли вы, что такое колокольня?

- Башня с колоколами.

- Прозвали колокольню «Иван Великий». Как вы думаете почему «Великий»?

- Потому, что она очень большая.

В старину с высоты колокольни хорошо был виден город и его окрестности. На самом верху колокольни сидел караульщик и зорко смотрел вдаль: Не покажутся ли за рекой враги. Заметив опасность, ударял воин в колокола: наполнялась Москва колокольным звоном.

Прослушивание записи колокольного звона.

Наглухо запирала стража ворота, а на площадь спешил народ, каждый хотел узнать, что произошло каждый хотел помочь. Колокольня служила не только сторожевой, но и пожарной башней.

Колокола для колокольни «Иван Великий» отливали колокольных дел мастера. И жили в старину в Москве мастера Иван и Михаил. И решили они как-то: «Отольем для Ивана Великого такой колокол, какого от начала мира не было…»

На Ивановской площади соорудили литейную яму, глубокую-преглубокую. И отлили они бронзовый колокол, какого еще не бывало. Удивительно большой колокол украшал орнамент: растения, фигуры людей.

Но неожиданно для всех случилась беда- в Москве разразился страшный пожар, охвативший почти весь Кремль. Загорелась деревянная постройка над литейной ямой. Во время тушения пожара колокол дал несколько трещин, и от него отвалился огромный кусок. Так и не сбылась мечта колокольных дел мастеров – позвонить в колокол, какого еще мир не слыхивал.

Царь-пушка. Недалеко от Царь-колокола на Ивановской площади стоит Царь-пушка. Больше ее нет во всем мире. Отлита она была давным - давно русскими мастерами-пушкарями. Пушка бронзовая, ствол ее украшен орнаментом. Царь-пушка должна была защищать Московский Кремль, но так и ни разу не выстрелила.

В Кремле можно увидеть и другие пушки, не такие большие. Когда-то стреляли из них русские воины по врагам. Своим пушкам они давали названия: Лев, Орел, Волк и другие. И теперь на пушках мы видим изображения льва, волка, орла.

На этом наша экскурсия закончена.

- Чем знаменит Московский Кремль?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Планирование с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Мой родной город — Москва» Месяц Занятия Программное содержание Сентябрь 1. «История возникновения родного города» 2. Беседа с детьми о родном городе. 3. Герб родного.

Проект «Москва — столица нашей Родины». Дорогие коллеги! Представляю Вашему вниманию проект, разработанный в рамках Программы "От рождения до школы", реализованный на базе нашей.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
Автор публикации:
Занятие по ФЦКМ «На экскурсию в Москву»
Опубликовано: 6 апреля 2013 в 18:32
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Современная поздравительная открытка для мамы» Мастер-класс.
Дорогие друзья, посетившие мою страничку, вашему вниманию хочу предложить мастер-класс по изготовлению современной открытки для мамы. День матери-это...
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Кукольный театр своими руками
Самое интересное волшебство-это кукольный театр. Ведь только там оживают куклы-актеры, разговаривают со зрителем. Какое множество разнообразия кукольного...