«Беседа о Севере». Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

Светлана Гацько
«Беседа о Севере». Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

Программное содержание:

• Обобщить и закрепить представление детей о Севере.

• Прививать интерес к народам живущим там.

• Вспомнить и уточнить, чем богат северный край.

• Закрепить знания детей о тайге и тундре.

• Воспитывать уважение к труду оленеводов и нефтяников.

Связная речь:

• Учить детей составлять связанный рассказ, дополнять друг друга.

• Развивать память, логическое мышление.

• Учить строить полные, распространенные предложения.

Словарь:

• Активизировать в речи детей слова: чум, тундра, тайга, кисы, нарты, геологи, буровики, оленеводы, малица.

Звуковая культура речи:

• Следить за правильным, четким произношением слов.

Ход НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Дети! Наша страна огромна. Разные народы живут в нашей стране. Сегодня мы побеседуем об одном из уголков нашей Родины. Дети, скажите, где бывает короткое лето и длинная зима?

- На Севере!

Кто знает в какой области мы живем?

- В Тюменской

- Чем богата Тюменская область?

- Нефтью, газом, лесами, пушниной

- Как называется город где мы живем?

- Ноябрьск

Кто может обьяснить название города?

- Высадился десант в ноябре

- Что за лес окружает наш город?

- Тайга

- Кто может рассказать о тайге?

Рассказы детей о тайге.

В тайге много ягод, грибов, зверей, птиц. Деревья в основном хвойные: сосна, кедр, ель. У них вместо листьев – иголки – хвоя. Хвоя у хвойных деревьев разная: у ели – твердая, колючая. У кедра – длинная и мягкая. У сосны – длинная и твердая. Хвоинки, теже листья, только необычной формы. Нет у хвойных деревьев и цветков. Это растение с шишками. В шишках находятся семена, из которых вырастают молодые деревья. Семена в шишках – любимое лакомство многих лесных зверей. Ими питаются белки, мыши, кабаны и медведи. Люди тоже едят семена хвойных – орешки. В стволах у хвойных много смолы. Если кто поранит дерево, смола быстро залечит рану. Хвойные деревья самые большие и неприхотливые. Им солнца нужно не так много, засухи они не боятся и сильный мороз им не страшен. Почва может быть самой бедной, неплодородной.

- Кто может перечислить животных обитающих в тайге?

- Лось, лиса, белка, соболь, волк, медведь, рысь, кабан, заяц, бурундук.

- Дети, кроме тайги, что еще есть на Севере?

- Тундра

Дальше на Севере еще холодней и там вечная мерзлота.

Деревья большие не могут расти на вечной мерзлоте, растут только карликовые, меньше человеческого роста – это место называется тундрой. Зимой вся тундра покрыта снегом, зато летом очень красиво, появляются цветы. В тундре растет много ягод: брусника, клюква, морошка, голубика. В тундре нет поездов, нет автомобилей и люди ездят на оленях, запряженных в низкие сани-нарты.

- Кто может рассказать о северных оленях?

- северные олени быстро бегают, их запрягают в упряжки. Едят олени мох, ягоды, грибы. Их очень много в тундре. Просто так грибы нельзя трогать руками, если олень почует, что человек трогал гриб, он его есть не будет.

А еще в тундре живут куропатки, медведи, волки, песцы. В море – моржи, тюлени, белые медведи.

- Дети, кто из вас знает и может перечислить коренное население Севера?

- Ханты, манси, ненцы, коми

- Чем они занимаются?

- Охотой, рыбной ловлей, оленеводством

- Кто может рассказать о коренных жителях Севера?

Коренное население живет в чумах. Чум строят из жердей и покрывают оленьими шкурами. У входа в чум живет старая семья, а новая – в конце чума. Народы Севера носят одежду из оленьих шкур, украшенную бисером и вышивкой – малицы, кисы.

Оленеводы и охотники переезжают с места на место и чум – дом возят с собой.

- Дети, какое чудо бывает на севере?

- Северное сияние. Это очень красивое зрелище. Северное сияние как яркие ленты на небе. Оно ярче радуги. Иногда полыхает несколько часов, а иногда сразу гаснет.

- кто прочтет стихотворение о северном сиянии?

ФИЗМИНУТКА

- Какие полезные ископаемые добываются в нашем крае?

- Нефть, газ

- Кто из вас может рассказать о нефти?

Когда то большую часть земли покрывали леса. Деревья были во много раз выше и листва была пышнее и гуще. Росли они на болотах, им требовалось много влаги. Корни были не глубокие, ветер легко валил деревья. Деревья таким образом гнили и от этого образовалась в пластах нефть.

- Дети, люди какой профессии нужны, чтобы отыскивать полезные ископаемые?

- Геологи

- Что вы знаете о профессии геологов?

Полезные ископаемые находятся глубоко под землей. Чтобы их найти, создаются геологоразведочные партии. Геологи ищут месторождения, наносят на карты. Им приходится очень долго искать, расследовать землю и жить далеко от своего дома, своих родных. Они бывают очень счастливы, когда находят нефть, их труд приносит пользу нашей стране.

- Геологи нашли в нашем крае нефть, а кто ее добывает?

- Нефтяники, буровики

- Кто из детей может рассказать о труде нефтяников-буровиков?

Разведав месторождение нефти, вышкомонтажники устанавливают буровые вышки. Начинается добыча нефти. При помощи трубобура бурится земля до пласта с нефтью. При помощи насосов нефть перекачивают в большие резервуары, где она хранится. Добывать нефть нелегко. И днем, и ночью буровики несут свою не легкую вахту. Трудятся дружно, добросовестно, чтобы добыть больше нефти. Своим трудом буровики также украшают и обогащают нашу Родину.

- Кто может вспомнить и рассказать стихотворения о буровиках?

И так, мы обобщили ваши знания о Севере. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Поле чудес». Тема нашей игры «Север».

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ.

Юла со стрелкой.

Круг с делениями и очками.

Счетные палочки, три команды, приз!-главный.

Слова: кисы, чум, малица, олень.

В конце игры подводятся итоги, подсчитываются очки, награждаются победители.

Публикации по теме:

Беседа о родном крае-Севере (обобщить и систематизировать знания детей об Арктике и тундре) Беседа о родном крае-Севере. Цель:-уточнить представления детей о природе и климате Севера;о животных,птицах и растениях,встречающихся на.

Приглашаю на ЯмалПриглашаю на Ямал Вы на карту посмотрите И Ямал на ней найдите, Потому что здесь наш дом: Мы на севере живем! И. Истомин Я хочу вам рассказать о Ямале,где.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Экология
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Беседа о Севере». Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
Опубликовано: 1 ноября 2013 в 15:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Вас в сказку добрую зовём»
Под таким названием 15 августа в Кореновской детской библиотеке состоялось интересное мероприятие для дошколят ( интерактивная викторина. Дети вместе с...
«Любит лето детвора. На прогулку нам пора.» Фото отчёт об оформлении участка.
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вам прогуляться по нашему участку. Это оборудование для игр с мячами. Над столом находится...
Прогулка «Наблюдение за цветами».
Цели: Учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, различать характерные признаки растения; воспитывать бережное отношение к...
Календарное планирование по логоритмике для подготовительной группы на октябрь 2017.
Доброе утро, уважаемые коллеги! Продолжаю делиться календарными планами по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Напоминаю, я провожу логоримтику 1...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Уроки Чарующего Лета».
Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Физическая культура», «Ребенок и общество» в старшей группе по теме «Уроки Чарующего Лета»....