Занятие по логоритмике для детей с ОНР, старший дошкольный возраст. «Чудеса на зимней поляне»

Оксана Назарова
Занятие по логоритмике для детей с ОНР, старший дошкольный возраст. «Чудеса на зимней поляне»

Цель. Расширять знания детей о временах года. Закрепить умение подбирать сходные по смыслу названия признаков, действий, предметов. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Знакомить с понятием «родственные слова». Активизировать словарь в соответствии с лексической темой «Зима. Зимние забавы». Совершенствовать фонематическое восприятие. Нормализовать общую и мелкую моторику рук. Развивать мышление, внимание, память. Развивать устойчивое слуховое внимание, интонационный, тембровый, ритмический слух, рече-двигательную координацию.

Материал. Кукла бибабо Ёж. Конверт, обклеенный сухой хвоей. Засушенный осенний листок. Пособие «Лесенка противоположностей». Корзина. Ширма домик. Снежинка и солнышко, вырезанные из бумаги;

яблоко, чистый лист белой бумаги – на каждого ребёнка.

Ход занятия

Занятие начинается перед входом в зал.

Педагог. Здравствуйте, дети! Настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового.

Давайте выпрямим спины, расправим плечи, сделаем глубокий вдох – вдохнём свежесть этого зимнего утра, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения. (Упражнение выполняется три раза.)

А сейчас я загадаю загадки. Слушайте каждую внимательно до конца и только потом говорите отгадки.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость людям подарила

И на санках прокатила.

(Зима.)

Ни ведёрка, ни кисти, ни рук,

Но побелила всю землю вокруг.

(Зима.)

Скатерть белая всю землю одела.

(Снег.)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

(Снежинка.)

Нахмурилось небо.

Наверно, не в духе!

Летаю, летают

Белые мухи.

(Снежинки.)

Как будто белой скатертью

Он крышу застелил.

В серебряные шубы

Деревья нарядил.

(Снег.)

Молодцы, хорошо умеете загадки отгадывать! А вы знаете, какое сейчас время года? Почему вы так считаете? Как вы думаете, какого цвета зима? Многие из вас сказали, что зима белого цвета. Почему же она белая? Какая погода бывает зимой? В какие игры вы любите играть зимой? (Ответы детей.) Как хорошо, что вы так много знаете о зиме?

Давайте отправимся на прогулку в зимний лес. Встаньте ближе друг к другу, возьмитесь крепко за руки, закройте глаза.

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте.

Ветерок нас подхватил,

В зимний лес переместил.

Во время чтения стихотворения, пока у детей закрыты глаза, педагог

Открывает дверь зала, который оформлен в виде зимней поляны: пол накрыт белой и серебристой тканью, на сыпаны «сугробы», расставлены искусственные ели, всё припорошено ажурными бумажными снежинками и белыми конфетти.

Педагог. Теперь откройте глаза. (Вводит детей в зал.) Мы оказались в зимнем лесу. Как красиво на поляне – всё здесь укрыто снегом. Скажите, какой бывает снег? (Белый, пушистый, серебристый, чистый, воздушный, искристый, холодный.)

А это что такое? (Поднимает с пола конверт.)

Посмотрите, вот письмо,

Очень странное оно.

Вместо марок - три дождинки,

На конверте есть хвоинки.

(Вынимает из конверта засушенный лист.)

И письмо не на листе,

А на высохшем листке.

Ёжик пишет нам письмо,

Любопытное оно…

Надоело Ежу спать,

Хочет с нами поиграть.

Пишет: «В гости приходите,

Меня зимою разбудите.

Помогите мне, друзья,

Ведь зимы не видел я!»

Интересно, где же мы будем искать Ежа?

(Из-за ширмы – домика раздаётся храп.)

Слышите, кто-то храпит? (Подходит к ширме-домику.)

Эй, просыпайся! (Храп продолжается.)

Не слышит, видно, очень крепко спит. А давайте постучим. (Стучит в дверь ширмы-домика. Ёж выглядывает из окна. За него говорит взрослый.)

Ёж. Здравствуйте! Вы меня разбудили.

Проводится упражнение на развитие общей и мелкой моторики рук. Дети повторяют слова за педагогом и выполняют соответствующие движения.

Ты зимою, Ёжик, спишь,

За природой не следишь.

(Наклоняют голову вправо, закрывают глаза, подкладывают под щёку сомкнутые ладони.)

Но сегодня ты проснулся,

Очень сладко потянулся.

(Поднимают руки вверх, потягиваются.)

Была осенняя пора,

А сейчас пришла зима.

(Поочерёдно отводят руки в стороны.)

Умный и серьёзный Ёж

На большой клубок похож.

(Поочерёдно сжимают руки в кулаки.)

Очень долго в норке спал

И, наверное, устал.

(Приседают и обхватывают колени руками.)

Ты расправь свои иголки,

Длинные и колкие.

