Занятие по краеведению «Родной город»

Лидия Березникова
Занятие по краеведению «Родной город»

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни

каждого ребенка. Это период приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, время эмоционального переживания отношений с людьми, природой, окружающими предметами, собственным «Я». И как трудно пройти этот важнейший путь детства ребенку.

Тема конкретно этого конспекта - краеведение. По – моему

мнению, приобщение детей к традициям, праздникам, историческим данным, особенностям своего народа является важнейшим компонентом в полноценном развитии ребенка.

Родина, Отечество.. . В корнях этих слов близкие каждому

образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной

культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Малыш тянется ручонками к матери и отцу, чувствуя их силу,

тепло, нежность, любовь и свою защищенность. Именно с этих ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, родному городу, своей маленькой Родине. У дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. И очень важно, чтобы она стала его первой «большой» родной Землей.

Что касается моей группы, то ее посещают 23 ребенка в возрасте от

6 до 7 лет. Уровень развития детей приблизительно одинаковый – это высокий и выше среднего. Детки все активные, любознательные, инициативные. Очень любят игры на логическое мышление, смекалку, поэтому часто в свои занятия включаю элементы игры по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Где детям дается возможность

пофантазировать, раскрыть свои какие-то качества.

Первый этап моего занятия – мотивационный. Дети знакомятся с

гостьей и решают ей помочь определить, где она оказалась. Проводится коммуникативная игра «Давайте познакомимся».

Словесная игра «Закончи предложение».

Второй этап – это рассказ воспитателя об историческом прошлом города и его жителей. Игра по ТРИЗ «Хорошо-плохо» (развитие логического мышления, быстроты реакции, сообразительности, внимания).

Третий этап- определение по фотографиям знакомых улиц, социальных объектов, мест отдыха. Игра «Собери пазл» (развитие логики, образного мышления, умение определять место объекта и его значимость).

Четвертый этап- рассматривание фотографий с видами достопримечательностей города, определение их местоположения. Сообщение о Соборной горе, о памятнике воинам погибшим во время В. О. В.

Пятый этап – беседа о Дне рождении нашего города, март 2016г. Дети высказывают вместе с гостьей пожелания для любимого города. Чтение стихотворения о Родине.

Шестой этап – итоговый. Гостья благодарит детей за рассказ о своем городе, о некоторых памятных местах, о жителях. Она с удовольствием еще посетит его. А сейчас ей пора возвращаться домой. Прощается и уходит.

Задачи:

приоритетная образовательная область: «Познание»: уточнить и систематизировать знания детей о родном городе, его памятных местах, учить узнавать знакомые места на фотографиях.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация»- развивать связную речь, коммуникативные навыки.

«Социализация» - прививать детям любовь к соей «малой» Родине, повторить и закрепить правила поведения в общественных местах;,

«Безопасность»- закрепить правила дорожного движения, перехода улицы.

Предпосылки УУД: умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих качеств, самооценка (похвалить себя).

Оборудование: фотографии с изображением памятных мест, достопримечательностей, игра «Собери пазл», кукла, мяч, флажок.

Ход занятия:

Дети играют на ковре, раздается стук в дверь. Входит кукла, приветствует ребят, рассказывает о том что она любит путешествовать и узнавать новые места. Просит ребят помочь ей познакомиться с городом в который она попала. Воспитатель спрашивает у детей согласие и предлагает ребятам познакомиться с гостьей.

Проводится коммуникативная игра «Давайте познакомимся» (дети передают друг другу флажок и называют свои имена).

– Дети садятся на стульчики. —

- Так в какой же город попала Аня? (Отв. детей). Конечно это наш город Ржев. Добро пожаловать к нам в гости.

- Ребята, мы с вами живем в городе, как нас можно назвать? (горожане, городские жители). Мы живем в г. Ржеве как мы себя называем? (ржевитяне).

(проводится игра «Закончи предложение»)

- Мы живем городе).

- Наш город, какой? (красивый, уютный, зеленый, старинный и т. д.)

- Ржев расположен на реке (Волга).

- В нашем городе много (скверов, памятников воинской славы, детских садов, школ).

- В скверах бьют прохладные (фонтаны).

- Для детей устроены (площадки).

- Жители нашего города очень (приветливые, доброжелательные, гостеприимные).

- Молодцы. А кто из вас знает, почему у нашего города такое название – Ржев (по историческим данным такое название произошло от того, что в окрестностях росло большое количество ржи).

- Предлагаю гостье послушать об истории Ржева. (Наш город старинный, древний. Он зародился в 2016 году. На то время Ржев являлся небольшим поселением, он был обнесен крепкой деревянной стеной, с башенками и кремлем. Город располагался на высоком месте и вокруг него протекала глубокая река Волга.

- Ребята, а для чего городу высокие стены, глубокая река? (фото)

- На наш город часто нападали враги, они хотели захватить город и владеть им. Но ржевитяне защищали свой город и всегда побеждали врагов. (фото) За доблесть жителей городу был присвоен герб (фото). Расскажите о гербе (рассказ детей).

- Ребята, а хорошо ли быть храбрым, добрым, великодушным?

(Игра «Хорошо – плохо по ТРИЗ, в кругу с использованием мяча)

(отв. детей: дружить – ссориться; жалеть – обижать; щедрый -жадный; любить-ненавидеть; ласковый -грубый.)

- Молодцы. Немного отдохнули, а теперь продолжим знакомить Аню с нашим городом.

- Жители нашего города не только воевали, но и много трудились.

В те давние времена наш город еще назывался и «голубиным сердцем России.» Почему? (жители разводили голубей, практически во всех домах имелись голубятни с голубями, выводились новые породы, которые славились на всю Россию.) Показ фото.

- А еще жители города выращивали фруктовые сады, а из созревшего урожая изготовляли вкусную пастилу, пекли пряники и были они знамениты на всю страну.

- В окрестностях города жители Ржева выращивали лен, перерабатывали его и изготовляли крепкие веревки и канаты.

Занимались ржевитяне и гончарным промыслом и кузнецами были знатными.

-Аня, а тебе понравился наш рассказ об истории города?

-Да, очень понравился. Но мне хотелось бы узнать больше о вашем городе.

- В нашем городе есть много памятных мест. Давайте рассмотрим их изображения. (Воспитатель, дети, гостья подходят к столу где разложены конверты).

- Что такое? Здесь должны лежать фотографии? Где же они? А что это за конверты! (в конвертах разрезанные фотографии памятных мест). Придется вам ребята потрудиться и восстановить изображения. Проводится игра «Собери пазл». Дети рассказывают на какой улице находится памятник и как он называется.

– В связи с каким событием установлены все эти памятники? (В. О. В.) Да, в годы ВОВ нашему городу выпало очень трудное испытание, здесь шли кровопролитные бои. Погибло много мирных жителей и солдат, город был разрушен не осталось ни одного целого здания.

- Посмотрите, ребята на этот обелиск.

- Вы знаете, где он расположен? (отв. детей). Он

расположен на самом высоком месте города. На Соборной горе всегда тихо, спокойно, много деревьев и кустарников. Здесь очень хорошо посидеть на скамеечке, отдохнуть, подумать.

- А что это за памятник? (отв. детей)

- Правильно. Это «Вечный огонь». Как вы думаете, почему его называют «Вечным огнем?»(отв. детей). В честь кого он был

воздвигнут? (отв. детей)

«Вечный огонь» - это память о погибших воинах в годы Великой Отечественной войны. Здесь всегда лежат свежие цветы. Он горит днем и ночью.

«Что такое Родина?

Все что людям свято,

И могила павшего за Родину Солдата».

- Ну вот, Анечка, мы тебя и познакомили с некоторыми из наших памятных мест. А совсем скоро, в марте 2016г., город отмечает знаменательную дату.

- Ребята, скажите, какую дату отмечает наш город? (отв. детей).

- Правильно. Это день рождения нашего города. Ему исполнится 800 лет. А в день рождения принято поздравить именинника и

сказать ему какие-то пожелания.

(Дети по очереди произносят пожелания своему городу)

- Молодцы. Я думаю, что все ваши пожелания сбудутся, и наш город станет еще краше.

- Послушайте стихотворение о Родине:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотой

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды,

Звезды мира над Кремлем.

-Гостья тоже говорит пожелания нашему городу, благодарит детей за то, что они объяснили ей, где он находится, рассказали о своем городе, о некоторых памятных местах. Она с удовольствием еще посетит его. А сейчас ей пора возвращаться домой. Прощается и уходит.

- Ну вот, Анечка отправилась к себе домой, а я открою вам один секрет: в мире много прекрасных мест, но лучшее то, где ты родился, где твой дом, и где живут твои родители.

Публикации по теме:

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Судоку
Автор публикации:
Занятие по краеведению «Родной город»
Опубликовано: 2 октября 2013 в 18:21
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...