Получи документы

Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Труженику медовые пышки, а лодырю еловые шишки», для детей 6–7 лет

Людмила Алдошина
Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Труженику медовые пышки, а лодырю еловые шишки», для детей 6–7 лет

Цели

Уточнить и расширить знания детей о труде людей. Продолжать формировать представления о том, что труд есть средство удовлетворения потребностей человека. Способствовать осознанию значимости трудовой деятельности в жизни человека.

Сформировать представления о трудолюбии, трудолюбивом человеке, лени.

Воспитывать уважение к труду, интерес к нему, формировать эмоционально положительное отношение к трудолюбию, отрицательное отношение к лени.

Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром: „Труженику медовые пышки, а лодырю еловые шишки“, для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Побуждать детей к труду, воспитывать стремление бережно относиться к результатам труда любого человека.

Побуждать детей к нравственно ценным поступкам, к активности в достижении общей цели, стремлению оказывать помощь.

Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей в играх – драматизациях.

Учить инсценировать содержание песен, хороводов.

Совершенствовать чёткость дикции при чтении стихотворений, рассказывании пословиц.

Закрепить умение отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями.

Ввести в активный словарь детей следующие слова :

- существительные: труд, трудолюбие, труженик, лень, лентяй, лодырь, бездельник, лежебока;

- прилагательные: трудолюбивый, работящий, добросовестный, ленивый, нерадивый;

- глаголы: трудиться, уважать, благодарить, беречь, лениться, бездельничать.

Оборудование к занятию

Расписной домик, скамейка, большая ложка, кастрюля с кашей, аудио кассеты или диски с популярными детскими песенками «Антошка», «Помогите муравью», «Всегда найдётся дело»; спички или соломинки для муравейника.

Предварительная работа.

Знакомство с художественными произведениями и русским фольклором, разгадывание загадок по теме «Трудолюбие. Трудолюбивый человек. Уважаем труд людей», знакомство с профессиями сотрудников детского сада, беседы: «Маленькие помощники», «Кем быть?», «Кто не работает, тот не ест» «За труд говорят спасибо», самостоятельное выполнение дошкольниками трудовых поручений по собственному желанию, оказание помощи малышам в ясельных группах; игры, инсценировки по сказкам («Золушка», «Морозко», «Ленивица», «Колосок, побасёнкам («Проснулась Ульяна не поздно, не рано!», «Тит, а Тит, иди молотить», «Лень», «Ты что делаешь?»); просматривание мультсказок «Сказка про лень», «Пузырь, соломинка и лапоть»

Ход занятия

Воспитатель:

«Издавна русский народ добросовестно трудился на своей земле.

В прежние времена в крестьянских семьях детей рано приучали к труду, потому что родители понимали – тот, кто умеет и любит трудиться, никогда не пропадёт. Девочек всему тому, что умела сама, учила мать, а мальчиков – отец. На первых порах дети выполняли несложную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Мальчик пяти – шести лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой, а в 7 – 8 лет уже помогал на пашне – управлял лошадью. Девочка с шести лет начинала осваивать прялку, а в 10 – работала серпом и шила. С возрастом работы прибавлялось. В 15 лет дети на селе уже работали наравне со взрослыми. Когда же наступала пора создания семей, и парни, и девушки искали себе в пару трудолюбивых, умелых, а не ленивых и нерадивых, ведь не лень, а труд является источником счастья, достатка человека.

А вы знаете, чем лодыри отличаются от человека трудолюбивого

Дети:

«Трудолюбие представляет из себя склонность, любовь к труду. И если человек любит работать, приносить пользу окружающим, то его мы называем трудолюбивым, работящим.

Лень – отсутствие желания работать, нелюбовь к труду. Ленивец, лентяй, лодырь – ленивый человек, который ничего не хочет делать и ничего не делает»

Воспитатель:

«Правильно! Если трудолюбивый спешил работать и выполнял свою работу со старанием и любовью, лодырь отлынивал от труда, придумывая всяческие отговорки. Давайте сейчас с вами посмотрим, как лентяи «трудятся». Давайте пройдём вон к тому красивому домику и познакомимся с мальчиком Титом».

Дети с воспитателем идут к домику.

У домика на скамейке лежит мальчик. К нему подходят трое детей и говорят по очереди слова:

1 – й ребё нок:

«Не колода, не пень, а лежит целый день!»

2 – й ребё нок:

«Вот лодырь

3 – й ребё нок:

«Не жнёт и не косит, а обедать просит!»

1 - й ребё нок:

«Тит, а Тит, иди молотить!»

Тит:

«Живот болит…»

2 – й ребё нок:

«Тит, иди кашу есть!»

Тит:

«Где моя большая ложка?»

(Ищет ложку, находит за спиной и идёт есть кашу.)

Дети (убирают за спину кастрюлю с кашей, не дают Титу) :

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

Воспитатель:

«Ребята, какого героя популярной детской песни, напоминает нам Тит?»

Дети:

«Антошку»

Воспитатель:

«Давайте споём эту весёлую песенку!»

Дошкольники вместе с воспитателем поют песню, одновременно выполняя движения под музыку. («Копают» лопатой землю, «играют» на гармошке», водят хоровод вокруг «Антошки»).

Воспитатель:

«Не любили в народе таких лентяев, как Антошка, смеялись над ними, говорили так: «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда!» или так: «Люди – жать, а ты – на солнышке лежать!» Вспомните, какие ещё русские пословицы и поговорки о лени вы знаете».

Дети:

«Будешь лениться, придётся с сумой волочиться. Всей и удали у него, что за ложкой потеть. Где бы ни работать, лишь бы не работать. Где работа – там и густо, а в ленивом доме пусто. Дело учит и кормит, а праздность доброго человека (добра мужа) портит. Кто ничего не делает, тому всегда некогда.

Ленивый сидя спит, лёжа работает. Труд человека кормит, а лень портит.

У ленивого и крыша течёт и печь не печёт. У ленивого Федорки всегда отговорки»

Воспитатель:

«Дети, скажите, а какие из названных вами пословиц больше всего подходят к историям о Тите и Антошке?»

Дети:

«Всей и удали у него, что за ложкой потеть. У ленивого Федорки всегда отговорки.»

Воспитатель:

«Объясните эти пословицы».

Дети объясняют смысл пословиц.

Воспитатель:

«Правильно вы сказали, лентяи не хотели работать, зато есть были горазды. Поэтому к лодырям относились неодобрительно, презрительно, пренебрежительно, над ними смеялись. Про них говорили, что они бьют баклуши, валяют дурака, лежат на боку (на печи, плюют в потолок, считают ворон, гоняют лодыря, называли их лежебоками. Все эти слова означали бездельничать, понапрасну тратить время. А если человек ничего не делал, значит ничего не создал: ни еды, ни одежды ни чего – либо другого. Отсюда и народная мудрость: «Леность наводит на бедность. Труженику медовые пышки, а лодырю еловые шишки. Неумелого научи, а лодыря проучи».

В народе всегда понимали важность труда в жизни человека, знали о его полезности и значимости, поэтому ценили тех, кто умел и любил трудиться. Давайте вспомним с вами пословицы о радости труда, о трудолюбии, о том, что любой труд достоин одобрения и уважения людьми».

Дети:

«За что возьмёшься с трудолюбием, всё заблестит. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Кто хочет счастливо жить, тот должен труд любить.

Любовь к труду у людей на виду. На работу с радостью, а с работы с гордостью. Сер мужичок, да сердит на работу. Тит тащит – спина трещит. Трудолюбив как муравей. У ретивого с ленивым испокон веку вражда.

Кто труда не боится, того лень сторонится».

Воспитатель:

«Дети, объясните, пожалуйста, пословицу: «Трудолюбив как муравей».

Дети разъясняют смысл этой пословицы.

Воспитатель:

«Правильно вы всё сказали. Муравьи - очень трудолюбивые насекомые. Они много трудятся, чтобы построить свои дома – муравейники. Давайте мы с вами сейчас превратимся в муравьёв и сами убедимся, что эти насекомые - настоящие труженики. Ногами топ, руками хлоп, вокруг себя повернитесь, в муравьишек превратитесь!»

Дети, сейчас вы разделитесь на две команды, каждая из которых будет строить «Муравейники».

Проводится конкурс «Кто скорее построит муравейник». Дети по команде: «Раз – два – тра – начни!» строят муравейники из соломинок или спичек под музыку композитора Е. Тиличеевой и песню «Помогите муравью».

Воспитатель наблюдает, суетится, «болеет» за игроков, хвалит всех детей, подчёркивает значимость их совместных усилий. Когда задание будет выполнено, выходит ребё нок и читает стихотворение:

«Вырос дом на новом месте, Новоселье нынче там.

Хорошо трудиться вместе

Даже малым муравьям!»

Александрова З. Н.

Воспитатель:

«Молодцы, ребятки, вы построили замечательные муравейники! Когда мы с вами пойдём гулять, то обязательно захватим их с собой на улицу и оставим в месте проживания муравьёв. Так мы немного поможем им. Я вас благодарю за ваш труд. Вы все оказались умелыми, ловкими, работящими, быстрыми в работе. Давайте опять превратимся в дошколят и продолжим нашу беседу о труде. Ногами топ, руками хлоп, вокруг себя повернитесь, и в ребяток превратитесь!»

Дети садятся на стульчики.

«О труде, как главном содержании человеческой жизни, издавна говорилось в пословицах, пелось в народных песнях, сказывалось в сказках, загадывалось в загадках. Об этом писали русские писатели, поэты слагали стихи. Давайте вспомним хорошо всем нам знакомые стихотворения Степанова В. А., Лифшица В., Маршака С. Я.»

Дети читают стихи:

Днём весенним, летним днём,

Осенним днём,

Согреваем землю все мы

И любовью и трудом!

Степанов В. А. «Почему у пирога

зарумянились бока»

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

… Всё это создано трудом…

Лифшиц В. «И мы трудиться будем»

Сами вещи не растут.

Вещи сделать – нужен труд.

Маршак С. Я.

Воспитатель:

«Все люди понимают значимость труда в жизни человека, поэтому каждый из нас с пелёнок знает, что любая работа достойна уважения. Издавна на Руси считали, что «за труд говорят спасибо». И не зря говорится в пословице: «Кто любит труд, того люди чтут». Всегда на Руси труд был в почёте. Давайте вспомним с вами русские пословицы об уважительном отношении к труду на благо других людей».

Дети:

«В народе тот не забудется, кто честно трудится. Всякий труд достоин награды. Всякое дело человеком ставится, человеком и славится. Доброе дело без награды не останется. Живи своим умом, а честь расти трудом.

За труд не бьют, а награды дают. К славе ведё т один путь: труд. Каков трудовой счёт, таков и почёт. Какова заслуга, таково и уважение. По крыльям полёт, по делам почёт».

Воспитатель одобряет правильные ответы детей, подводит общий итог занятию, подчёркивает значимость совместных усилий.

«Молодцы, дети! Вы сегодня на занятии много поработали : инсценировали побасёнку про Тита, песенку про Антошку, назвали много пословиц и поговорок русского народа, стихов, построили муравейники. Главное, чтобы вы все запомнили простую истину: любой труд нужен, важен, заслуживает благодарности. Нужно поддерживать тех, кто хочет и любит работать, осуждать лодырей и лентяев, привлекать их к работе, потому что труд является правилом нашего существования».

Девочка:

«Русские люди издавна умели не только славно трудиться, но и отдыхать. Они отлично веселились, плясали, пели после работы».

Воспитатель:

«Пора и нам отдохнуть. Давайте споём все вместе ещё одну нашу любимую песенку: «Всегда найдётся дело» (сл. Ивенсен, муз. А Александрова). Дети встают около стульчиков и поют песню. Занятие заканчивается. Под музыку дети выходят из зала.

Публикации по теме:

Итоги тематической проверки по теме: «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда» Результаты:            Тематический контроль по выявлению уровня формирования.

Труд — естественная форма активности ребёнка.Труд — естественная форма активности ребёнка. Трудовое воспитание дошкольника имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Принцип трудового воспитания ребёнка – не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Труженику медовые пышки, а лодырю еловые шишки», для детей 6–7 лет
Опубликовано: 6 ноября 2012 в 15:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД