МААМ-картинки

Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Счет до четырех. Число и цифра 4»

Галина Бандурина
Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Счет до четырех. Число и цифра 4»

ГБОУ ЦРР детского сада №2507

Тема: СЧЁТ ДО ЧЕТЫРЁХ. ЧИСЛО И ЦИФРА 4.

Цель:

1) сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырёх, соот-носить цифру 4 с количеством;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоление затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения спо-собом «спросить у того, кто знает»;

3) закрепить счётные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счёт и составление пар, умение видеть и продолжать закономерность чередование фигур, отличающихся цветом;

Публикация «Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе „Счет до четырех, Число и цифра 4“» размещена в разделах

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способно-сти, формировать опыт самоконтроля.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: Карточка с изо «орнамента».

Раздаточный: 4 котёнка: серый, белый, чёрный, рыжий; 4 круга – блюдца; карточка с цифрой 4 на каждого ребёнка и с цифрами от 1 до 6 по 3 штуки; тарелочки, на которых лежат треугольники – бантики от 1 до 4; листы для посылки на каждого ребёнка

Накануне занятия надо прочитать детям сказку В. Сутеева "Три котёнка"

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность

Воспитатель собирает детей около фланелеграфа и предлагает им вспомнить сказку В. Сутеева "Три котёнка. "

- Понравилась вам эта сказка?

- Хотите снова встретиться с этими котятами?

2. Актуализация знаний.

2.1 Игра "Накормим котёнка"

Дидактические задачи:

1) актуализировать счёт до трёх, сравнение групп предметов по количеству с помо-щью составления пар и пересчётом, сравнение предметов по цвету;

2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение.

Дети садятся по 4 человека садятся за столы, на которых лежат изображения котят разного цвета (чёрный, белый и серый) и по три кружочка (блюдца) на каждого.

Воспитатель предлагает каждому взять по одному котёнку разного цвета.

Дети выполняют задание, воспитатель ненавязчиво контролирует выполнение зада-ния детьми.

- Чем отличаются котята? (цветом)

- Покажите белого котёнка. Все нашли белого котёнка? (Да.)

-Покажите чёрного котёнка. Все нашли чёрного котёнка? (Да)

- Какого цвета котёнка мы ещё не называли? (Серого) Покажите серого котёнка.

-Молодцы!

Детям предлагается посчитать котят. (Дети самостоятельно пересчитывают котят пальчиком, проговаривая при этом: один, два, три - всего три котёнка)

- Сколько у вас котят? (3)

-Ребята, что любят котята лакать? (Молочко)

Детям предлагается взять кружочки-блюдечки, налить в них молочко и угостить ко-тят.

-Сколько блюдечек надо вам взять? (3)

-Почему? (Потому что 3 котёнка)

Дети самостоятельно выполняют задание.

- Всех котят накормили? (Да)

- По сколько у нас котят и блюдечек? (По три- поровну)

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1 Игра "Накормим котёнка" продолжение

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для введения числа 4, счёта до четырёх;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и пони-мание его причины;

3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логиче-ское мышление.

Далее воспитатель сообщает детям, что пришёл ещё один котёнок и раздаёт детям по одному рыжему котёнку.

- Какой котёнок пришёл? (Рыжий)

- Сосчитайте, сколько всего у нас котят?

Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого котёнка: один, два, три. После этого некоторые дети могут сбиться, так как ещё не знают счёта до четырёх. Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?

- Сумели ли вы сосчитать котят? (Нет)

- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как считать дальше.)

4. Открытие нового знания.

4.1 Игра «Накормим котёнка» (окончание)

Дидактические задачи:

1) Закрепить представление детей об образовании последующего числа из предыду-щего, сформировать представление о числе четыре умении считать до четырёх, срав-нивать и уравнивать численность групп, состоящих из четырёх предметов;

2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение о обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

- Кто знает, какое число следует при счёте за числом три?

Воспитатель заинтересованно выслушивает версии всех детей, подбадривает тех, кто их высказывает, создаёт доброжелательную творческую атмосферу. Если в ответах детей появились правильные версии, то воспитатель хвалит детей.

- Молодцы! Вы нам очень помогли!

Затем он просит всех детей посчитать до четырёх. Дети считают хором, согласовы-вая числительные с существительными: один котёнок, два котёнка, три котёнка, четы-ре котёнка. Всего четыре котёнка.

Если же никто из детей не ответит, можно закрепить с ними способ преодоления за-труднения «спросить у того, кто знает»:

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочется узнать? (Надо спро-сить у того, кто знает)

После вопроса детей, Воспитатель подводит итог: при счёте за числом3 идёт число 4.

- Как получилось 4 котёнка? (Было три, пришёл ещё один)

- Поровну ли теперь котят и блюдечек? (Нет)

- Чего больше? (Котят больше, а блюдец меньше)

- Что нужно сделать, чтобы их было поровну? (Надо добавить блюдце или убрать одного котёнка)

Воспитатель кладёт на столы дополнительные кружочки. Дети должны взять по од-ному кружочку и уравнять группы котят и блюдец.

- Сколько блюдец?

Воспитатель фиксирует внимание детей на технике счёта до четырёх: при счёте до четырёх надо дотрагиваться до каждого предмета один раз приговаривая: один, два, три, четыре. Затем надо обвести все предметы рукой и сказать: «Всего четыре предме-та».

