Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Труженику медовые пышки, а лодырю еловые шишки», для детей 6–7 лет

Людмила Алдошина
Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Труженику медовые пышки, а лодырю еловые шишки», для детей 6–7 лет

Цели

Уточнить и расширить знания детей о труде людей. Продолжать формировать представления о том, что труд есть средство удовлетворения потребностей человека. Способствовать осознанию значимости трудовой деятельности в жизни человека.

Сформировать представления о трудолюбии, трудолюбивом человеке, лени.

Воспитывать уважение к труду, интерес к нему, формировать эмоционально положительное отношение к трудолюбию, отрицательное отношение к лени.

Побуждать детей к труду, воспитывать стремление бережно относиться к результатам труда любого человека.

Побуждать детей к нравственно ценным поступкам, к активности в достижении общей цели, стремлению оказывать помощь.

Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей в играх – драматизациях.

Учить инсценировать содержание песен, хороводов.

Совершенствовать чёткость дикции при чтении стихотворений, рассказывании пословиц.

Закрепить умение отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями.

Ввести в активный словарь детей следующие слова:

- существительные: труд, трудолюбие, труженик, лень, лентяй, лодырь, бездельник, лежебока;

- прилагательные: трудолюбивый, работящий, добросовестный, ленивый, нерадивый;

- глаголы: трудиться, уважать, благодарить, беречь, лениться, бездельничать.

Оборудование к занятию

Расписной домик, скамейка, большая ложка, кастрюля с кашей, аудио кассеты или диски с популярными детскими песенками «Антошка», «Помогите муравью», «Всегда найдётся дело»; спички или соломинки для муравейника.

Предварительная работа.

Знакомство с художественными произведениями и русским фольклором, разгадывание загадок по теме «Трудолюбие. Трудолюбивый человек. Уважаем труд людей», знакомство с профессиями сотрудников детского сада, беседы: «Маленькие помощники», «Кем быть?», «Кто не работает, тот не ест» «За труд говорят спасибо», самостоятельное выполнение дошкольниками трудовых поручений по собственному желанию, оказание помощи малышам в ясельных группах; игры, инсценировки по сказкам («Золушка», «Морозко», «Ленивица», «Колосок, побасёнкам («Проснулась Ульяна не поздно, не рано!», «Тит, а Тит, иди молотить», «Лень», «Ты что делаешь?»); просматривание мультсказок «Сказка про лень», «Пузырь, соломинка и лапоть»

Ход занятия

Воспитатель:

«Издавна русский народ добросовестно трудился на своей земле.

В прежние времена в крестьянских семьях детей рано приучали к труду, потому что родители понимали – тот, кто умеет и любит трудиться, никогда не пропадёт. Девочек всему тому, что умела сама, учила мать, а мальчиков – отец. На первых порах дети выполняли несложную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Мальчик пяти – шести лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой, а в 7 – 8 лет уже помогал на пашне – управлял лошадью. Девочка с шести лет начинала осваивать прялку, а в 10 – работала серпом и шила. С возрастом работы прибавлялось. В 15 лет дети на селе уже работали наравне со взрослыми. Когда же наступала пора создания семей, и парни, и девушки искали себе в пару трудолюбивых, умелых, а не ленивых и нерадивых, ведь не лень, а труд является источником счастья, достатка человека.

А вы знаете, чем лодыри отличаются от человека трудолюбивого

Дети:

«Трудолюбие представляет из себя склонность, любовь к труду. И если человек любит работать, приносить пользу окружающим, то его мы называем трудолюбивым, работящим.

Лень – отсутствие желания работать, нелюбовь к труду. Ленивец, лентяй, лодырь – ленивый человек, который ничего не хочет делать и ничего не делает»

Воспитатель:

«Правильно! Если трудолюбивый спешил работать и выполнял свою работу со старанием и любовью, лодырь отлынивал от труда, придумывая всяческие отговорки. Давайте сейчас с вами посмотрим, как лентяи «трудятся». Давайте пройдём вон к тому красивому домику и познакомимся с мальчиком Титом».

Дети с воспитателем идут к домику.

У домика на скамейке лежит мальчик. К нему подходят трое детей и говорят по очереди слова:

1 – й ребёнок:

«Не колода, не пень, а лежит целый день!»

2 – й ребёнок:

«Вот лодырь

3 – й ребёнок:

«Не жнёт и не косит, а обедать просит!»

1 - й ребёнок:

«Тит, а Тит, иди молотить!»

Тит:

«Живот болит…»

2 – й ребёнок:

«Тит, иди кашу есть!»

Тит:

«Где моя большая ложка?»

(Ищет ложку, находит за спиной и идёт есть кашу.)

Дети (убирают за спину кастрюлю с кашей, не дают Титу):

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

Воспитатель:

«Ребята, какого героя популярной детской песни, напоминает нам Тит?»

Дети:

«Антошку»

Воспитатель:

«Давайте споём эту весёлую песенку!»

Дошкольники вместе с воспитателем поют песню, одновременно выполняя движения под музыку. («Копают» лопатой землю, «играют» на гармошке», водят хоровод вокруг «Антошки»).

Воспитатель:

«Не любили в народе таких лентяев, как Антошка, смеялись над ними, говорили так: «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда!» или так: «Люди – жать, а ты – на солнышке лежать!» Вспомните, какие ещё русские пословицы и поговорки о лени вы знаете».

Дети:

«Будешь лениться, придётся с сумой волочиться. Всей и удали у него, что за ложкой потеть. Где бы ни работать, лишь бы не работать. Где работа – там и густо, а в ленивом доме пусто. Дело учит и кормит, а праздность доброго человека (добра мужа) портит. Кто ничего не делает, тому всегда некогда.

Ленивый сидя спит, лёжа работает. Труд человека кормит, а лень портит.

У ленивого и крыша течёт и печь не печёт. У ленивого Федорки всегда отговорки»

Воспитатель:

«Дети, скажите, а какие из названных вами пословиц больше всего подходят к историям о Тите и Антошке?»

Дети:

«Всей и удали у него, что за ложкой потеть. У ленивого Федорки всегда отговорки.»

Воспитатель:

«Объясните эти пословицы».

Дети объясняют смысл пословиц.

Воспитатель:

«Правильно вы сказали, лентяи не хотели работать, зато есть были горазды. Поэтому к лодырям относились неодобрительно, презрительно, пренебрежительно, над ними смеялись. Про них говорили, что они бьют баклуши, валяют дурака, лежат на боку (на печи, плюют в потолок, считают ворон, гоняют лодыря, называли их лежебоками. Все эти слова означали бездельничать, понапрасну тратить время. А если человек ничего не делал, значит ничего не создал: ни еды, ни одежды ни чего – либо другого. Отсюда и народная мудрость: «Леность наводит на бедность. Труженику медовые пышки, а лодырю еловые шишки. Неумелого научи, а лодыря проучи».

В народе всегда понимали важность труда в жизни человека, знали о его полезности и значимости, поэтому ценили тех, кто умел и любил трудиться. Давайте вспомним с вами пословицы о радости труда, о трудолюбии, о том, что любой труд достоин одобрения и уважения людьми».

Дети:

«За что возьмёшься с трудолюбием, всё заблестит. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Кто хочет счастливо жить, тот должен труд любить.

Любовь к труду у людей на виду. На работу с радостью, а с работы с гордостью. Сер мужичок, да сердит на работу. Тит тащит – спина трещит. Трудолюбив как муравей. У ретивого с ленивым испокон веку вражда.

Кто труда не боится, того лень сторонится».

Воспитатель:

«Дети, объясните, пожалуйста, пословицу: «Трудолюбив как муравей».

Дети разъясняют смысл этой пословицы.

Воспитатель:

«Правильно вы всё сказали. Муравьи - очень трудолюбивые насекомые. Они много трудятся, чтобы построить свои дома – муравейники. Давайте мы с вами сейчас превратимся в муравьёв и сами убедимся, что эти насекомые - настоящие труженики. Ногами топ, руками хлоп, вокруг себя повернитесь, в муравьишек превратитесь!»

Дети, сейчас вы разделитесь на две команды, каждая из которых будет строить «Муравейники».

Проводится конкурс «Кто скорее построит муравейник». Дети по команде: «Раз – два – тра – начни!» строят муравейники из соломинок или спичек под музыку композитора Е. Тиличеевой и песню «Помогите муравью».

Воспитатель наблюдает, суетится, «болеет» за игроков, хвалит всех детей, подчёркивает значимость их совместных усилий. Когда задание будет выполнено, выходит ребёнок и читает стихотворение:

«Вырос дом на новом месте, Новоселье нынче там.

Хорошо трудиться вместе

Даже малым муравьям!»

Александрова З. Н.

Воспитатель:

«Молодцы, ребятки, вы построили замечательные муравейники! Когда мы с вами пойдём гулять, то обязательно захватим их с собой на улицу и оставим в месте проживания муравьёв. Так мы немного поможем им. Я вас благодарю за ваш труд. Вы все оказались умелыми, ловкими, работящими, быстрыми в работе. Давайте опять превратимся в дошколят и продолжим нашу беседу о труде. Ногами топ, руками хлоп, вокруг себя повернитесь, и в ребяток превратитесь!»

Дети садятся на стульчики.

«О труде, как главном содержании человеческой жизни, издавна говорилось в пословицах, пелось в народных песнях, сказывалось в сказках, загадывалось в загадках. Об этом писали русские писатели, поэты слагали стихи. Давайте вспомним хорошо всем нам знакомые стихотворения Степанова В. А., Лифшица В., Маршака С. Я.»

Дети читают стихи:

Днём весенним, летним днём,

Осенним днём,

Согреваем землю все мы

И любовью и трудом!

Степанов В. А. «Почему у пирога

зарумянились бока»

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

… Всё это создано трудом…

Лифшиц В. «И мы трудиться будем»

Сами вещи не растут.

Вещи сделать – нужен труд.

Маршак С. Я.

Воспитатель:

«Все люди понимают значимость труда в жизни человека, поэтому каждый из нас с пелёнок знает, что любая работа достойна уважения. Издавна на Руси считали, что «за труд говорят спасибо». И не зря говорится в пословице: «Кто любит труд, того люди чтут». Всегда на Руси труд был в почёте. Давайте вспомним с вами русские пословицы об уважительном отношении к труду на благо других людей».

Дети:

«В народе тот не забудется, кто честно трудится. Всякий труд достоин награды. Всякое дело человеком ставится, человеком и славится. Доброе дело без награды не останется. Живи своим умом, а честь расти трудом.

За труд не бьют, а награды дают. К славе ведёт один путь: труд. Каков трудовой счёт, таков и почёт. Какова заслуга, таково и уважение. По крыльям полёт, по делам почёт».

Воспитатель одобряет правильные ответы детей, подводит общий итог занятию, подчёркивает значимость совместных усилий.

«Молодцы, дети! Вы сегодня на занятии много поработали: инсценировали побасёнку про Тита, песенку про Антошку, назвали много пословиц и поговорок русского народа, стихов, построили муравейники. Главное, чтобы вы все запомнили простую истину: любой труд нужен, важен, заслуживает благодарности. Нужно поддерживать тех, кто хочет и любит работать, осуждать лодырей и лентяев, привлекать их к работе, потому что труд является правилом нашего существования».

Девочка:

«Русские люди издавна умели не только славно трудиться, но и отдыхать. Они отлично веселились, плясали, пели после работы».

Воспитатель:

«Пора и нам отдохнуть. Давайте споём все вместе ещё одну нашу любимую песенку: «Всегда найдётся дело» (сл. Ивенсен, муз. А Александрова). Дети встают около стульчиков и поют песню. Занятие заканчивается. Под музыку дети выходят из зала.

Публикации по теме:

Итоги тематической проверки по теме: «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда» Результаты:            Тематический контроль по выявлению уровня формирования.

Труд — естественная форма активности ребёнка.Труд — естественная форма активности ребёнка. Трудовое воспитание дошкольника имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Принцип трудового воспитания ребёнка – не.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Труженику медовые пышки, а лодырю еловые шишки», для детей 6–7 лет
Опубликовано: 6 ноября 2012 в 15:36
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...