Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Тема: Басня Крылова «Стрекоза и муравей»

Ирина Садовникова
Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Тема: Басня Крылова «Стрекоза и муравей»

Занятие по ознакомлению с художественной литературой с использованием социо-игровых технологий.

Т Е М А:

Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Подготовительная группа.

Провела:

Воспитатель:

Садовникова Ирина Вячеславовна.

Предварительная работа:

Использование социо-игровых приемов для стимулирования мыслительной деятельности, развития интереса к художественной литературе:

Работа в микрогруппах

Обучение аргументации выводов

Обозначение характера персонажей сказок линией

Смена мизансцен во время занятий

Воспитание грамотного читателя на примере сказок.

Программное содержание:

Познакомить детей с литературоведческим термином «басня», дать краткие сведения о баснописце И. А. Крылове.

Учить внимательно вслушиваться в литературный текст.

Воспитывать грамотного читателя, размышляющего над замыслом автора; читателя делающего свои собственные выводы.

Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, жалость к нуждающимся в помощи, умение радоваться жизни, стремление осознавать, признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.

Учить детей договариваться друг с другом, прислушиваться к чужому мнению и уважать его.

Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.

Форма организации:

Интегрированное занятие.

Интеграция:

Чтение художественной литературы

Здоровье

Коммуникация

Социализация

Труд

Художественно-эстетическое развитие

Познание

Развитие логического мышления

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Ребята, я сейчас вам задам очень сложный вопрос. У каждого человека много хороших качеств, но есть и плохие. Как человеку вовремя увидеть свои плохие качества и постараться их исправить?

Вы знаете? А вот я в затруднении.

Вот на этот сложный вопрос мы и будем сегодня искать ответы.

3. А чтобы быстрее найти решение, давайте объединимся в пары.

Станем разведчиками. (Деление на пары с помощью игры «Разведчики»: дети, молча, находят глазами себе пару, встречаются глазами и, по команде воспитателя, пары берутся за руки)

4. Ну, а теперь, разведчики, проходите в страну вопросов и ответов через ворота. (Проводится игра по типу «Ручеек») Но чтобы пройти паре в ворота, необходимо ответить на вопрос: «Что будет потом с этой шишкой?»

Воспитатель показывает шишку.

(дети отвечают на вопрос и проходят парами в «ворота», «ворота» отвечают самыми последними.)

5. Рассаживайтесь, парочки, поудобнее, где хотите, но недалеко от меня, чтобы всем было и слышно, и видно. Дети парами рассаживаются.

6. Недавно я прочитала интересную историю, но так в ней запуталась, столько у меня появилось вопросов, и я решила, что только вместе с вами и смогу распутаться. Знаю только, что это не просто история и даже не совсем сказка, и даже не совсем стихи. Называется такая история – басня. Басня – это короткая поучительная история, где высмеиваются человеческие нехорошие черты характера, даже если герои истории животные. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Самый известный писатель – баснописец Иван Андреевич Крылов. Самое интересное, что он с детства жил в городе Твери и потом работал в Тверском суде. Поэтому Тверь он считал своим вторым домом. Сейчас в Твери стоит памятник Крылову в сквере около цирка, есть улица Крылова.

Показать портрет Крылова и фотографию памятника.

Я сейчас прочитаю вам самую известную басню Крылова. Я знаю ее с детства, но сейчас думаю, что совсем не понимаю, что она высмеивает, чему учит. Попробуем вместе разобраться. Договорились? И так, слушаем….

Чтение басни «Стрекоза и Муравей» название басни не дается.

8. Анализ содержания басни. (Дать несколько минут парам на обсуждение) (Дети работают микрогруппами (парами) и передают шишку говорящей паре) Говорить может та пара, в чьих руках шишка.

-Есть ли в этой басне не очень понятные слова? Вам все понятно? А вот мне совсем непонятно, что значит:

- «Зима катит в глаза»? Она что на колесах?

(Рассуждения детей:быстро наступает, когда валит снег, он попадает в глаза, пурга, ветер)

- А вот такое выражение – «помертвело чисто поле»? Что-то страшновато стало от таких слов. Как вы их понимаете?

(Размышления детей: Опустело поле, т. к. убран урожай, замерзла земля, нет насекомых, птиц, темно и сыро, холодно, уныло, тоскливо)

- А почему «нужда, голод настает?» Ведь мы же знаем, что все птицы, насекомые, звери как то приспосабливаются к зиме. А что же Стрекоза?

(Дети размышляют, высказывая свое мнение, педагогом приветствуется любое мнение, даже самое неожиданное и не одно не опротестовывается)

-Кто запомнил, как Стрекоза добиралась до муравья?

(Злой тоской удручена, к муравью ползет она)

-А как вообще-то передвигается Стрекоза? Кто видел стрекозу? Мы говорим: «Ты как стрекоза О каком человеке так говорят?

(Рассуждения детей)

-Какая пара изобразит, как летает стрекоза? Как жила она летом? Покажите? (желающие пары показывают)

А в басне она ползет к Муравью, покажите как.

(желающие пары показывают)

- А как же понять- «злой тоской удручена»? На кого она злится? Кто виноват? Давайте попробуем передать ее мысли.

(Дети высказываются: Она злится на зиму, что так быстро наступила; Злится, что ее никто не пускает, она думает, что все злые; Она, наверное, злится на себя, что ничего не приготовила к зиме, не запасла припасов, не построила домик)

-Что же делать Стрекозе? Пусть каждая пара подумает: есть ли у Стрекозы выход? Что мы можем ей подсказать? Посоветуйтесь друг с другом. И я подумаю тоже.

(Ответы детей были разными: Она может быстренько себе что-нибудь построить из щепочек каких-нибудь; Пускай идет к бабушке, она-то ее примет и накормит; Пускай просится у перелетных птиц взять ее с собой в теплые страны; Она же артистка, пускай работать устроится у зверюшек в театре.)

- Как решил поступить со Стрекозой автор, мы знаем. Но не хочется ли вам попробовать переделать конец басни?

(Эксперименты детей с переделыванием концовки басни)

- А что мы можем сказать про Муравья? Какой он?

(Разнообразие ответов: Он трудолюбивый, он всегда строит дом; Он запасливый, конечно он приготовил много припасов на зиму; Он добрый; Нет! Он злой, он не пустил к себе стрекозу.)

-Почему он все-таки не помог Стрекозе, не пожалел ее?

(Дети: Потому что она вся грязная была, как бомжиха. Потому что она не умеет работать, а муравей любит, чтобы все работали; Он безжалостный какой-то; Нет, он справедливый (Приветствуются разные, пусть даже противоположные мнения. Пусть будет дискуссия)

Разойдитесь в разные стороны: в одну сторону те, кто считает, что Муравей поступил правильно, а в другую кто считает, что он не прав. Потом мы это решение обсудим. И я подумаю. (Воспитатель принимает решение одной стороны, потом переходит к другой)

Вы разные и мнения у вас разные.

Дети разделились на две группы

(Аргументы 1 группы: мы думаем, что муравей поступил правильно, потому что он ведь без стрекозы строил себе дом; стрекоза бездельница) (Аргументы 2 группы: Мы думаем, что муравей не прав, он мог помочь бедной стрекозке, надо быть милосердным, он мог научить ее работать и строить себе дом, она бы пела ему всю зиму и ему было бы весело)

-Сейчас, когда мы поговорили и о Стрекозе и о Муравье, пусть каждая пара подумает, как можно линией изобразить характер героев басни. (дети берут приготовленные бумагу и карандаши и выбирают любое место в группе (даже на полу, на стуле, пусть ищут сами, обсуждают парой и рисуют линию: прямую, спиральную, ломаную, волнистую и т. д.)

Линии у вас получились разные, потому что у вас разные мнения и взгляды.

-Как бы вы назвали эту басню? А кто, по-вашему, здесь главный герой? Почему? (Решается судьба стрекозы, через стрекозу высмеиваются недостатки)

А вот у Крылова она называется «Стрекоза и Муравей»

-Подумайте, пожалуйста, мне непонятно, здесь только плохие черты характера Стрекозы осуждаются? А у Муравья можно найти плохие черты? Но разве плохо радоваться жизни, лету, радуге, цветам, петь веселые песни? А у Муравья какая жизнь, все лето он только и делал, что носил на себе хвоинки, былинки, не разгибал спины, не поднимал головы, чтобы увидеть яркие летние краски, все запасал, строил. Для чего? Что он зимой будет делать? (Опять у детей разные мнения: Он не видел солнышка и, наверное, не купался в речке и не загорал, все трудился и трудился; Зато он будет сытый зимой; Он не радовался летом и зимой будет сидеть в темноте под снегом без радости; Он даже не видел неба и солнца и не замечал цветов и пения стрекозы; Зато у него много варения.)

Изобразите, как он работал летом. (Дети парами изображают)

Мне почему-то и Муравья жалко!

Мы много говорили и о Стрекозе и о Муравье. У нас у каждого свое мнение: кому-то жалко Муравья, кому-то стрекозу, кому-то, как мне, например, и того и другого. И художникам иллюстраторам тоже, каждый по-своему оценивали героев. И они это отобразили на своих иллюстрациях. Посмотрите.

Воспитатель показывает иллюстрации разных художников)

- Знаете, я вот все думаю и никак не могу вспомнить, какую очень известную сказку напоминает мне басня «Стрекоза и Муравей? Где тоже один все лето трудился, а другие резвились. Чем закончилась эта сказка? (Три поросенка)

- Вот в чем отличие сказки от басни. Басня, хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить. А сказка показывает, что добро побеждает зло.

Так чему же учит нас басня Крылова «Стрекоза и Муравей»?

И жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе час. Поработал, отдохни, а не наоборот.

Как вам сегодня было на занятии? Спать хотелось? Гулять убежать? Интересно было?

Я тоже довольна вами и собой. Я ведь думала вместе с вами и поняла, как важно вслушиваться в каждое слово, думать, почему персонажи поступили так, а не иначе.

-И как хорошо, что каждый из вас рассуждал по-разному, по своему, помогали друг другу работать в паре.

Сегодня с нашей книжной полки уйдут сказки и освободят место новой гостье – басне. Крылов написал ведь очень много басен. Мы их с вами тоже почитаем.

А так как басня учит трудолюбию, не безделью, то здесь поставим книги о труде, пословицы и поговорки.

А еще Андрюша принес нам мультфильмы по басням Крылова. Мы их обязательно будем смотреть, в том числе и басню «Стрекоза и муравей»

Спасибо вам, дорогие мои, за увлекательную работу.

Публикации по теме:

Использование образов животных в художественной литературе в работе с дошкольниками. «Использование образов животных в художественной литературе в работе с дошкольниками» Цель: развивать интерес у детей к образам представителей.

Контрольная для взрослых .

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Тема: Басня Крылова «Стрекоза и муравей»
Опубликовано: 21 октября 2012 в 09:37
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...