Папки-передвижки

Занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация гласных звуков [а]-[у]»

Инна Сурина
Занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация гласных звуков [а]-[у]»

Занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР

«Дифференциация гласных звуков А и У

Разработала учитель – логопед Сурина И. Г.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: закрепление знаний о домашних птицах, дифференциация гласных звуков А и У по акустическим и графическим признакам, обучение навыку чтения и составлению предложения.

Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР „Дифференциация гласных звуков [а]-[у]“» размещена в разделах

Коррекционно – развивающие: развитие просодических компонентов речи; развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики; развитие фонематического восприятия, звукового анализа; развитие зрительного восприятия и внимания.

Коррекционно – воспитательные: воспитание доброжелательного отношения друг к другу, самостоятельности.

Предварительная работа: беседа о домашних птицах; разучивание пальчиковой гимнастики «Вышла курочка гулять», знакомство со звуками и буквами А, У.

Оборудование: волшебный мешочек, игрушки: петух, утка, индивидуальные зеркала, контейнеры, карточка со схемой пропевания звуковых цепочек, картинки с изображением петуха и утки со схемами слов, кукольный Айболит, картинки с изображением фруктов, схемы предложений, СD, аудио кассета, сюжетная картинка, картинки с буквами А, У, картинки с элементами букв А, У, красные и простые карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дети заходят паровозиком.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как много гостей пришло к нам. Им очень интересно посмотреть, как вы занимаетесь. Давайте улыбнёмся и поздороваемся с гостями. Дети здороваются.

- Давайте с гостями поиграем. Гости подставят вам ладошки, а вы каждый по очереди прохлопаете по слогам ваши имена. Дети называют свои имена по слогам (Да-нил, Мак-сим, Ан-ге-ли-на, Ар-се-ний)

- Молодцы! Теперь гости знают, как вас зовут. Подойдите ко мне и встаньте в линеечку.

- Давайте вспомним наше правило:

«Слушаем внимательно, говорим старательно».

Дети с логопедом произносят слова.

2. Дыхательная гимнастика

- Для того, чтобы нам хорошо старательно говорить, давайте сделаем дыхательную гимнастику.

Через носик делай вдох, надувай животик.

А на выдохе считай, и животик свой сдувай.

Дети выполняют упражнение 3 раза.

3. Сообщение темы занятия

-Сегодня к нам пришли гости. А кто они, мы сейчас узнаем.

Логопед достаёт волшебный мешочек, в котором находится петух.

- Линочка, посмотри, кто спрятался в волшебном мешочке. Опиши его так, чтобы ребята догадались, кот это.

(Это домашняя птица. У него есть клюв, гребешок, бородка, большой, яркий хвост, крылья. Утром он всех будит своим пением.) (Петух)

- Правильно. Линочка – молодец! Очень хорошо описала петушка.

- А Петух пришёл не один, а с подругой. Слушайте внимательно. Звучит фонограмма голоса утки. (Утка)

- Правильно. Молодцы! Логопед достаёт утку и ставит её рядом с петухом.

- Как можно назвать Петуха и Утку? (Домашние птицы)

- Где они живут? (Они живут на птичьем дворе)

- Уточка и Петушок принесли с собой много игр, сюрпризов.

- Садитесь на свои места. Проверьте спинки. Ножки как две дорожки.

- Петушок и уточка очень любят зарядку для язычка, а вы любите? (Да)Зачем она нужна? (Чтобы язычок хорошо двигался и мы произносили все звуки.)

4. Артикуляционная гимнастика

- Поставьте зеркала к себе.

- Язычок проснулся (Широко открыть рот, потянулся (Рот широко открыт, языком тянуться к носу и подбородку)

Улыбнулся он себе. («Улыбочка»)

Зубки чистит язычок, («Чистим зубки»)

На трубе играет он. («Трубочка»)

И на горке с ветерком

Покататься любит он. («Горка»)

5. Характеристика гласных звуков

- Давайте вспомним, какие звуки мы уже знаем? (А, У, И)

- Скажите, что мы делаем, когда произносим звук А? (Рот широко открыт. Губы округлые. Язычок отдыхает. Воздушная струя тёплая. Горло дрожит)

- Что мы делаем, когда произносим звук У? (Губы тянем трубочкой, зубы открыты, язычок отдыхает, воздушная струя тёплая, горло дрожит)

- Отгадайте, какой звук я произношу? (А, У)

- Как вы догадались?