(Заводят руки за плечи, «показывают» указательными пальцами

иголки, двигают плечами.)

Вправо-влево повернись,

Нашим детям покажись.

(Поворачивают корпус вправо-влево, руки на поясе.)

На Ежа мы поглядим,

К себе в гости пригласим.

(Поворачивают голову влево-вправо. Машут руками – «приглашают» в гости.)

Ёж. Ой, а какое сейчас время года? Почему всё вокруг белое? (Ответы детей.) Зима! Что это такое? После лета приходит осень – время, когда мне нужно ложиться спать. Просыпаюсь я весной. А что происходит, пока я сплю, не знаю!

Педагог. Ёжик мы расскажем тебе о зиме. Ты будешь составлять предложения о лете, а дети - о зиме. Договорились?

Ёж. Договорились. Летом земля покрыта зелёной травой. А зимой?

Дети. Зимой земля покрыта белым снегом.

Ёж. Летом на деревьях зелёные листья. А зимой?

Дети. Зимой деревья стоят без листьев, а на их ветках лежит снег.

Ёж. Летом вода в реках и озёрах тёплая, в них можно купаться. А зимой?

Дети. Зимой реки и озёра замерзают, покрываются льдом.

Педагог. Зимой холодно, всё вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Ребята, давайте поиграем вместе с Ёжиком в игру «Доскажи словечко». Я буду начинать строчку стихотворения, а вы заканчивать в рифму.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю (снег).

А с небес летят пушинки –

Серебристые (снежинки).

На посёлок, на лужок

Сыплет беленький (снежок).

Словно в белый пуховик

Нарядился (снеговик).

Рядом снежная фигура –

Это девочка (снегурка).

На снегу-то, посмотри,

С красной грудкой (снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю укутал (снег).

Вы запомнили, какие слова добавляли в стихотворение?

Назовите их. На какое слово они все похожи? (Все эти слова похожи на слово «снег».)

Верно. Во всех этих словах есть общая часть – «снег». Эти слова называются родственными.

Педагог. Как от «снежных» слов холодно стало!

Совсем решил нас дедушка мороз заморозить. Какой страшный мороз! А вы ребята боитесь мороза? (Не боимся.) Выполняют физкультминутку «Я мороза не боюсь»:

Я мороза не боюсь,

(Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь.

(Хлопаем в ладоши.)

Подойдёт ко мне мороз,

(Присели.)

Тронет руку, тронет нос

(Показали рук, нос.)

Значит, надо не зевать,

(Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть.

(Прыжки на месте.)

Да, пришла настоящая зима. Выполняют комплекс ОРУ для детей с ОНР «Зима пришла»:

«Дышим морозным воздухом»

И. п.: ноги врозь, руки вниз;1-2-руки в стороны, подняться на носочки, вдох через нос; 3-4-и. п., выдох через рот. Повторить 4-5 раз.

«Погреем плечи»

И. п.: ноги слегка расставить, руки в стороны; 1-2-обхватить кистями рук противоположные плечи, сказать «ух»; 3-4-и. п. Повторить 5-6 раз.

«Дровокол»

И. п.: ноги врозь, руки вверх сложить в замок; 1-2- наклоны вперёд, пронести руки между ног, сказать «ух»; 3-4- и. п. Повторить 5-6 раз.

«Погреем ноги»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз; 1-2- поднять правое (левое) колено, хлопнуть по нему руками, сказать «хлоп»; 3-4-и. п. Повторить 6 раз.

«Спрячемся за сугробы»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс; 1-присесть, руки на колени; 2-и. п. Повторить 4-6 раз.

«Прыгаем, стараемся, мороза не пугаемся»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз; 8-10 подпрыгиваний, продвигаясь вперёд. Чередовать прыжки с ходьбой. Повторить 2-3 раза.

«А теперь давай скорей пальчики свои согрей»

Проводится дыхательная гимнастика:

дети делают глубокий вдох, затем – выдох: «Х-х-х-х-хх-х-х-х-х». (3 раза).

Педагог. Ну, что согрелись?

Дети. Да.

Педагог. Садитесь на стулья. Посмотрите, сколько снежинок вокруг.

И каждая снежинка волшебная. Подниму любую, послушаю, что она мне на ухо шепнёт. (Берёт снежинку, прикладывает к уху.) Эта снежинка

предлагает поиграть в игру «Зима-лето». (Раздаёт детям снежинки и солнышки, вырезанные из бумаги.)

Педагог. Я буду говорить предложения. Если они о лете, вы улыбнётесь и поднимите солнышко, а если о зиме – удивитесь и поднимите снежинку. И ты, Ёж, снежинку возьми. Будешь поднимать её, когда предложение о зиме услышишь.

-Дети пошли на речку купаться.

-Малыши дружно лепят снеговика.

-На поляне весело стрекочут кузнечики.

-Маша и Миша взяли санки и побежали кататься с горки.

-Прошёл дождь, и над рекой появилась радуга.

-На улице морозно, дует холодный ветер.

Молодцы, солнышки и снежинки поднимали правильно, ни разу не ошиблись. И ты, Ёж, тоже молодец. (Собирает в коробку солнышки и снежинки.)

Теперь садитесь на полянку. (Размещает на полу пособие «Лесенка противоположностей». Выкладывает внизу лесенки две картинки – солнышко и снежинку.) Давайте быстро поднимемся по этой лесенки вверх. А снежинка и солнышко нам в этом помогут.

Внимание! Я начну предложение, а вы закончите. Если все предложения доскажите правильно, солнышко и снежинка быстро окажутся на верху лесенки. Но отвечать всем вместе не нужно. Я буду обращаться к каждому из вас и к Ёжику. (Начиная предложение, педагог выкладывает снежинку на первую ступеньку. Когда дети правильно досказывают предложение, педагог выкладывает на эту же ступеньку солнышко.)

-Юра, зима холодная, а лето (тёплое).

-Семён, зимой солнце низко, а летом (высоко).

-Полина, зимой идёт снег, а летом (дождь).

-Ксюша, зимой можно кататься на санках, лыжах, а летом (купаться, загорать).

-Ёжик, зимой медведь спит, а летом (бродит, ходит).

-Женя, зимой дни короткие, а летом (длинные).

Какие же вы молодцы! Снежинка и солнышко быстро оказались на самом верху лесенки.

Ёж. Я хочу, чтобы вы со мной поиграли в игру «слово на ладошке».

Ёж задаёт вопросы, каждый правильный ответ «собирает» и «прячет» в лапки.

Ёж. Летом сильно греет… что?

Дети. Солнце.

Ёж. Зимой реки и озёра… какие?

Дети. Замёршие.

Ёж. Зимой снег… что делает?

Дети. Идёт, сыплет, кружит.

Ёж. Летом течёт и бежит… что?

Дети. Река, ручей.

Ёж. Зимой скользко… где?

Дети. На дороге, на катке, на тротуаре.

Ёж. Как интересно мне с вами было! Я теперь всё знаю о зиме, хотя раньше не видел её. А сейчас отдыхать пойду. Всё-таки зимой ежу спать положено. До свидания, дети! Спасибо вам за всё!

Дети. До свидания, Ёжик, встретимся летом!

Ёжик скрывается за ширмой-домиком.

Педагог. Дети, а вы рады, что наступила зима? Почему зимой хорошо?

Дети. Зимой очень красивая природа. Идёт снег. Можно занимать разными видами спорта, кататься с горки, играть в снежки.

Педагог. Но зимой может быть и плохо. Почему?

Дети. Зимой холодно, можно замёрзнуть, простудиться и заболеть. Когда сильный мороз, гулять нельзя.

Педагог. Почему летом хорошо?

Дети. Летом тепло, ярко светит солнце. Можно заниматься летними видами спорта, купаться, загорать, отдыхать на летних каникулах.

Педагог. Почему летом плохо?

Дети. Летом бывает очень жарко, можно получить солнечный удар.

Педагог. Какие вы умные! Занятие сегодня было очень интересным. А вам оно понравилось? (Задаёт по одному вопросу каждому ребёнку: «Что тебе понравилось на занятии? Какая игра тебе запомнилась? Что показалось трудным? Кому ты сегодня расскажешь о сегодняшнем занятии? Что тебе запомнилось больше всего?» И т. д.)

Педагог. Дети, возьмите эти листы бумаги. (Раздаёт чистые листы белой бумаги.) Когда придёте в групповую комнату, нарисуйте на них зимние пейзажи и развлечения. На следующее занятие принесите свои рисунки, мы вложим их в конверт и отправим Ёжику, чтобы он надолго запомнил нашу встречу.

Ёжик попросил меня передать вам угощение – эти вкусные и полезные яблоки.

Угощает детей яблоками из корзины.

Конец

Публикации по теме:

Перспективное планирование по окружающему миру в первой младшей группе, по программе Вераксы «От рождения до школы» № неделя СЕНТЯБРЬ Источник 1 3.09-7.09 Детский сад Тема: «Кто нам помогает?» (о няне). Игра «Кто что делает?» Программное содержание:.

План работы кружка «Абвгдейка»План работы кружка «Абвгдейка» Из серии материалов "Обучение грамоте старших дошкольников". Еще недавно я работала со старшими дошкольниками и вплотную занималась темой.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Занятие по логоритмике для детей с ОНР, старший дошкольный возраст. «Чудеса на зимней поляне»
Опубликовано: 11 декабря 2012 в 20:22
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
Тематический досуг для детей второй младшей группы «Путешествие по творчеству Агнии...
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с детской писательницей А. Л. Барто и её творчеством; помочь детям на основе творческой деятельности...