Занятие по обучению грамоте с элементами моделирования для детей с ОНР «Увлекательно играем — букву М изучаем»

Светлана Дайнеко
Занятие по обучению грамоте с элементами моделирования для детей с ОНР «Увлекательно играем — букву М изучаем»

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте с элементами моделирования в старшей логопедической группе с ОНР

"Увлекательно играем - звуки [ М- М’]и букву М изучаем"

МБДОУ№125 г. Мурманска

Автор: учитель-логопед Светлана Евгеньевна Дайнеко

Цель: автоматизация звуков [ М-М’] в слогах, словах, фразах, знакомство с буквой М.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

Дифференцировать звуки[ М-М’] на слух и в произношении;

Формировать понятие «согласный звонкий звук».

Упражнять в дифференциации звуков: «твёрдые - мягкие»;

Учить определять место звуков: в начале, середине, конце слов;

Учить звуковому синтезу слогов и их чтению;

Усвоить навык образования сложных слов;

Коррекция оптической дисграфии: моделирование и «превращение» буквы М.

Коррекционно-развивающие

Развитие речевого слуха, внимания, мышления, зрительной памяти, темпо- ритмической стороны речи, мелкой моторики, пространственных представлений.

Коррекционно-воспитательные

Воспитывать мотивацию к обучению через межличностные отношения (ребенок-педагог, развивать навык работы в группе.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки "Маша и медведь", изучение лексической темы "Продукты", разучивание считалки «Мяч», создание "Музея букв" (проект: логопед - дети - родители).

Оборудование: сказочный домик с изображением в окнах Маши и медведя;

цветная вклейка – символы звуков (корова мычит : МММ и теленок: мь мь. ,

схема из чередующихся кружков синего и зеленого цвета, 2 сумки из картона синего и зеленого цвета, шапочки "Живые звуки", буква М из веселой азбуки, изображение буквы П и «превращение» в букву М.

Раздаточный материал: зеркала, звуковые птички, звуковые символы (кружки синего и зеленого цвета, предметные картинки (мороженое, морковь, мясо, помидор, малина, мяч молоко, коврики из бархатной бумаги, бросовый материал: монеты, семечки, макароны.

Ход занятия:

I. Организационный момент: Логопед и дети стоят на ковре.

Логопед:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. Затем соединим ладошки с соседями и подарим капельку тепла друг другу.

Пройдут и сядут за столы девочки, затем мальчики.

Основная часть

II.Логопед: Чтобы узнать с какими звуками мы сегодня познакомимся, нам необходимо выполнить интересное задание.

Перед вами сказочный домик. Сколько в нем этажей?

Дети: Один этаж. Значит дом – одноэтажный.

Логопед: Хотите узнать, кто живет в этом домике? Для этого нужно правильно открыть окна. Дима, открой, пожалуйста, правое окно. Кого ты видишь?

Ребенок: Я вижу Машу.

Логопед: Поля, открой, пожалуйста, левое окно. Кого ты видишь в нем?

Ребенок: Я вижу медведя.

Занятие по обучению грамоте с элементами моделирования для детей с ОНР «Увлекательно играем — букву М изучаем»

Логопед: Ребята, откуда эти герои к нам пришли?

Дети: Из сказки «Маша и медведь».

Логопед: Они хотят с нами изучать звуки.

Ребята, скажите в слове Маша, какой первый звук?

Ребенок: В слове Маша первый звук [М].

Логопед: Произнесите звук [М] и проследите, глядя в зеркало, за губами. Его можно пропеть?

Дети: звук [М] коротко произносится, губы построили преграду, его нельзя пропеть.

Логопед: Воздух не может пройти через рот, но он нашел другой путь. Подставьте ладонь к лицу и произнесите звук [М]. Откуда выходит воздух? (выходит через нос).

Логопед делает вывод: если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными. Мы его обозначаем синим кружком.

Маша и медведь кричали,

Свои звуки называли.

Место звука подскажи

И кружочек положи.

Где слышится звук [М] в слове Маша? Отметьте его на звуковой птичке синим кружком.

Логопед: Какой звук слышится в начале слова медведь?

Дети: Звук [М’].

Логопед: А этот звук можно пропеть? Он согласный, только мягкий. Его будем обозначать зеленым цветом. Отметьте на звуковой птичке позицию звука [М’].

Ребята, а в слове домик, слышится мягкий или твердый звук? Положите зеленый кружок на середину слова.

Ребята, а вы заметили, что у вас нарисованы колокольчики на кружках. Это говорит о том, что звуки [М - М’] звонкие. Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос. Если горлышко дрожит, значит - звонкий звук бежит.

Предъявляю цветную вклейку с изображением коровы и теленка.

Логопед: Произнесем звуки, глядя на схему, по очереди и все вместе.

Игра «Камень-подушка». Я вам буду произносить слоги, а вы будите руками имитировать «бросать камень», если услышите твердый звук [ М] и «подкладывать под ушко мягкую подушку» на мягкий звук [М’]: МА-МЯ-МИ-МО-МЕ - МУ-МЭ- МЫ-МИ.

Логопед: Я принесла две сумки: синего и зеленого цвета. Как вы думаете, какая для Маши, а какая для медведя, почему?

Дети: для Маши синяя сумка, так как в слове Маша твердый звук [М],

а для медведя зеленая, так как медведь – слышится [ М’].

Логопед: А вы подарите им свои картинки. Дети раскладывают картинки в сумки, объясняя, почему.

Логопед: Одним словом как назовем все содержимое сумок?

Дети: Это все продукты.

Логопед: Но медведь в своей сумке нашел что-то лишнее. Что это?

Дети: У медведя в сумке лишняя картинка - мяч, это не продукт.

Логопед предлагает убрать лишнюю картинку.

Физкультминутка: Чтобы мяч не скучал, вспомним считалку с движениями: на каждую строчку – четыре удара мяча об пол.

Чуть ударишь этот мячик-

Начинает он скакать.

Скачет, скачет, скачет, скачет,

И не хочет перестать.

Логопед: У нас есть ребята, чьи имена начинаются на звуки [М - М’]?

Дети: Я - Матвей.

Игра «Живые звуки»

Логопед: Матвей, становись и в звук [М] превратись, надень шапочку со звуком [ М]. Часть детей надевают шапочки с гласными звуками и по очереди приходят в гости к звуку[ М ]все дружно читаем прямые и обратные слоги:

МА - АМ, МО - ОМ, МУ - УМ, МИ - ИМ, МЫ - ЫМ, МЭ-ЭМ.

Звуки [ М – М’] мы будем обозначать буквой М.

Палочка и палочка

Между ними галочка.

Предлагаю встать и взяться за руки.

Взявшись за руки мы встали и на М похожи стали (В. Степанов).

Логопед: Маша и медведь хотят вам рассказать сказку о том, как появилась буква М.

Стояла как-то в чистом поле буква П. Прилетела ворона и села на перекладину - верхнюю палочку. Ворона была тяжелая, перекладина переломилась.

М - М- М! -промычали все буквы. Увидев случившееся, решили не чинить бедняжку, а новую букву так и назвали: буква М. А теперь давайте с помощью наших помощников-пальчиков будем изображать сказку. Я буду рассказывать, а вы будете показывать.

Пальчиковая гимнастика:

Большие пальцы соединить, указательные опустить вниз, а остальные в кулак сжать.

Логопед: Сколько палочек у буквы М?

Дети: Четыре.

Предлагаю для Маши и медведя сделать сюрприз: выложить букву М из монет, семечек.

Наш музей пополниться буквой М

Логопед: Но Маша и медведь предлагают, чтобы вы превратили букву М в мяч.

Мяч какой формы?

Дети: Круглой.

III. Итог занятия. Маша и медведь любуются мячами, которые дети выполнили и угощают ребят медалями (шоколадными). Ребята делятся впечатлениями, что им понравилось на занятии.

Литература:

1. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2009.

2. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М. : Владос, 1998.

3. Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. -

С. -Пб: Детство-Пресс, 2006.

Публикации по теме:

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Буквы, алфавит
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте с элементами моделирования для детей с ОНР «Увлекательно играем — букву М изучаем»
Опубликовано: 12 апреля 2013 в 12:53
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Содержание Введение 1. Оснащение предметно развивающего пространства по...