- Чем мы обозначаем звук А? (Звук А обозначаем красным большим кружком)

- Чем мы обозначаем звук У? (Звук У обозначаем красным маленьким кружком)

- А почему звуки А, У обозначаются красными кружками? (Звуки А, У – гласные звуки)

- Правильно. Раз, два, три, зеркало на край стола убери.

6. Развитие просодических компонентов речи

- Петух очень любит петь, а Уточка - слушать песенки. Как петух поет?

(Громко, звонко) Давайте споём, как петушок. Кто птенец у петуха? (Цыпленок) Как поет цыплёнок? (Высоко, тоненьким голосом) Давайте споём, как маленькие цыплята.

Логопед достаёт картинку со схемой пения гласных звуков. Дети пропевают гласные звуки. (мотив песенки «В траве сидел кузнечик»)

- Молодцы! Здорово поёте. Скажите, какой один и тот же гласный звук есть в словах УТКА и ПЕТУХ? (Гласный звук У)

- Правильно.

7. «Определи, чей домик?»

- Петух и уточка все время путают свои домики. Давайте им поможем. Логопед раздаёт детям листочки с изображение петуха утки со схемами слов.

- Определите, где находится звук У в слове ПЕТУХ и в слове УТКА.

- Возьмите из контейнеров простые карандаши. Проведите карандашом дорожки от птиц к их домикам.

Дети выполняют задание.

- Арсений, скажи, какого цвета крыша у домика Утки? (Домик Утки с голубой крышей)

- Как ты узнал? (Звук У стоит в начале слова.)

- Максим, скажи, какого цвета крыша у домика Петуха? (Домик Петуха с жёлтой крышей.)

- Как ты узнал? (Звук У стоит в середине слова.)

- Хорошо справились с заданием. Раз, два, три, карандаш убери.

Выходите на ковёр. Чем мы смотрим? (Глазами)

Давайте поиграем с глазками.

7. Зрительная гимнастика

С глазками мы поиграем.

Закрываем, открываем,

Вверх, вниз, поморгаем,

Вправо, влево, закрываем.

Глазки дружно открываем,

Заниматься продолжаем.

- Ребята, Петушок что–то хочет мне сказать на ушко. Логопед подносит петуха к уху.

- Петушок сегодня утром громко пел, кукарекал. Теперь плохо себя чувствует и просит ему помочь.

- Какого сказочного доктора нам нужно позвать? (Айболита)

- Закройте глазки и считайте: «Раз, два, три, Айболит приди».

Логопед достаёт кукольного Айболита.

- Какой первый звук вы слышите в слове Айболит? (Звук А) Какой это звук? (Гласный)

- Правильно. Айболит – сказочный доктор и лечение у него сказочное.

На столе лежат картинки с изображением фруктов.

8. «Выбери фрукты»

- Перед вами разные фрукты. Каждому нужно выбрать фрукт, название которого начинается с гласного звука А. (Апельсин, ананас, абрикос)

Дети выбирают картинки.

- Лина, какой фрукт ты взяла? (Я взяла апельсин.)

- Почему? (В слове апельсин звук А стоит в начале слова.)

Каждый ребёнок объясняет свой выбор.

- А теперь найдите фрукты, названия которых заканчивается гласным

звуком А. (Груша, слива)

- Петушок поправился. Айболиту нужно спешить к другим пациентам.

Попрощайтесь с ним. Закройте глазки и скажите: «До свидания, Айболит».

Логопед убирает Айболита.

- Садитесь на места. Дети садятся за столы.

- Ребята, посмотрите внимательно, на этой картинке всё правильно? ( Картинка: петух плавает в пруду.) Нет.

- Кто водоплавающая домашняя птица? (Утка) У утки на птичьем дворе есть небольшой пруд. Она очень любит плавать.

9. Составление схемы предложения

- Придумайте предложение по картинке. (Утка плавает в пруду)

- Достаньте из контейнеров схемы предложений. Составьте схему предложения. Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении.

- Какая деталь нам нужна для обозначения первого слова? (Диванчик)

- Какой деталью обозначаем предлог? (Треугольником)

- Что ставим в конце предложения? (Точку)

Дети выкладывают схемы предложений и зачитывают их.

- Уточка скучает по своим утятам.

