«Путешествие в зимний лес». Занятие по обучению грамоте в старшей группе

Зайтуна Дёмина
«Путешествие в зимний лес». Занятие по обучению грамоте в старшей группе

Занятие по обучению грамоте

в старшей группе

Тема: Путешествие в зимний лес.

Цель: Акктуализация словаря по теме «Зима», «Зимующие птицы».

Задачи: 1. Обобщить и систематизировать представление детей о времени года зима, о диких животных, о зимующих птицах.

2. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи через подбор прилагательных и глаголов.

3. Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

4. Формировать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

5. Развивать диалогическую, связную, артикуляционную, тонкую и общую моторику.

6. Воспитывать интерес к природным явлениям, умение внимательно вслушиваться в текст, слышать красоту художественного слова.

Ход занятия.

1 часть.

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о зиме.

(Стук в дверь)

Снеговик приглашает в путешествие в зимний лес. Нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова: «Кружись, кружись, в зимнем лесу окажись

2 часть.

- Мы оказались в волшебном зимнем лесу. Слышите, как завывает ветер? Это разгулялась бабушка Вьюга.

Смотрите, на тропинках рассыпаны снежинки. Подберите снежинки.

У нас тёплые руки, а снежинки не тают. Как вы думаете, почему?

- Правильно, они не настоящие. Это не простые снежинки, а волшебные. Это снежинки-загадки. У каждой снежинки своя загадка. Возьмите эти снежинки домой, с родителями отгадаете их, нарисуете отгадку и принесёте в сад на выставку.

3 часть.

- А сейчас отгадайте мою загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

- Правильно. Зимой.

- Сколько в году зимних месяцев? Назовите их.

- Какая зимой погода бывает? (Холодная, морозная, снежная, вьюжная, студёная)

- Молодцы, много слов-признаков вы знаете о зиме.

- А что бывает зимой? (Снег, холод, мороз, метель, вьюга, буран).

4 часть.

- А сейчас мы с вами будем делить слова на слоги, а Снеговичок поучится.

Слова: зима, снег, метелица, холодок, снежинка.

5 часть.

Снеговичок предлагает по карточке-схеме придумать красивые слова к слову «снежинка».

(Снежинка красивая, белая, резная, пушистая, мягкая и т. д.).

6 часть.

- А сейчас поиграем в игру. Я буду называть слова, а вы «поймаете» (хлопком) только те слова, которые подойдут к слову «снежинка». Слушайте внимательно: снежинка тает, горит, падает, идёт, кружится, воет, стучится, ложится, летает.

Повторите те слова, которые относятся к слову «снежинка».

7 часть.

Упражнение на дыхание.

Наша снежинка тоже умеет кружиться в воздухе.

Выпрямите спинку, положите снежинку на ладошку, сделайте глубокий вдох через нос, пошлите воздух в животик и медленно выдохните через рот, губы трубочкой. (2 раза)

8 часть.

Упражнение для глаз «Снежинка полетела».

Сядьте удобно, расслабьте плечи, голову слегка опустите вниз. Дышите спокойно, во время упражнения часто моргайте. Следите за нашей снежинкой, не поворачивая головы, где снежинка остановится, глазки отдыхают.

9 часть.

Игра «Что лишнее?»

Снеговик хочет поиграть с нами в игру «Что лишнее?».

- Послушайте, ребята, какие слова придумал Снеговик о зиме: «Зима бывает снежная, морозная, липкая»

- Какое слово лишнее?

«Лёд бывает гладкий, хрупкий, скользкий, пушистый»

- Что лишнее? Молодцы! Помогли Снеговику исправить ошибки.

10 часть.

Дидактическая игра-упражнение «Следы на снегу».

- Ребята, а чьи это следы на снегу? Эти следы оставили лесные жители.

- А как вы думаете, зачем нужен снег зимой? (Согревает землю, растения, служит тёплым одеялом).

- А кому снег служит тёплым одеялом?

Ребёнок читает стихотворение:

Сладко медведю в берлоге спится,

Если снег в лесу кружится.

Тёплым белым одеялом

Тихо по земле ложится.

11 часть.

Образное выражение «Медведь лапу сосёт». Как вы думаете, медведь в самом деле лапу сосёт? (Сгрызает мозоли).

- А кому зимой снег помогает прятаться?

12 часть.

Выступление детей.

Я, заяц, расскажу, как живётся мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,

Не увидит, не узнает зверь меня лесной.

- Скажите, чем питается заяц зимой?

Снеговик предлагает морковку. (Зайцы обгладывают кору у молодых осинок).

Я зимы не боюсь, в шубку тёплую ряжусь.

Хвост красивый какой – мне он нравится самой.

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,

А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую, или живность какую.

