Занятие по ознакомлению с натюрмортом «Как составить натюрморт» (организация совместной деятельности детей и родителей)

Вера Исупова
Занятие по ознакомлению с натюрмортом «Как составить натюрморт» (организация совместной деятельности детей и родителей)

Рассматривание репродукций К. С. Петрова-Водкина «Яблоки на красном», составление натюрмортов.

Конспект разработан в рамках программы «Детство», блок «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» (Н. А. Курочкина).

Задачи:

• Формировать представление о натюрморте как особом жанре живописи;

• Учить видеть композицию картины: расположение предметов в пространстве, выделение главного.

• Обратить внимание детей на цвет как средство передачи художником эмоционального настроения, формировать отклик на красоту теплых и холодных тонов;

• Продолжать вызывать у детей активный интерес и эмоциональную отзывчивость на живописную картину, и радость совместного творчества с родителями.

Оборудование и материал для занятия:

• Репродукции картин К. С. Петрова-Водкина «Яблоки на красном»

• Предметы, необходимые для составления натюрмортов детьми и родителями: отрезы ткани разного цвета и величины (для выбора фона, муляжи фруктов (яблок, цветная бумага – все для аппликации.

Предварительная работа: рассматривание репродукции К. С. Петрова-Водкина «Яблоки на красном»,проведение художественно-развивающих игр: «Положи яблоки красиво на тарелку», «Чего не стало», «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками», «Составь натюрморт»

Ход занятия:

Педагог: Сегодня мы все вместе поиграем в интересную игру, ваши мамы будут узнавать фрукты по запаху, а вы по вкусу.

Цель игры: Через чувственное восприятие (по вкусу или запаху) фруктов, определить их, вызвать представления об их сенсорных признаках: форме, цвете, величине, поверхности.

Проводится игра «Узнай по вкусу, по запаху». Все закрывают глазки, мама вдыхает запах фрукта, а ребенку кладется в рот кусочек того - же фрукта. Мама вместе с ребенком называет и составляет не большой описательный рассказ.

Педагог: вы все умницы, узнали и назвали фрукты правильно. Очень красиво говорили о фруктах. Давайте посмотрим, каких фруктов на столе много?

Дети: На столе много яблок.

Педагог: У каждого яблочка есть тайна. Хотите узнать какая? Возьмите яблоко в руку, поднесите к уху и тихонечко потрясите его. Что слышите? Внутри у каждого яблочка зернышки, если посадить зернышки – вырастет яблонька, а на ней яблоки, такие же сладкие, румяные, сочные, вкусные. Такие же, как на картине Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Яблоки на красном фоне».

Показываю картину К. С. Петрова-Водкина «Яблоки на красном».

Педагог: Мы с вами уже видели картину. Полюбуйтесь еще на эту красоту.

Дается время на рассматривание и на то, чтобы дети вспомнили картину.

Педагог: Как вы думаете, какое яблоко говорит о себе, что оно самое спелое, самое главное на картине?

Дети: Самое главное – белое яблоко, оно самое яркое.

Педагог: Как вы думаете, почему художник так расположил яблоки – не все вместе?

Дети: Чтобы показать красоту каждого яблока.

Педагог: Какое настроение вызывает у вас этот натюрморт?

Дети: Радостное, веселое настроение.

Педагог: Мамы, как вы думаете, почему эта картина вызывает у нас радостное настроение?

Родители: На картине много красного, желтого, изумрудно-зеленого цвета, эти краски и создают ощущение праздничности.

Педагог: Ребятки давайте вспомним, красный, желтый цвет он похож на солнышко. Значит, какие они?

Дети: Красный, желтый, - это теплые цвета.

Если дети затрудняются отвечать, помогают родители.

Педагог: Натюрморт называется «Яблоки на красном», красная скатерть очень красиво сочетается с желтым, зеленым, малиновым и белым цветом яблок, делает их еще ярче, создает праздничное настроение, взывает восхищение от красоты плодов, выращенных человеком.

Проводится игра: «Изобрази эмоции с помощью мимики и жестов».

Дети и взрослые с помощью мимики и жестов изображают ту или иную эмоцию

Представьте себе: красивое большое яблоко висит на ветке и греется под солнечными лучами, подставляет то один бок, то другой – радостно и спокойно яблоку;

вдруг набежала туча, и закапал дождь – огорчилось и загрустило яблоко;

снова выглянуло солнышко – радость, спокойствие.

яблоко вдруг увидело, что к нему подбирается червяк и хочет его погрызть – испуг, растерянность.

Педагог: На натюрмортах могут быть изображены фрукты и ягоды, овощи и цветы, посуда и разные предметы. Художник, прежде чем составлять натюрморт, продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы они все были видны и украшали друг друга, то есть – составляет композицию. Затем он подбирает фон и формат для картины.

Посмотрите на очень интересный натюрморт Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Бокал и лимон».

– Художник использовал лимонно-желтые, синие, голубовато-белые цвета.

– Вспомним, как можно одним словом назвать белые, синие, голубые тона? (Холодные)

– Скажите, пожалуйста, желтый – теплый тон или холодный?

Художник использовал контрастные тона и передал нам чувство свежести, прохлады.

– Художник расположил бокал и лимон на горизонтальном формате, чтобы показать их красоту. Посмотрите, бокал и лимон по краям от центра, а в центре солнечный зайчик. Самый яркий здесь – лимон. Желтый, как солнышко, он осветил прозрачный стеклянный бокал.

Вот натюрморт художника Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

– Как вы думаете, почему художник нарисовал картину на вертикально поставленном полотне?

Родители: Ваза с цветами высокая и она не поместится, если полотно положить горизонтально.

Педагог: – Какой фон выбрал художник?

Родители: - Стол и стена светло-коричневые, на этом фоне красиво смотрятся цветы, не сливаются с фоном.

На светло-коричневом фоне, в центре картины, в просторной стеклянной вазе стоит букет цветов. Цветы разные: морковно-красные, сине-белые, бело-розовые, сине-голубые. На картине есть очень красивая птичка, она разноцветная похожа на цветы! А еще на картине есть бабочка, лимонно-желтая она украшает вазу.

Сегодня мы все будем художниками и поучимся составлять красивые натюрморты. У нас на столе лежат разные фрукты, овощи и предметы, ткань для фона.

Все необходимое выберите, обсудите и приступайте к работе. Напоминаю, что надо придумать название для своего натюрморта.

По окончании работы каждая микрогруппа представляет свой натюрморт: нужно сказать, как называется и почему (из каких предметов составлен, какой предмет – главный); объяснить, почему выбран именно такой фон, формат.

Вам понравилось составлять натюрморты с мамами?Что нового вы узнали сегодня и чему научились.

Вы все были молодцы и хорошо потрудились.

Предложить гостям принять участие в составлении натюрмортов.

Несколько правил, которые помогут при составлении натюрморта:

Плоскость листа (фона) должна быть заполнена равномерно, где-то предметов будет больше, где-то меньше, пустого пространства старайтесь избегать.

Предметы следует объединить, связать между собой. Пусть они соприкасаются, лежат друг на друге, как это бывает в жизни. Не допускайте, чтобы предметы казались выставленными на показ.

Стремитесь найти главный предмет и каким-то образом выделить его, подчеркнув:

– форму (фужер на тонкой ножке, среди обычных стаканов,

– размер (большой предмет среди маленьких,

– цвет (яркий цвет среди серого цвета или контрастный цвет,

– объем (объемный предмет на плоском – очки, лежащие поверх газеты,

– качество (разбитая кружка среди целых,

– можно выделить главный предмет, поместив его в чуждую для него среду (ключи на обеденном столе).

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по ИЗО в детском саду «Знакомство с натюрмортом» Интегрированное занятие по ИЗО в подготовительной к школе группе по теме: «Знакомство с натюрмортом» (развитие речи, музо, аппликация).

Педсовет-игра «Изобразительное искусство родного города как средство воспитания нравственно-патриотических качеств детей» Трусова Е. С., ст. воспитатель МАДОУ «ЦРР – Д/с 378» г. Казань Цель игры: 1. Провести анализ работы по данной теме: его актуальность на.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с натюрмортом «Как составить натюрморт» (организация совместной деятельности детей и родителей)
Опубликовано: 4 декабря 2012 в 21:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Нетрадиционная техника рисования-рисование солью.
Нетрадиционная техника рисования ( старший дошкольный возраст) Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Полет в космос»...
Пасхальная радость
Пасха - Светлое Христово Воскресение. Пасха - Велия Радость для всех людей. В радостные Светлые дни православные христиане дарят друг другу красные яйца в...
Подвижная игра «Стукни по мячу» для детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Стукни по мячу» Цель игры. Учить детей делать подскоки на двух ногах в такт ударам мяча; учить бросать мяч двумя руками сверху вперед и...
Организация обучения и воспитания по физической культуре детей с общим недоразвитием...
Эффективность коррекционно – воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном...
Итоговое по конструированию подготовительная группа
Учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя поэтапные схемы изготовления животных ( зайца, лису, утку) ; учить четко выполнять инструкции...