- Давайте её развеселим. Из весёлых мы ребят превращаемся в утят.

10. Танец «Утята»

- Настоящие утята. Садитесь на места.

- Скажите, чем отличаются звуки от букв?

Звуки произносим, слышим.

Буквы видим мы и пишем.

11. «Найди букву»

- Уточка очень любит рисовать. Она принесла свои картины. Посмотрите внимательно и скажите, какие буквы спрятались в этих картинах?

Дети рассматривают картинки, в которых спрятались буквы А, У и называют их.

12. «Воздушные буквы»

- Давайте поиграем в игру «Воздушные буквы». Лина нарисует в воздухе букву, а вы её угадайте. (А)

- Ребята, Петушок тоже приготовил задание.

- Но сначала подготовим наши пальчики и вспомним пальчиковую гимнастику «Вышла курочка гулять»

13. Пальчиковая гимнастика «Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять, Соединять большие и указательные пальцы

Свежей травки пощипать. Соединять пальцы щепоточкой

А за ней ребятки – Стучать кулачками по столу

Жёлтые цыплятки. Стучать указательными пальцами по столу

14. «Напиши букву»

- Петушок на листочках раскидал зёрнышки, если вы их правильно соедините линиями, то получатся буквы. Возьмите красные карандаши и приступайте к заданию. Дети выполняют задание.

- Какие буквы получились? (А, У)

- Почему вы написали буквы А и У красными карандашами? (Буквы А, У обозначают гласные звуки)

15. «Прочитай - ка»

- Я нарисованные вами буквы раздам логопедам, и мы с ними поиграем.

- Они будут показывать по две буквы,

а мы их будем читать.

(АУ, УА, АА, УУ)

- Давайте себе похлопаем.

Итог занятия

- Ребята, какие вы молодцы!

- А Петушку и Уточке пора домой возвращаться к своим семьям. Давайте напомним им, чем мы занимались. Какие звуки мы с вами повторили? Почему они называются гласными? Чем отличаются звуки А и У. Какие буквы вспомнили? Какое задание вам понравилось больше всех? Почему? Петушок и Уточка к нам ещё обязательно придут. Закрывайте глазки и скажите: «Раз, два, три, четыре, пять, ждём мы в гости вас опять». Логопед убирает петуха и утку.

- Подойдите к своим кармашкам и достаньте сюрпризы, которые вам оставили Петушок и Уточка. (Буквы из теста)

- Придумайте слова на звуки А и У (Утюг, астра, ухо, аист)

- Я вами горжусь. Попрощайтесь с гостями. Плывите в группу как утята.

Дети уходят в группу.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков [К] — [Т]» Подготовила логопед Багинская А. И. 13.03.2018 г. Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе.

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Приключение муравьишки» Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР Тема: «Приключение муравьишки» Цель: учить понимать учебную задачу.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с ОНР «Звуки [т], [т’]» Тема: звуки [т], [т,] Цель: формировать умение дифференцировать звуки [т], [т’] на слух и в собственной речи в слогах, словах, предложениях.

Конспект итогового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по обучению грамоте «Помоги другу» Цель: обобщить и закрепить полученные в течение учебного года знания о звуке, букве, слоге. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: Учить.

Конспект НОД по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков [к]-[г]» Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [к] - [г]» Программные задачи: 1) Коррекционно-образовательные: • Закреплять.

Подгрупповое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня «Звуки [т], [т’]. Буква Т» Тема: звуки [т], [т,].Буква Т. Цель: закрепить умение дифференцировать звуки [т], [т’] в словах, предложениях и формировать соответствующие.

Занятие по обучению грамоте в старшей логогруппе «Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых звуков» Тема: «Развитие слухового внимания и восприятия на материале и речевых звуков». Цели занятия: Коррекционно-образовательные: - формировать.

Обучение грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [С]— [Ш]» Цели занятия: Коррекционно-образовательные - развивать фонематическое восприятие. Корекционно-развивающие: - развивать слуховое восприятие,.

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в город Звуков» "Путешествие в город звуков"Цель: Развивать фонетический слух и восприятие. Упражнять в умении различать гласные звуки, твердые согласные.

Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР «Звук [М] и буква М» Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР. Звук и буква «М» Тема: ЗВУК.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация гласных звуков [а]-[у]»
Опубликовано: 29 марта 2018 в 12:46
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД