Лучший педагог года

Формирование целостной картины мира

Гульнара Хисматуллина
Формирование целостной картины мира

Формирование целостной картины мира.

Тема: ЗЕМЛЯ – ЖИВАЯ ПЛАНЕТА

Программное содержание:

Образовательные задачи:

* уточнить представления о Солнечной системе, об уникальности Земли, что на ней   имеются все условия для жизни: вода, воздух, тепло;

* выявить знания о животных нашей планеты: внешний вид, характерные особенности, повадки;

* показать знания о взаимосвязи всего живого и неживого на земле;

* выявить умение решать проблемные ситуации опытным путем;

* выявить умение составлять описательный рассказ;

Развивающие задачи:

Публикация «Формирование целостной картины мира» размещена в разделах

*развивать интерес к познанию природы и окружающего мира;

*развивать представления о единстве мироздания;

Воспитательные задачи:

*воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе;

Материал: Карта Солнечной системы, глобус, картинки с изображением разных природных зон. Оборудования для эксперементальной работы – стаканчики, воронки, фильтры. Шапочки слона, бурого и белого медведей, волка, белки, черепахи, верблюда, пингвина, кита, кукла-марсианка.

Предварительная работа:

Рассматривание дидактического материала «Животные разных широт». Чтение энциклопедий «Земля», «Почемучка», «Все обо всем». Рассматривание карты солнечной системы, глобуса. Чтение рассказов и стихотворений о животных разных стран.

Ход занятия.

В гости к детям приходит Лунтик.

- Здравствуйте! Я Лунтик, прилетел с Луны. На луне холодно и темно. Почему на вашей планете Земля так светло и тепло?

- Потому, что светит Солнце?

- Ребята, давайте расскажем Лунтику о слонечной системе.

-Что такое солнце?

- Сколько всего планет?

- Вокруг чего они вращаются?

- Как называется самая маленькая планета?

- А самая большая?

- Как называются дорожки, по которым вращаются вокруг солнца планеты?

- У какой планеты самая маленькая орбита? Почему?

- У какой планеты самая большая орбита? Почему?

- Как называют людей, летающих в космос?

- Назовите  космонавта первый раз полетевшего в космос.

- Почему на Земле есть жизнь?

- Почему на других планетах нет жизни?

Давайте представим, что мы оказались в открытом космосе. Как выглядит наша планета из космоса?

- В виде круга, шара.

- А как правильно называется модель земли?

- Почему на глобусе так много голубого цвета?

- Почему суша на глобусе обозначена разным цветом: желтым, зеленым, коричневым?  (На Земле есть равнины, пустыни, леса, горы).

- На Земле есть все условия для жизни: не так жарко и не так холодно, как на других планетах, есть воздух, пресная вода, свет.

Далее воспитатель, задавая вопросы, показывает на глобусе природные  зоны. (Кто обитает в морях и океанах). Киты, акулы, дельфины рыбы. (Каких животных можно встретить в лесах средней полосы). (Лису, волка, зайца, медведя)  Кто живет в тропических лесах? (Обезьяны, слоны, тигры). Кто обитает на Северном полюсе? (Белые медведи, тюлени, моржи). А кто на Южном полюсе? (Пингвины).

- Давайте, расскажем Лунтику, какие животные обитают на Земле. Согласны?

Физминутка. «Чудесное превращение».

Дети надевают шапочки животных и располагаются по широкому кругу: на противоположных местах полюса белые медведи и пингвины, в середине океан - морские обитатели, по краям круга – жители лесов и пустыни.

Вины – вины - появились пигвины (показывают как двигаются пингвины)

Хи – хи – смотри дремлют черепахи.

Ны – ны - водой брызгают слоны.

Ди –ди - косолапые медведи.

Ки – ки  - по веткам скачут белки.

Афы – афы – жуют листики жирафы.

Лунтик:

- Да, красивая у вас планета Земля. На ней условия для жизни подходящие. … Но где же мне лучше остановиться?

