Коспек интегрированной НОД по обучению грамоте в средней группе «Волшебные звуки»

Валентина Дмитриевна Галлер
Коспек интегрированной НОД по обучению грамоте в средней группе «Волшебные звуки»

Предварительная работа: Воспитатель играет с детьми в игру «Стучалочка», в которой дети слышат согласные звуки; игра «Эхо», в которой дети пропевают гласные звуки.

Рассказ звуковичкам – певичкам.

Воспитатель напоминает детям, что они обещали звуковичкам – певичкам рассказать, почему некоторые согласные звуки меняют свой цвет: из синих, они становятся зелёными. Воспитатель обращает внимание на таблицу Н. Зайцева, на окраску согласных в большой и маленькой песенке. Объясняет, что согласный звук в большой песенке слышится твёрдо, а твёрдые звуки мы обозначаем синим цветом (синее облачко) и буквы в большой песенке тоже синие. А в маленьких песенках согласные звуки произносятся мягко, маленьким ртом – это их смягчают стоящие рядом гласные. Приводит пример мягкого слияния звуков в маленьких песенках, артикулируя губами, делая маленький рот. Например, «БЯ», «ФЁ», «ЛИ», «КИ». Мягкие согласные звуки мы обозначаем зелёным цветом (зелёное облачко) и буквы в маленькой песенке тоже зелёные.

Воспитатель спрашивает детей: «Что смягчает согласные звуки в маленьких песенках?»

Ответ: «Их смягчают гласные звуки, стоящие за ними (рядом)». Это воспитатель объясняет детям до занятия вечером или утром.

Содержание непосредственно организованной деятельности. 1. Создание мотивации помощи и познавательной мотивации.

2. Образно – игровое развитие.

3. Введение в грамоту. Формирование понятий «звук», «буква»,

гласный и согласный звук, твёрдый и мягкий звук.

Введение в словарь детей понятия «слоги – слияния».

Развитие наглядно – образного мышления посредством использования

предметных моделей слияния звуков (звуковые предметные модели).

Стимульный материал: синие и красные облачка, синие и красные буквы, склады из большой и маленькой песенки, сине – красные и зелёно – красные предметные модели слияния звуков.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Настройка на игру:

Спал звук и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел

Прозвучал и потянулся

Взвился вверх и полетел.

- Как легко и хорошо летают, переливаются и вьются звуки в Волшебной Стране звуков.

2. Создание в воображаемом плане игровой проблемной ситуации (конфликт, противоречие, неожиданность, «затруднительная» ситуация). Но звуки так долго летали, звучали и пели, что забыли главную свою работу – соединяться вместе и образовывать слова. И в Волшебной Стране звуков начался беспорядок, звуки – облачка летают, а вместе соединиться никак не могут. Они уже не радуются, они просят о помощи.

- Поможем волшебным звукам соединяться вместе, чтобы слова получались. (Да).

А чтобы попасть в сказку, нам надо превратиться в лёгких звуковичков.

3. Образно – игровое развитие.

Играет музыка, дети кружатся, «разлетаются» и «слетаются» вместе.

Нужно петь и танцевать,

Чтоб звуковичками стать.

Хлоп –хлоп, чок –чок

Я теперь звуковичок.

Воспитатель: «Вот вы опять превратились в звуковичков - облачков, лёгких и умных. Полетим скорей в Волшебную страну звуков»

4. Создание специальной смысловой (игровой) ситуации, требующей усвоения новых знаний и накопления эмоционально-познавательного опыта ребенка.

Попав в Страну звуков, дети видят красные облачка и синие. Воспитатель спрашивает, как они называются.

Дети: «Это согласные звуки, они синие. А гласные звуки долго поются, они красные».

Воспитатель: «В словах звуки сливаются. Это можно показать на примере слияния двух облаков – красного и синего. Слившиеся облака можно изобразить в виде прямоугольного домика, в котором синее и красное облако плотно прилегают друг к другу, превратившись в синий и красный треугольник.

Воспитатель рассказывает и на большом листе дорисовывает схему твёрдого слияния согласного и гласного звука.

Коспек интегрированной НОД по обучению грамоте в средней группе «Волшебные звуки»

Получается модель слога - слияния согласного звука с гласным. Эти предметные модели дети могут брать в руки и выстраивать слоги – слияния в простых словах. Слияние с йотированными гласными на первых этапах игры воспитателю не рекомендуется рассматривать.

Дидактическая игра «Озвучь букву». Дети делятся на пары. Воспитатель на ковре рассыпает буквы (гласные и согласные). В разных концах комнаты имеются коробочки с красными в одной и синими облачками в другой. Детям предлагается взять по одной букве. Нужно, чтобы в каждой паре один ребёнок взял согласную букву, а другой гласную.

Взяв букву, ребёнок озвучивает её и если звук короткий, он берёт синее облачко, если звук длинный, то ребёнок берёт красное облачко.

Воспитатель смотрит, правильно ли дети взяли облачка, а затем предлагает: «Соединитесь!»

Каждый ребёнок берёт своего друга, подходят к фланелеграфу (или ковролину) и производят действия слияния звуков. Например, ставят букву «Б», под ней синее облачко, под буквой «А» ставят красное облачко.

Затем берут склад «БА» из кассы и под ним располагают предметную модель твёрдого слияния звуков "БА"

Проверка действий: 1.«Я взял букву «Б» - звук короткий, значит, к

нему подходит синее облачко;

2. А я взял букву «А» - звук длинный, гласный. У длинного звука облачко красное. Звуки соединились – «БА». «Б» произносится твёрдо, жестко, значит слияние твёрдое.

Воспитатель: «Что произносится твёрдо?»

Дети: «Произносим твёрдо согласный звук «Б». Поэтому ставим предметную модель твёрдого слияния – сине - красный прямоугольник».

А другая пара детей взяла буквы «П» и "И".

Проверка действий второй пары детей: 1. Я взял букву «П», звук короткий, согласный, поэтому к букве взял синее облачко. 2. А я взял букву «И» - звук длинный, гласный. У этого звука красное облачко.

Воспитатель: «А когда облачка слились, то, как произносим это слияние?»

Дети: «ПИ». Произносим мягко, маленьким ртом».

- Что произносим мягко?

Дети: «Согласный звук «П'».

- Почему он стал мягким?

Дети: «Потому что его смягчает гласный звук «И».

- Правильно ли вы поставили предметную модель слияния звуков?

Дети: «Синее облачко меняет свой цвет на зелёный, ставим предметную модель мягкого слияния звуков».

Замечательно, все звуковички справились со своим заданиеми показали звукам в их Волшебной Стране, как нужно правильно сливаться, чтобы написать слово.

- Дети, всё, что вы написали из букв, это ещё не целые слова, а только части слов и называются они – слоги - слияния.

Физкультминутка.

Шу- шу-шу – дети трут ладонями друг о друга, руки над головой,

Хлоп-хлоп-хлоп – хлопки в ладоши, покачивание влево - вправо

Шлёп – шлёп – шлёп – шлепки по груди

Топ – топ – топ – топают ногами.

Затем движения повторяются несколько раз в ускоренном темпе.

5. Создание в воображаемом плане игровой проблемной ситуации (конфликт, противоречие, неожиданность, «затруднительная» ситуация).

- Звуки – облачка много узнали от наших умных звуковичков. Они поняли, как нужно соединяться вместе, чтобы потом получились слова. Они стали торопиться, согласные звуки полетели к гласным и стали соединяться вместе. Но потом засомне ались, а всё ли они правильно сделали?

- Поможем волшебным звукам понять, правильно ли они соединились в слоги – слияния.

6. Введение в игровую ситуацию познавательной задачи как способа

разрешения конфликта

Дети читают слоги – слияния, проверяют, правильно ли к ним подобраны предметные модели звукового слияния. Если дети сомневаются, то воспитатель показывает на таблицу Н. Зайцева.

Были найдены 2 неправильно подобранные модели звуков, исправляются ошибки. Воспитатель хвалит умных звуковичков. Волшебные звуки радуются и благодарят умных звуковичков.

7. Обратное превращение.

8. Оценка хода и результата игры.

Публикации по теме:

Буквенный фриз.Буквенный фриз. Этот буквенный фриз сделан в виде поезда. Паровозик везет вагоны с буквами. Первый вагон это гласные. У всех букв артикуляция звуков (ротик.

Дидактическая игра «Замок»Дидактическая игра «Замок» Здравствуйте, я работаю в подготовительной логопедической группе. Для закрепления звонких и глухих согласных сделала вот такую игру \"Замок\".В.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Коспек интегрированной НОД по обучению грамоте в средней группе «Волшебные звуки»
Опубликовано: 19 сентября 2013 в 09:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С новым домом! Оформление участка.
Приветствую всех , кто посетил мою страничку. Эмоции переполняют! Я спешу поделиться с Вами радостью и очень надеюсь , что Вы от души порадуетесь с нами! У...
Календарное планирование по логоритмике в подготовительной группе ОНР
Продолжаю делиться календарным планированием по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Данное планирование было мной разработано на ноябрь месяц....
Рождество Пресвятой Богородицы
Сегодня, 21 сентября 2017 года все православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот светлый праздник верующие считают радостным...
Фотоотчёт «Наша экскурсия к осенним деревьям»
Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт "Наша экскурсия к осенним деревьям". Летом всё вокруг было зеленым, но вот пришла осень и принесла свои краски: красную,...
Самое высокое животное — жираф. Мастер-класс по рисованию гуашью
Жирафы – самые высокие животные на земле. Рост у взрослого жирафа достигает 6 метров. Тело жирафа покрыто светлой шкурой, на которой разбросаны желтые пятна....