«Звук и буква А». Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы

Наташа Наумик
«Звук и буква А». Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы

Автор: Н. С. Наумик учитель — логопед

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте с воспитанниками старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с диагнозом ФФН, посещающими логопункт на базе МБДОУ ДС №1.

Время проведения занятия: вторая половина дня, в соответствии с графиком работы логопункта.

Педагогические технологии, применяемые на занятии:

- здоровьесберегающие технологии для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма воспитанников (физ. минутка, чередование различных видов деятельности);

- коррекционно-развивающего обучения;

- проблемного обучения;

- поисковые;

- индивидуализированного воспитания.

Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.

Тема: «Звук и буква А».

Цель: систематизировать знания воспитанников о гласном звуке и букве А.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.

Коррекционно-развивающие:

- Формирование фонематического слуха и восприятия, звукослогового анализа и синтеза слогов.

- Закрепление понятия «гласный звук».

- Автоматизация звука [А] в слогах, словах, предложениях.

- Развитие мышления на основе отработки операций анализа и синтеза, внимания на основе формирования способности к распределению.

- Развитие кинестетических ощущений, общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные:

- Формировать положительные установки на участие в занятии, усидчивость, умение слушать учителя-логопеда и детей.

- Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Оборудование:

Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием, карандаши, тетради, сюжетная картинка «Девочка качает куклу», карточки - символы звуков [А], [У] (большой красный круг и маленький красный круг, карточка с буквой «А», музыкальный центр, аудиозапись для физминутки.

Ход занятия

I. Организационный момент: обращение к личному опыту детей.

Логопед предлагает детям:

- вспомнить, с каким звуком и буквой они познакомились на прошлом занятии;

- дать характеристику этому звуку;

- вспомнить слова, которые начинаются на этот звук.

II. Основная часть занятия: знакомство с новым материалом.

1. Работа логопеда и детей у доски с предметными картинками.

Логопед выставляет картинки на доску, просит детей сказать, что изображено на картинках, какой звук чаще всего встречается в названии этих предметов.

Словарный материал: антенна, автобус, аист, арбуз, акробат, апельсин.

2. Артикуляция и характеристика звука [А].

Логопед показывает сюжетную картинку «Девочка качает куклу», читает стихотворение:

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем:

«А-А-А-А-А-А».

Дети произносят звук [А] сначала хором, а затем индивидуально с разной силой голоса.

Работа детей с индивидуальными зеркалами: смотрят в зеркало, произносят звук [А] и делают вывод о том, что при произнесении звука [А] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды.

Логопед даёт обобщающее понятие: «Гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград. Согласные - на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка» (дети повторяют хором и по одному).

Дети вместе с логопедом делают вывод о том, что звук [А] – гласный звук, так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть. Символ звука [А] – большой красный круг.

3. Игровое упражнение «Светофор (выделение звука из ряда гласных звуков)».

Услышав гласный звук А, дети поднимают символ звука [А].

4. Дидактическая игра «Будь внимателен».

Логопед предлагает детям, отобрать картинки, в названии которых есть звук [А].

Словарный материал: аист, апельсин, кукла, пила, арбуз, автобус.

5. Дидактическая игра «Весёлый поезд».

В отобранных картинках, ребёнок определяет позицию (место) звука [А] в слове и помещает картинку в соответствующий вагончик (первый, последний, средний).

6. Физкультминутка

Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции, затем выполняют движения по тексту:

Хомка-хомка – хомячок - полосатенький бочок.

Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать!

7. Дидактическая игра «Живые звуки».

Перед началом игры, детям раздаются карточки с символами звуков [А], [У].

Логопед произносит слог АУ. Дети отвечают на вопросы:

- Сколько звуков вы услышали?

- Какой первый звук вы услышали? Какой второй звук?

К доске выходят дети с карточками - символами звуков [А], [У], становятся так, чтобы получился слог АУ. Затем логопед просит детей поменяться местами и произнести новый слог.

8. Знакомство с буквой А.

Логопед демонстрирует иллюстрацию с изображением буквы А. Дети рассматривают её.

Логопед читает стихотворение про букву А:

Вот два столба наискосок,

Между ними поясок.

Далее дети выполняют задания:

- определяют на что похожа буква А,

- считают количество элементов её составляющих,

- прописывают букву А в воздухе,

- выкладывают букву А из счётных палочек,

- обводят трафарет буквы А, раскрашивают или заштриховывают красным карандашом,

- печатают в тетради строчку с буквой А.

III. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед подводит итог занятия:

- дети вспоминают, с каким звуком и какой буквой они познакомились, дают характеристику звука [А].

- дети вспоминают, задания вызвавшие трудности, особый интерес и т. п.

Логопед благодарит детей и прощается с ними.

Публикации по теме:

Специфика работы логопункта в дошкольном учреждении общего типа Специфика работы логопункта в дошкольном учреждении общего типа. Логопедический пункт можно сравнить с «моделью» интегрированного обучения.

План проведения Недели Здоровья. План проведения Недели Здоровья. Нурсаетова З. Г. Инструктор по физической культуре МБДОУ №5 г. Лениногорск РТ Цели: -формирование здорового.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Звук и буква А». Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы
Опубликовано: 30 января 2014 в 17:26
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...