Хочу зайца поймать, да мне его не догнать.

- Ребята, а как лиса ловит мышей?

Ёжик: Зимой я крепко сплю.

Зарывшись в тёплую нору.

- А что случилось с тобой?

- Рыжая плутовка-лиса разбудила меня, сказала. Что уже наступила весна. Я вылез их своей норы и… совсем замёрз.

Лиса: Ой-ой-ой!

Всем ты, ёж, и хорош и пригож.

Да вот колючки тебе не клицу.

Ёж: А что, Лиса, я с колючками

Некрасивый что ли?

Лиса: Да не то, чтобы некрасивый…

Ёж: А, может, я с колючками неуклюжий?

Лиса: Да не то, чтобы неуклюжий…

Ёж: Ну, так какой же я с колючками?

Лиса: Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный!

- Да, очень уж острые у ежа иголки и это не всем нравится.

- А что мы ещё называем словом иголка?

- Верно. Иголки у ёлки, швейные иголки, иголки для уколов, иголки у кактуса.

- Слово одно, а значений много. Такие слова называются омонимы.

13 часть. Чистоговорки.

- Давайте поучим снеговика проговаривать чистоговорку:

- У ёлки иголки колки.

- У ёлки иголки колки?

- У ёлки иголки колки!

- Молодцы!

14 часть. Упражнение на регулирование силы голоса.

- А вы можете тоже самое сказать громко? Тихо?

- Умнички!

- Порадуем Снеговика разминкой.

Физминутка «Снеговик»

15 часть. «Кормушка»

- Смотрите. Кто-то позаботился о птицах, повесил кормушку.

- Скажите, зачем нужны кормушки?

- Назовите зимующих птиц, прилетевших к кормушке.

- Каких птиц мы называем зимующими?

- Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода и остаются у нас зимовать, и не улетают осенью на юг, в тёплые края.

- А чем могут зимой подкрепиться птицы? (Семечки, зерно)

- Как это можно назвать одним словом? (Корм, еда, пища)

- Для кого этот корм? (Для птиц)

- Чей это корм? (Птичий корм)

- Чья это пища? (Птичья пища)

- Стали клевать птицы приготовленное для них угощение. Кто что стал клевать? Кто что любит?

Воробьи – хлебные крошки,

снегири – ягоды,

синички – сало,

вороны – гречку,

сороки – пшено,

поползень и клёст – орешки,

свиристели – семена.

- Поклевали птицы угощение и улетели. А кто остался? (Сова)

16 часть. Проблемный вопрос.

- Почему на кормушке осталась сова? (Сова – хищная птица, питается грызунами. Эта птица сама добывает себе пищу).

17 часть. Словообразование: суффиксы –ичк-, -очк-.

- А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами.

«Ласковое слово – что солнышко».

Игра «Назови ласково» (с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Птица – птичка, пичужка;

синица – синичка;

воробей – воробышек, воробьишко;

снегирь – снегирёк, снегирёчек, снегирушка;

галка – галочка;

голубь – голубок, голубка, голубочек.

- Молодцы! Надеюсь, что птицы услышали наши ласковые и добрые слова.

- Слышите, ветер поднимается. Пора возвращаться домой.

Кружись, вертись, в детском саду очутись!

- Вот мы и вернулись из зимнего леса.

18 часть. Работа с пиктограммами.

- Посмотрите на картинки. Вьюга их перепутала. Нужно восстановить последовательность картинок. Поставьте их по порядку и подберите к ним пиктограммы.

- Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? Бабушка Вьюга оставила для вас снежные комочки. Угощайтесь! (Сюрприз – рафаэлки).

Публикации по теме:

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Зима
Автор публикации:
«Путешествие в зимний лес». Занятие по обучению грамоте в старшей группе
Опубликовано: 10 октября 2013 в 21:37
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мини-коллекция феечек.
Здравствуйте уважаемые коллеги. Коллекционирование в детском саду – это способ познавательной активности дошкольников. Коллекционирование способствует...
Досуг «Праздник мам!»
«Праздник для мам! » досуг для детей и родителей в подготовительной группе. В этом году праздник в нашей группе прошел замечательно. Дети сначала...
«Осень, золотая в гости к нам пришла» фотоотчет.
Дорогие коллеги предлагаю вашему вниманию отчет о том, как прошел у нас осенний праздник. Солнышко не хочет землю согревать Листья пожелтевшие стали...
Помощник Деда Мороза — Снеговик!
В этом году в нашу группу заглянул в гости вот такой Снеговик! Может мой небольшой мастер - класс и Вас вдохновит на создание подобного гостя )...
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет.
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет. Дети подготовительной группы посетили краеведческий музей. Где детям была показана экспозиция...