Воспитатель: Не волнуйся, сейчас мы все сядем на вертолет и облетим нашу Землю. Она замечательная, такая разная и очень красивая! Мы все ее любим.   Поговорим с ее обитателями и выясним, кто, как живет, а затем ты сам выберешь себе место для жизни. Вертолетчик, займи свое место! (Вертолетчик с ребенком занимает место в кабине, а остальные – в салоне). Мы прибыли на Северный полюс – в Арктику. Здесь живут белые медведи. Давайте выйдем из вертолета и посмотрим на них. Одевайтесь теплее, здесь очень холодно.

Белый медведь: Я белый медведь.

Живу на севере, в Северном Ледовитом океане. Здесь холодно, но у меня густая теплая шерсть, даже подошвы покрыты ею. Летом мы, белые медведи охотимся за рыбой и тюленями, зимой, в долгую полярную ночь спим в берлогах из снега. Зимой в наших краях бывает северное сияние: небо переливается разными красками. Красиво! Живите здесь! Не пожалеете! Мы научим вас ловить рыбу, делать в снегу берлогу.

Воспитатель: Спасибо тебе, медведь.

Теперь мы знаем о том, как ты живешь. Но нам пора в путь! Пролетаем над океаном. На Земле много водного пространства, океанов и морей, где обитают разные животные: киты, акулы, рыбы. – кит. Давайте его послушаем: включает кассету (Звуки моря, кит ведет свой рассказ).

Кит: Я синий кит – самое большое животное на планете. Живу в просторах океана. Здесь рождаются мои дети, которых я вскармливаю молоком. Плаваю я легко и быстро, как рыба: у меня обтекаемое, гладкое тело. Питаюсь всякой морской мелочью: рачками, рыбой. Рот у меня огромный. Я одним разом заглатываю много воды. Все, что в ней находится, съедаю, а лишнюю воду фонтаном выбрасываю. Мои фонтанчики на море можно увидеть издалека. Живите со мной, места в океане всем хватит. Я мирное животное.

Воспитатель: Спасибо тебе, кит, но нам пора в путь. Приземляемся в лесу. Здесь нас ждут разные лесные обитатели.

Бурый медведь: Я бурый медведь.

Живу в лесу, питаюсь ягодами, муравьями, дикими яблоками, кореньями, медом, ловлю в реке рыбу. Но это все весной и летом, а зимой я сплю в берлоге, которую обычно устраиваю под поваленным деревом. Живите со мной в лесу – я вас не обижу, а зимой уложу спать в свою берлогу.

Волк: Я волк. Живу тоже в лесу. У меня густая, теплая шерсть, которая позволяет спать на открытом месте. Я хищник. Охочусь на оленей, кабанов, лосей. Зимой волки живут стаей, летом каждый в своем логове воспитывает детенышей. Оставайтесь жить с нами. Места всем хватит.

Белка: Я белка. У меня цепкие лапы. Пушистый хвост, на ушах – кисточки. Зимой я серая, а летом рыжая. Питаюсь грибами и орехами, ягодами и шишками. На зиму делаю запасы, так как зимой не сплю и веду активный образ жизни. Дом устраиваю в дупле или плету из веток. Оставайтесь жить у меня.

Воспитатель: Спасибо за интересные рассказы!  Мы пролетаем над пустыней. В ней очень жарко, засушливо – жить  непросто. Растений мало, причем все они колю-чие, животных тоже мало – верблюды, черепахи, ящерицы. Приготовьтесь к посадке! Снимайте теплые вещи! Я вижу верблюда и черепаху. Давайте послушаем их рассказы.

Верблюд: Я верблюд. Живу в пустыне. На животе и ногах у меня мозолистые уплотнения, чтобы не получить ожогов от горячего песка. У меня густые ресницы, которые защищают глаза от песка и пыли. Есть горб, там запасы жира, которые помогают мне долго обходиться без воды и пищи. Я перевожу грузы по пустыне. Питаюсь колючками, горькой полынью. Я очень вынослив. Оставайтесь жить у меня.

Черепаха: Черепахи – одни из самых древних обитателей Земли. Мы очень выносливы: можем несколько месяцев обходиться без пищи. Наше тело покрыто толстым панцирем. При опасности мы прячемся в панцирь. Обитаем в пустынях и степях.

Воспитатель: Спасибо вам, обитатели пустыни. Но мы спешим. Сейчас мы поле-тим в тропические леса. Давайте совершим посадку там, где живут слоны. Вот и один из них. Послушаем, что он расскажет о себе.

Слон: Я слон. Живу в тропическом лесу. У меня нет шерсти. Мы, слоны, передвигаемся по тропической чаще, и шерсть бы нам мешала. На ногах у нас маленькие копытца, есть хобот – удлиненные нос. Хобот может вытягиваться, сжиматься, извиваться. С его помощью можно поднимать предметы, даже самые мелкие. Хобот помогает во время купания: я набираю им воду и обливаюсь. Хоботом я улавливаю всевозможные запахи. Питаюсь травами, ветками, корнями. Я сильное животное. Оставайтесь жить со мной – я миролюбивый.

Воспитатель: Нам очень понравилось у тебя, слон. Но мы должны двигаться дальше. Занимайте места в вертолете! Сейчас мы с вами пролетаем над Южным полюсом. На Северном и Южном полюсах люди постоянно не живут: здесь очень холодно, нет растений. Они лишь ненадолго приезжают сюда для изучения погоды и природы. Давайте сделаем посадку в Антарктиде. Здесь холодно, скорее надевайте теплые вещи! Вот и пингвин.

Пингвин: Я пингвин. Живу в Антарктиде. Питаюсь рыбой и моллюсками. Хорошо плаваю, но не умею летать. Я могу жить только возле моря, так как там я добываю пищу. На суше мы, пингвины, откладываем яйца и выводим птенцов. Лапы служат нам рулем управления при нырянии и плавании. На суше мы вынуждены держать туловище вертикально, чтобы сохранить равновесие. Вот поэтому мы и кажемся неуклюжими.

Воспитатель: Спасибо за рассказ, милый пингвин! Но нам пора. Вот мы с вами и побывали во всех уголках нашей необъятной планеты: в пустыне, в лесу, на Северном и Южном полюсах, в джунглях, океане. Мы узнали, что люди живут на суше, но не везде, а только там, где есть пресная питьевая вода.

- Ребята как вы думаете, есть ли опасность на Земле для животных и растений?

- Многие водоемы: реки, моря, океаны подвергаются активному загрязнению. В водоемы сбрасываются отходы промышленных химических предприятий. Грязная вода несет опасность растениям, животным и людям.

- Ребята, а вы не знаете, как можно очистить  грязную воду? С помощью чего мы можем это сделать?

Ребята предлагают различные фильтры, вату, бумажную салфетку, марлю, ткань.

Они самостоятельно берут все необходимое для очистки воды: баночки грязной водой, воронки, фильтры. Уточняют по схеме последовательность работы и приступают к очистке. По  окончании работы делают вывод, что грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой.

Итог:

Лунтик благодарит детей за интересные рассказы о животных, о космосе.

- Я убедился, Земля очень красивая и разнообразная. Но мне больше подойдет лес,  там много растительности и разных животных. Там мне будет лучше всего. А вам, дети, задание: нарисуйте на память о нашем путешествии картинки на тему «Земля – живая планета».

Публикации по теме:

Поговорим о развитии речи На мой взгляд, самое сложное, но интересное направление в дошкольной педагогике. Самое сложное - это научиться меньше говорить на занятиях,.

Рекомендации по организации детей на прогулке РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ 1. Организовать с детьми наблюдения за сезонными явлениями. Учить детей наблюдать за явлениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование целостной картины мира
Опубликовано: 15 января 2012 в 10:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД