«Беседа о Севере». Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

Светлана Гацько
«Беседа о Севере». Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

Программное содержание:

• Обобщить и закрепить представление детей о Севере.

• Прививать интерес к народам живущим там.

• Вспомнить и уточнить, чем богат северный край.

• Закрепить знания детей о тайге и тундре.

• Воспитывать уважение к труду оленеводов и нефтяников.

Связная речь:

• Учить детей составлять связанный рассказ, дополнять друг друга.

• Развивать память, логическое мышление.

• Учить строить полные, распространенные предложения.

Словарь:

• Активизировать в речи детей слова: чум, тундра, тайга, кисы, нарты, геологи, буровики, оленеводы, малица.

Звуковая культура речи:

• Следить за правильным, четким произношением слов.

Ход НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Дети! Наша страна огромна. Разные народы живут в нашей стране. Сегодня мы побеседуем об одном из уголков нашей Родины. Дети, скажите, где бывает короткое лето и длинная зима?

- На Севере!

Кто знает в какой области мы живем?

- В Тюменской

- Чем богата Тюменская область?

- Нефтью, газом, лесами, пушниной

- Как называется город где мы живем?

- Ноябрьск

Кто может обьяснить название города?

- Высадился десант в ноябре

- Что за лес окружает наш город?

- Тайга

- Кто может рассказать о тайге?

Рассказы детей о тайге.

В тайге много ягод, грибов, зверей, птиц. Деревья в основном хвойные: сосна, кедр, ель. У них вместо листьев – иголки – хвоя. Хвоя у хвойных деревьев разная: у ели – твердая, колючая. У кедра – длинная и мягкая. У сосны – длинная и твердая. Хвоинки, теже листья, только необычной формы. Нет у хвойных деревьев и цветков. Это растение с шишками. В шишках находятся семена, из которых вырастают молодые деревья. Семена в шишках – любимое лакомство многих лесных зверей. Ими питаются белки, мыши, кабаны и медведи. Люди тоже едят семена хвойных – орешки. В стволах у хвойных много смолы. Если кто поранит дерево, смола быстро залечит рану. Хвойные деревья самые большие и неприхотливые. Им солнца нужно не так много, засухи они не боятся и сильный мороз им не страшен. Почва может быть самой бедной, неплодородной.

- Кто может перечислить животных обитающих в тайге?

- Лось, лиса, белка, соболь, волк, медведь, рысь, кабан, заяц, бурундук.

- Дети, кроме тайги, что еще есть на Севере?

- Тундра

Дальше на Севере еще холодней и там вечная мерзлота.

Деревья большие не могут расти на вечной мерзлоте, растут только карликовые, меньше человеческого роста – это место называется тундрой. Зимой вся тундра покрыта снегом, зато летом очень красиво, появляются цветы. В тундре растет много ягод: брусника, клюква, морошка, голубика. В тундре нет поездов, нет автомобилей и люди ездят на оленях, запряженных в низкие сани-нарты.

- Кто может рассказать о северных оленях?

- северные олени быстро бегают, их запрягают в упряжки. Едят олени мох, ягоды, грибы. Их очень много в тундре. Просто так грибы нельзя трогать руками, если олень почует, что человек трогал гриб, он его есть не будет.

А еще в тундре живут куропатки, медведи, волки, песцы. В море – моржи, тюлени, белые медведи.

- Дети, кто из вас знает и может перечислить коренное население Севера?

- Ханты, манси, ненцы, коми

- Чем они занимаются?

- Охотой, рыбной ловлей, оленеводством

- Кто может рассказать о коренных жителях Севера?

Коренное население живет в чумах. Чум строят из жердей и покрывают оленьими шкурами. У входа в чум живет старая семья, а новая – в конце чума. Народы Севера носят одежду из оленьих шкур, украшенную бисером и вышивкой – малицы, кисы.

Оленеводы и охотники переезжают с места на место и чум – дом возят с собой.

- Дети, какое чудо бывает на севере?

- Северное сияние. Это очень красивое зрелище. Северное сияние как яркие ленты на небе. Оно ярче радуги. Иногда полыхает несколько часов, а иногда сразу гаснет.

- кто прочтет стихотворение о северном сиянии?

ФИЗМИНУТКА

- Какие полезные ископаемые добываются в нашем крае?

- Нефть, газ

- Кто из вас может рассказать о нефти?

Когда то большую часть земли покрывали леса. Деревья были во много раз выше и листва была пышнее и гуще. Росли они на болотах, им требовалось много влаги. Корни были не глубокие, ветер легко валил деревья. Деревья таким образом гнили и от этого образовалась в пластах нефть.

- Дети, люди какой профессии нужны, чтобы отыскивать полезные ископаемые?

- Геологи

- Что вы знаете о профессии геологов?

Полезные ископаемые находятся глубоко под землей. Чтобы их найти, создаются геологоразведочные партии. Геологи ищут месторождения, наносят на карты. Им приходится очень долго искать, расследовать землю и жить далеко от своего дома, своих родных. Они бывают очень счастливы, когда находят нефть, их труд приносит пользу нашей стране.

- Геологи нашли в нашем крае нефть, а кто ее добывает?

- Нефтяники, буровики

- Кто из детей может рассказать о труде нефтяников-буровиков?

Разведав месторождение нефти, вышкомонтажники устанавливают буровые вышки. Начинается добыча нефти. При помощи трубобура бурится земля до пласта с нефтью. При помощи насосов нефть перекачивают в большие резервуары, где она хранится. Добывать нефть нелегко. И днем, и ночью буровики несут свою не легкую вахту. Трудятся дружно, добросовестно, чтобы добыть больше нефти. Своим трудом буровики также украшают и обогащают нашу Родину.

- Кто может вспомнить и рассказать стихотворения о буровиках?

И так, мы обобщили ваши знания о Севере. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Поле чудес». Тема нашей игры «Север».

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ.

Юла со стрелкой.

Круг с делениями и очками.

Счетные палочки, три команды, приз!-главный.

Слова: кисы, чум, малица, олень.

В конце игры подводятся итоги, подсчитываются очки, награждаются победители.

Публикации по теме:

Беседа о родном крае-Севере (обобщить и систематизировать знания детей об Арктике и тундре) Беседа о родном крае-Севере. Цель:-уточнить представления детей о природе и климате Севера;о животных,птицах и растениях,встречающихся на.

Приглашаю на ЯмалПриглашаю на Ямал Вы на карту посмотрите И Ямал на ней найдите, Потому что здесь наш дом: Мы на севере живем! И. Истомин Я хочу вам рассказать о Ямале,где.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Беседа о Севере». Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
Опубликовано: 1 ноября 2013 в 15:44
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...