Занятие по ознакомлению с натюрмортом «Как составить натюрморт» (организация совместной деятельности детей и родителей)

Вера Исупова
Занятие по ознакомлению с натюрмортом «Как составить натюрморт» (организация совместной деятельности детей и родителей)

Рассматривание репродукций К. С. Петрова-Водкина «Яблоки на красном», составление натюрмортов.

Конспект разработан в рамках программы «Детство», блок «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» (Н. А. Курочкина).

Задачи:

• Формировать представление о натюрморте как особом жанре живописи;

• Учить видеть композицию картины: расположение предметов в пространстве, выделение главного.

• Обратить внимание детей на цвет как средство передачи художником эмоционального настроения, формировать отклик на красоту теплых и холодных тонов;

• Продолжать вызывать у детей активный интерес и эмоциональную отзывчивость на живописную картину, и радость совместного творчества с родителями.

Оборудование и материал для занятия:

• Репродукции картин К. С. Петрова-Водкина «Яблоки на красном»

• Предметы, необходимые для составления натюрмортов детьми и родителями: отрезы ткани разного цвета и величины (для выбора фона, муляжи фруктов (яблок, цветная бумага – все для аппликации.

Предварительная работа: рассматривание репродукции К. С. Петрова-Водкина «Яблоки на красном»,проведение художественно-развивающих игр: «Положи яблоки красиво на тарелку», «Чего не стало», «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками», «Составь натюрморт»

Ход занятия:

Педагог: Сегодня мы все вместе поиграем в интересную игру, ваши мамы будут узнавать фрукты по запаху, а вы по вкусу.

Цель игры: Через чувственное восприятие (по вкусу или запаху) фруктов, определить их, вызвать представления об их сенсорных признаках: форме, цвете, величине, поверхности.

Проводится игра «Узнай по вкусу, по запаху». Все закрывают глазки, мама вдыхает запах фрукта, а ребенку кладется в рот кусочек того - же фрукта. Мама вместе с ребенком называет и составляет не большой описательный рассказ.

Педагог: вы все умницы, узнали и назвали фрукты правильно. Очень красиво говорили о фруктах. Давайте посмотрим, каких фруктов на столе много?

Дети: На столе много яблок.

Педагог: У каждого яблочка есть тайна. Хотите узнать какая? Возьмите яблоко в руку, поднесите к уху и тихонечко потрясите его. Что слышите? Внутри у каждого яблочка зернышки, если посадить зернышки – вырастет яблонька, а на ней яблоки, такие же сладкие, румяные, сочные, вкусные. Такие же, как на картине Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Яблоки на красном фоне».

Показываю картину К. С. Петрова-Водкина «Яблоки на красном».

Педагог: Мы с вами уже видели картину. Полюбуйтесь еще на эту красоту.

Дается время на рассматривание и на то, чтобы дети вспомнили картину.

Педагог: Как вы думаете, какое яблоко говорит о себе, что оно самое спелое, самое главное на картине?

Дети: Самое главное – белое яблоко, оно самое яркое.

Педагог: Как вы думаете, почему художник так расположил яблоки – не все вместе?

Дети: Чтобы показать красоту каждого яблока.

Педагог: Какое настроение вызывает у вас этот натюрморт?

Дети: Радостное, веселое настроение.

Педагог: Мамы, как вы думаете, почему эта картина вызывает у нас радостное настроение?

Родители: На картине много красного, желтого, изумрудно-зеленого цвета, эти краски и создают ощущение праздничности.

Педагог: Ребятки давайте вспомним, красный, желтый цвет он похож на солнышко. Значит, какие они?

Дети: Красный, желтый, - это теплые цвета.

Если дети затрудняются отвечать, помогают родители.

Педагог: Натюрморт называется «Яблоки на красном», красная скатерть очень красиво сочетается с желтым, зеленым, малиновым и белым цветом яблок, делает их еще ярче, создает праздничное настроение, взывает восхищение от красоты плодов, выращенных человеком.

Проводится игра: «Изобрази эмоции с помощью мимики и жестов».

Дети и взрослые с помощью мимики и жестов изображают ту или иную эмоцию

Представьте себе: красивое большое яблоко висит на ветке и греется под солнечными лучами, подставляет то один бок, то другой – радостно и спокойно яблоку;

вдруг набежала туча, и закапал дождь – огорчилось и загрустило яблоко;

снова выглянуло солнышко – радость, спокойствие.

яблоко вдруг увидело, что к нему подбирается червяк и хочет его погрызть – испуг, растерянность.

Педагог: На натюрмортах могут быть изображены фрукты и ягоды, овощи и цветы, посуда и разные предметы. Художник, прежде чем составлять натюрморт, продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы они все были видны и украшали друг друга, то есть – составляет композицию. Затем он подбирает фон и формат для картины.

Посмотрите на очень интересный натюрморт Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Бокал и лимон».

– Художник использовал лимонно-желтые, синие, голубовато-белые цвета.

– Вспомним, как можно одним словом назвать белые, синие, голубые тона? (Холодные)

– Скажите, пожалуйста, желтый – теплый тон или холодный?

Художник использовал контрастные тона и передал нам чувство свежести, прохлады.

– Художник расположил бокал и лимон на горизонтальном формате, чтобы показать их красоту. Посмотрите, бокал и лимон по краям от центра, а в центре солнечный зайчик. Самый яркий здесь – лимон. Желтый, как солнышко, он осветил прозрачный стеклянный бокал.

Вот натюрморт художника Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

– Как вы думаете, почему художник нарисовал картину на вертикально поставленном полотне?

Родители: Ваза с цветами высокая и она не поместится, если полотно положить горизонтально.

Педагог: – Какой фон выбрал художник?

Родители: - Стол и стена светло-коричневые, на этом фоне красиво смотрятся цветы, не сливаются с фоном.

На светло-коричневом фоне, в центре картины, в просторной стеклянной вазе стоит букет цветов. Цветы разные: морковно-красные, сине-белые, бело-розовые, сине-голубые. На картине есть очень красивая птичка, она разноцветная похожа на цветы! А еще на картине есть бабочка, лимонно-желтая она украшает вазу.

Сегодня мы все будем художниками и поучимся составлять красивые натюрморты. У нас на столе лежат разные фрукты, овощи и предметы, ткань для фона.

Все необходимое выберите, обсудите и приступайте к работе. Напоминаю, что надо придумать название для своего натюрморта.

По окончании работы каждая микрогруппа представляет свой натюрморт: нужно сказать, как называется и почему (из каких предметов составлен, какой предмет – главный); объяснить, почему выбран именно такой фон, формат.

Вам понравилось составлять натюрморты с мамами?Что нового вы узнали сегодня и чему научились.

Вы все были молодцы и хорошо потрудились.

Предложить гостям принять участие в составлении натюрмортов.

Несколько правил, которые помогут при составлении натюрморта:

Плоскость листа (фона) должна быть заполнена равномерно, где-то предметов будет больше, где-то меньше, пустого пространства старайтесь избегать.

Предметы следует объединить, связать между собой. Пусть они соприкасаются, лежат друг на друге, как это бывает в жизни. Не допускайте, чтобы предметы казались выставленными на показ.

Стремитесь найти главный предмет и каким-то образом выделить его, подчеркнув:

– форму (фужер на тонкой ножке, среди обычных стаканов,

– размер (большой предмет среди маленьких,

– цвет (яркий цвет среди серого цвета или контрастный цвет,

– объем (объемный предмет на плоском – очки, лежащие поверх газеты,

– качество (разбитая кружка среди целых,

– можно выделить главный предмет, поместив его в чуждую для него среду (ключи на обеденном столе).

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по ИЗО в детском саду «Знакомство с натюрмортом» Интегрированное занятие по ИЗО в подготовительной к школе группе по теме: «Знакомство с натюрмортом» (развитие речи, музо, аппликация).

Педсовет-игра «Изобразительное искусство родного города как средство воспитания нравственно-патриотических качеств детей» Трусова Е. С., ст. воспитатель МАДОУ «ЦРР – Д/с 378» г. Казань Цель игры: 1. Провести анализ работы по данной теме: его актуальность на.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с натюрмортом «Как составить натюрморт» (организация совместной деятельности детей и родителей)
Опубликовано: 4 декабря 2012 в 21:01
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с детьми средней группы в технике...
Программные задачи . Развивать навыки и умения детей в технике"пластилинография":растирание пластилина по поверхности картона, передавать образность...
Объёмная снежинка. Мастер класс.
Во всех садах уже начались предновогодние хлопоты. Это очень приятное и увлекательное занятие как для педагогов, так и для детей. Не зависимо от того...
Детский мастер-класс открытки ко Дню Матери «Мамочка, моя вот цветочки для тебя!»
Добрый день, уважаемые коллеги, гости моей странички! Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию небольшой мастер-класс по изготовлению открыток, которые...
Родительское собрание с детьми показ НОД «Путешествие с дорожными знаками по математике»
Тема: «Путешествие с дорожными знаками по математике» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия; продолжать...
Фотоотчет занятия по пластилинографии с применением нетрадиционных материалов «Букет...
Фото-отчет занятия по пластилинографии с применением нетрадиционных материалов на тему: «Букет для любимой мамочки» с детьми 6-7 лет. Доброго времени...