- Как получилось 4 блюдца? (Было три, принесли ещё одно, стало 4)

- Сколько котят? (Тоже 4)

Котят – 4, блюдец 4. Делается вывод: четыре и четыре – поровну.

5. Затруднение в игровой ситуации.

5.1 Игра «Весёлые котята»

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

Наелись котята и решили пойти погулять. Воспитатель предлагает детям встать и отправиться на прогулку.

- Что котята любят делать на улице? (Прыгать, бегать, играть в мячик, ловить мышку, бантик)

- Совершенно верно. Превращаемся в котят и занимаемся любимым делом.

Играет фонограмма весёлой мелодии.

5.2 Игра «Посылка для бабушки»

Дидактические задачи:

1) Создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 4;

2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и пони-мание его причины;

3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логиче-ское мышление.

Дети садятся на свои места. Воспитатель кладёт на столы карточки с цифрами от 1 до 6, причём карточек с цифрой 4 столько же, сколько детей. Каждому ребёнку даётся чистый лист. Это коробка.

- Ребята, как вы думаете, где котятам будет лучше в тесной квартире или у бабушки на даче? (У бабушки на даче)

- А почему?) Правильно! Свежий воздух, есть где побегать …. Давайте наших ко-тят тоже отвезём к бабушке на свежий воздух! (Давайте) Но вот беда, у бабушки нет блюдец для котят. Из чего же она будет их кормить? (ответы детей).

Воспитатель выслушивает все ответы детей и предлагает упаковать наши блюдца в коробку и отправить бабушке.

- Возьмите вот столько (1) блюдец и аккуратно положите в коробку, чтобы оно не разбилось. Дети дерут один круг и кладут его на лист – «в коробку».

- Возьмите вот столько (3) блюдец.

- Сколько всего блюдец вы положили в коробку? (Четыре)

Воспитатель предлагает детям закрыть коробку крышкой и заколотить её. Ребята, перед тем, как нести коробку на почту необходимо записать, сколько же в ней блюдец. Возьмите цифру 4 и прикрепите на коробке. Возникает затруднение.

- Смогли вы выполнить задание? (Нет)

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записывается число четыре)

6. Преодоление затруднения.

6.1 Игра «Посылка для бабушки» (Окончание)

Дидактические задачи:

1) познакомить детей с цифрой 4;

2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто зна-ет»;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочется узнать? (Надо спро-сить у того, кто знает)

После вопроса детей воспитатель показывает им цифру 4.

- Это значок говорит о том, что предметов четыре.

Дети выбирают из цифр, лежащих на столе, цифру 4 и кладут её на лист (крышку посылки)

7. Включение нового знания в систему знаний.

7.1. Игра «Поход в магазин»

Дидактические задачи: закрепить счёт до четырёх, умение соотносить цифру 4 с количеством.

Дети собираются около воспитателя.

- Ребята, давайте сделаем нашим котятам подарок?

Каждый ребёнок получает карточку, на которой написана цифра 4.

На столах стоят тарелочки, на которых лежат треугольники (бантики) от1 до 4, при-чём тарелок с 4-мя бантиками столько же, сколько детей. Дети должны подойти к сто-лам и выбрать тарелочку с тем кол-вом треугольников (бантиков, которое показывает находящаяся в руках цифра – цифра 4.

После проверки задания воспитатель предлагает детям встать в пару с тем, у кого «бантики» другого цвета. На группу из 14 детей должно быть по 7 тарелок с «бантика-ми» двух цветов, например, зелёным и синим.

7.2. Игра «Собери бусы»

Дидактические задачи: развивать внимание, мыслительные операции, умение работать в паре, видеть и продолжать закономерность чередования цвета.

Дети садятся за столы парами. Воспитатель предлагает им «бантики» собрать на ниточку и сделать котятам бусы.

На фланелеграфе он выставляет карточку на которой нарисовано начало «орнамен-та», например: синий, зелёный, синий, зелёный. Дети должны вдвоём выложить такой же «орнамент» и продолжить его.

Для проверки задания можно предложить детям проговорить «узор».

Дети называют цвет «бантика» хором, дотрагиваясь пальцем до каждого.

- Сколько на ваших бусах синих (зелёных) «бантиков»? (Четыре)

8. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- Кого мы с вами сегодня кормили?

- Смогли мы послать бабушке посылку?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до 4 или не знали, как пишется цифра 4, то мы бы не смогли накормить рыжего котёнка и послать бабушке посылку.

Публикации по теме:

Календарно-тематический план по математике для старшей группы по программе «Детский сад 2100» Календарно-тематическое планирование Математика Месяц № п/п Тема непосредственно-образовательной деятельности Кол-во часов Содержание СЕНТЯБРЬ.

Перспективное планирование по курсу математики «Раз — ступенька, два — ступенька» для детей от 5 до 6 лет («Школа 2000») Перспективный план обучения детей с 5 до 6 лет по курсу математики «Paз- ступенька, два- ступенька» программы «Школа 2000» сентябрь №1 «Свойства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Счет до четырех. Число и цифра 4»
Опубликовано: 3 ноября 2013 в 21:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД