Занятие по ознакомлению с жанром живописи — пейзаж. «Пришла весна-веснушка, веселая гостюшка»

Вера Исупова
Занятие по ознакомлению с жанром живописи — пейзаж. «Пришла весна-веснушка, веселая гостюшка»

Конспект разработан в рамках программы «Детство», блок «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» (Н. А. Курочкина)

«Пришла весна- веснушка, веселая гостюшка - рассматривание картин И. З. Грабаря «Мартовский снег» и И. И. Левитана «Март» с

последующим рисованием»

Цель: Воспитывать эмоционально-эстетические чувств и ориентации на проявление прекрасного в явлениях природы.

Задачи:

1.. На доступном для детей уровне дать представление о пейзаже как особом жанре живописи. Подводить детей к пониманию того, что художественная картина (пейзаж, есть отражение реальной жизни природы.

2.. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать

целостное представление об изображенном на ней.

3. Развивать умение воспринимать цветовое богатство окружающего

мира и стремление передать его в рисовании.

4. Способствовать полихудожественному развитию детей, подводя их к установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного искусства, музыки, литературы, через совместную

деятельность детей и родителей.

Материал: Репродукции картин художников И. И. Левитана «Золотая осень», И. И. Шишкина «Зима», «Рожь», И. Э. Грабаря «Мартовский снег» и И. И. Левитана «Март», запись музыкальной пьесы «Март» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского- Корсакова, ветки березы и тополя со смолистыми листочками, акварельные краски, кисти, палитры, альбомные листы бумаги, карандаши. Подготовительная работа: Наблюдения за весенними изменениями в природе, разучивание стихов и песен о весне, слушание и обсуждение музыкальной пьесы «Март» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова,

рассматривание репродукций о весне, чтение рассказа Г. Скребицкого «Март», консультация для родителей «Пейзажная живопись».

Ход:

Воспитатель: Я прочитаю знакомое вам стихотворение-загадку, и вы скажите, о каком жанре живописи мы будем говорить:

Если видишь на картине, нарисована река,

Или ель, иль белый иней,

Или сад и облака, или речка и шалаш,

То подобная картина, называется. .пейзаж.

Воспитатель: Посмотрите на репродукции картин, какой жанр живописи вы видите. (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы узнали, что это пейзажи? (здесь нарисованы деревья природа.)

Воспитатель: Вопрос мамам, что обозначает слово «пейзаж»? (Пейзаж -живая природа)

Воспитатель: Полюбуйтесь репродукциями картин, а включу небольшую музыкальную пьесу из альбома Петра Ильича Чайковского «Времена года». Послушайте и скажите, к каким репродукциям можно отнести это музыкальное про изведение?

Думаю, что нам помогут мамы. (Эта музыка подходит по содержанию к этим репродукциям картин, показывают на репродукции картин И. э. грабаря «Мартовский снег» и И. И. Левитана «Март»).

Воспитатель: Дети, скажите какое сейчас время года? (Начало весны). Воспитатель: Основные цвета весны - ярко-голубой, зеленый с многочисленными оттенками. За один сезон мы встречаем сразу четыре весны. Каждая со своим характером, своими особенностями, своим названием: весна Света, весна Воды, весна Зелени и предлетье. Вот и художники-пейзажисты пишут свои картины, наблюдая за весенним пробуждением природы. Сегодня мы познакомимся с репродукциями картин. Догадайтесь, какой весенний месяц изображен на картинах? Я вам подскажу загадкой: Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мокнет, тает.

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Да, молодцы, узнали - это март. Наши мамы знают много интересного о марте месяце' и сейчас нам расскажут.

Родители: На Руси март назвали капельником. Ведь в марте всюду капель, тает снег, появляются проталины. Вот и зовут март протальником. А еще этот прекрасный весенний месяц называют переломным.

Еще - нет-нет, да завернут с севера холода, разыграются к ночи, а днем солнышко возьмет свое - чистой синевой блеснет небо, и лужи разольются по дорогам, и птичий гомон слышен с голых ветвей деревьев.

Послушайте, как рассказал об этом весеннем месяце поэт Федор Тютчев:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась.

Воспитатель: Вот и художники в своих картинах показали, как пробуждается природа от долгого зимнего сна. Давайте рассмотрим репродукцию с картины художника Игоря Эммануиловича Грабаря. Как вы думаете, что удивило художника, вызвало восторг и удивление.

Родители: Художника удивил цвет снег, покрывающего долину. Нарядный снег, сверкающий на солнце.

Воспитатель: Обратите внимание, как расположено полотно картины? Родители, дети: Это вертикальный прямоугольник.

Воспитатель: Есть ли на картине небо?

Родители, дети: На картине неба нет. Потому что здесь главное - снег, он в низу картины.

Воспитатель: Посмотрите на снег и скажите, какой он?

Родители, дети: Рыхлый, весь изрытый, шероховатый, изъеденный солнцем, на дорожках протоптанный до земли, но сверкающий, драгоценный, последний мартовский снег.

Воспитатель: Художник придумал очень интересный цвет, чтобы передать красоту мартовского снега. Игоря Эммануиловича Грабаря придумал цветовой сплав синевы всех оттенков - от бледно-голубого, зеленоватофиолетовой до самой темно синей. Располагает краски в различныхнаправлениях, сочетает точки крупные и мельчайшие мазки, изображаянеровность, - это создает впечатление бугорков, впадин в подтаявшемноздреватом снегу. Словно ослепительная яркая белизна опустилась наземлю! И не только синева, но и свет, частички его, отраженныебесчисленными оплавленными льдинками.

Что еще удивительного на этой картине?

Родители: Удивительное - это глубокие синие тени на снегу от невидимого нам, стоящего где-то за спиной художника огромного дерева. Весь передний план занимает эта тень. Яркое солнце, резкие тени, голубовато-синие, зеленовато-фиолетовые, создают ощущение яркого солнца и ослепительно голубого неба. Хотя ни солнца, ни дерева на картине нет.

Воспитатель: Верхняя часть пейзажа - залита насыщенным розово-желтым солнечным светом, а ближе к переднему плану яркость уменьшается, здесь больше теней. Основную часть картины занимает проталина, покрытая снегом, а по бокам художник написал чуть заметные коричневато-желтые стволы деревьев, между ними просматриваются деревенские домики.

Кто изображен чуть выше средины картины?

Дети: Изображена девушка с двумя ведрами на коромысле. Она яркая, нарядная, на ней голубой платок, розовая длинная юбка в красную, синюю, лиловую полоску. Ведра у неё разноцветные.

Воспитатель: Вам понравилась картина? Какие чувства она у вас вызывает? Дети: Картина понравилась, она вызывает радостные, светлые, праздничные чувства.

Воспитатель: Как бы вы назвали этот пейзаж? (ответы детей)

А художник назвал его «Мартовский снег».

Упражнение «Снеговики»:

Воспитатель: Представьте, что вы снеговики. Вы стоите на солнечной полянке. Пришла весна. Солнце начинает припекать. Вы начинаете таять. Солнце пригревает все сильнее. вы таете и оседаете ниже. Под горячими лучами солнца вы падаете на проталинку. Играем 2 раза.

Рассмотрим еще одну картину. Написал её художник Исаак Ильич Левитан и назвал её «Март». Как вы думаете, какое время года изобразил художник на своем пейзаже?

Дети: Я думаю, художник изобразил начало весны. Дорога уже оттаивает, ярко светит солнце.

Воспитатель: Назовите основные цвета, которые художник использовал в картине.

Родители, дети: Голубой - голубизна весеннего неба, голубовато,. серый снег, голубые, сиреневые и даже синие тени. Лимонно-желтый - стена дома, крыльцо, желтовато-коричневые на протаявшей дороге, светло-коричневый в кронах деревьев. Зеленый - темный и светлый - хвоя сосен.

Воспитатель: Посмотрите на снег, как удивительно все эти цвета отражаются в нем?

Родители: Художник использовал контрастные цвета, теплые рыжеватые тона санной дороги проступают сквозь холодноватые серо-голубые тона

снега, золотистые в лучах солнца стены дома, а в тени ярко-синие снежные

сугробы. .

Воспитатель: Какой формат полотна выбрал художник для своего пейзажа?

Дети:

Воспитатель: Понравилась вам картина? Как можно сказать, какая она?

Дети: Картина радостная, светлая, солнечная! Она полна воздуха, света, ослепительного яркого солнца.

Воспитатель: Да, природа проснулась после длинного зимнего сна, ожила. Послушайте как радуются этому птицы (включаю тихо мелодию «песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, даю время для любования пейзажами.)

Какие красивые пейзажи мы сегодня с вами рассмотрели, а давайте сейчас вместе с мамами мы нарисуем каждый свой весенний пейзаж. Приготовим все необходимое для рисования пейзажей. Вместе с мамами выберите формат, сделайте фон и задумайте, что вы изобразите.

Подвижное упражнение «Весна, весна красная

Весна, весна красная! Идут по кругу, взявшись за руки.

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

Идут в противоположную сторону

Останавливаются, поднимаются на носочки,

поднимают руки вверх - вдох.

С корнем глубоким, Приседают, опускают руки, делают выдох.

С хлебами обильными. Взявшись за руки, бегут по кругу.

Дети работают с родителями, по окончании оформляется выставка, проводится презентация пейзажей родителям и детьми.

Публикации по теме:

«Весна пришла» — музыкальное занятие в старшей группе Музыкальное занятие «Весна пришла» Старшая группа Цель: Воспитывать интерес и любовь к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость на.

Как весну мы встретилиКак весну мы встретили Как весну мы встретили В этом году весна ранняя. Мы думали, что снег будет таять очень долго и будет много воды. Но погода стояла такая.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с жанром живописи — пейзаж. «Пришла весна-веснушка, веселая гостюшка»
Опубликовано: 4 декабря 2012 в 21:07
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...