Занятие по ФЭМП для детей старшей группы. «Перелётные птицы»

ольга гришина
Занятие по ФЭМП для детей старшей группы. «Перелётные птицы»

Программное содержание:

1. Закреплять представления детей о перелетных птицах.

2. Познакомить с составом числа 5.

3. Упражнять детей в количественном и порядковом счете до 4.

4. Развивать внимание, образную память, связную диалогическую речь.

5. Воспитывать активное и заинтересованное отношение к природе и занятиям математикой.

Оборудование: демонстрационный материал, - предметные дидактические картинки с изображе-нием зимующих и перелетных птиц, 2 гнезда, 4 крупных овала, 5 овалов среднего размера, материал для составления модели птицы (овал, 4 треугольника, 2 полоски, круг); раздаточный материал, - конверты по количеству детей (овал, 4 треугольника, 2 полоски, круг, на каждого по 5 квадратов и 4 треугольни-ка.

Словарная работа: перелетные, зимующие; первый, второй, третий, четвертый; пять; поровну; овал.

Ход занятия:

Воспитатель приносит в группу письмо: «Когда я шла сегодня в детский сад, то Сорока-Белобока отдала мне письмо от директора зоопарка. Давайте его прочитаем? «Дорогие ребята, у нас в зоопарке случилось несчастье: мы нечаянно открыли клетки, в которых жили птицы, и они все перепутались. Теперь мы не знаем, какие из них зимующие, а какие перелетные. Нам очень нужно найти перелетных птиц, чтобы поселить их в новые гнезда, потому что скоро им надо заводить птенцов. Помогите нам, пожалуйста!» Ребята, поможем директору зоопарка? Чтобы мы быстрее решили его проблему, он при-слал нам фотографии птиц, которые вылетели из клеток. Посмотрите на них внимательно, кто из вас узнал этих птиц? Назовите их».

Воспитатель предлагает детям разделить всех птиц на 2 группы: «Ребята давайте мы с вами внимательно посмотрим на них и определим, кто же из них зимующие, а кто перелетные. Птиц зимую-щих мы поместим на стол с большим синим квадратом. Перелетных птиц положим на стол с красным треугольником. Давайте еще раз посмотрим, все ли правильно мы сделали? (проверка правильности, если кто-то допустил ошибку, задать наводящие вопросы).

Воспитатель: «А кто ребята скажет, почему перелетных птиц так называют? А зимующих? Мо-лодцы! Хорошо, а кто посчитает, сколько у нас зимующих птиц? – давайте выложим в ряд столько квадратов, сколько мы насчитали зимующих птиц (4). А теперь посчитаем перелетных птиц. Сколько их оказалось? Выложите треугольники по количеству перелетных птиц в ряд под квадратами. По сколько их получилось? Можно сказать, что их поровну?»

Воспитатель: «А давайте-ка теперь разберемся, какие гнезда нужно будет сделать директору зоо-парка для перелетных птиц. Для этого посмотрите внимательно на них: они одинаковые по размеру? Какая птица будет самая маленькая? (ласточка) Какие птицы будут самыми высокими, потому что имеют длинные ноги? (аист и цапля) Какая птица будет больше ласточки, но меньше цапли? (утка). Давайте по-считаем, которая по счету будет цапля/ которая по счету будет утка/ которая по счету будет ласточка?»

Воспитатель проводит физминутку:

Вот летит большая птица, плавно над рекой кружится

(Дети выполняют имитирующие махи крыльями)

Наконец она садится на корягу над водой

(Дети садятся на несколько секунд в присед).

Воспитатель: «Молодцы! А теперь давайте посмотрим какие гнезда бывают у перелетных птиц. Мы с вами говорили, что наши птицы различны по размеру: есть большие птицы, меньше и самые ма-ленькие. Посмотрите внимательно на гнезда: какое из них самое большое? (первое) Кто в нем будет гнездиться? Почему вы так решили? А какое гнездо маленькое по размеру? (второе) Кто может в нем от-ложить яйца?

Воспитатель: «Давайте посчитаем, поровну ли яиц наших гнездах. В первом большом гнезде сколько яиц? Во втором маленьком сколько яиц?. Чтобы нам удобнее было сравнивать, давайте заме-ним яйца геометрическими фигурами: большие яйца будут, а маленькие.

Давайте выложим в ряд столько квадратов, сколько яиц было в большом гнезде

Теперь под ними выложим в ряд столько треугольников, сколько было яиц в маленьком гнезде

Поровну получилось яиц в обоих гнездах? Где больше? Где меньше? Как сделать поровну? Пра-вильно можно убрать один треугольник (маленькое яйцо) и тогда по сколько яиц получится? (по 4) А можно добавить один квадрат (большое яйцо? Поровну получится тогда яиц в гнездах? По сколько яиц получится?»

Воспитатель организует с детьми игру «Собери птицу»: (геометрические фигуры дети берут из конвер-тов; один из них демонстрационный для воспитателя, он выкладывает фигуру по ходу объяснения)

«А давайте-ка мы с вами составим птицу их геометрических фигур. Какая самая большая фигура из всех? (Овал). На что будет похож овал, что самое большое у птицы будет? (туловище). Положите его перед собой. Теперь возьмите круг – это будет голова нашей птицы. Из оставшихся фигур найдите все треугольники. Сколько их? Выберите из них 2 одинаковых треугольника (нужно наложить треугольники друг на друга) – это будут крылья. Где мы их разместим? (сверху и снизу туловища симметрично друг другу) Клюв бу-дет больше или меньше крыльев? Правильно, самый маленький треугольник будет клювом птицы, куда мы его поместим? Самый большой треугольник будет хвостом. Где мы его разместим? Что еще мы за-были у нашей птицы? Ноги! Давайте их мы сделаем из тонких полосочек. Ну вот, посмотрите какие ин-тересные птицы у нас получились! Молоды ребятки!»

Воспитатель анализирует занятие «Ребятки, какие мы молодцы сегодня. Мы помогли директору зоопарка узнать, какие из вылетевших птиц, были перелетные? Назовите их. А еще мы сравнили этих птиц по размеру и подсказали, какие гнезда и яйца у них будут: у больших птиц какое гнездо и яйцо по размеру будет? А у маленьких? А когда к 4 прибавили 1, мы с вами подружились с числом(5)»

1 стол – просмотр картинок, название птиц, раскладывание по группам.

2 стол – раскладываем птиц по размеру, считаем порядково (какая самая маленькая, большая; по счету); физминутка

3 стол – размер гнезда, яиц. Составление по рядам.

4 стол – собираем птицу.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» Календарно - тематическое планирование по ФЭМП на 2012-2013 год. Сентябрь Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Цель: уметь.

Работа с детьми с ОНР по лексической теме «Перелетные птицы»Работа с детьми с ОНР по лексической теме «Перелетные птицы» Работа по лексической теме: "Перелетные птицы" С 15 по 19 октября наша логопедическая группа работала по лексической теме "Перелетные птицы".

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Зима
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие по ФЭМП для детей старшей группы. «Перелётные птицы»
Опубликовано: 8 ноября 2012 в 16:56
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Экскурсия в Феодоровский городок (фотоочерк)
26 ноября мы с коллегами по курсам побывали на экскурсии в Феодоровском городке города Пушкина. Таня Рыжкова уже выкладывала пост об этой экскурсии. Наша...
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...