Занятие по познавательному развитию. Тема: «Тундра — мы здесь живем».

Наталья Смирнова
Занятие по познавательному развитию. Тема: «Тундра — мы здесь живем».

Тема: «Тундра – мы здесь живем».

Цели:

Познакомить детей с особенностями природных условий тундры.

Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Развивать способность анализировать, делать выводы.

Оборудование.

Картина «Север», карта России, Глобус-модель Земли, оборудование для опыта: емкости - лотки с землей 2 шт., клеенка, два сосуда с водой одинакового количества, гербарии растений и картинки растений тундры,

Предварительная работа.

Чтение рассказов о природе Севера, рассматривание иллюстраций с растениями и животными.

Ход занятия:

Воспитатель: Мы живем с вами на Севере нашей страны. К северной природной зоне относится тундра. (карта России). В переводе с финского языка «тундра» – безлесная, голая возвышенность. У нас суровый холодный климат т. к рядом находится Северный полюс (показывает на глобусе). Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Солнечные лучи скользят по поверхности земли и не прогревают ее. За продолжительную зиму земля глубоко промерзает, а за очень короткое лето оттаивает совсем чуть–чуть.

В тундре очень много болот, озер.

Воспитатель: Как образуются болота? Вы знаете? Давайте проведем эксперимент.

Эксперимент. На столе у воспитателя две емкости с землей. В одной из них под небольшим слоем земли проложена клеенка. Педагог наливает в эти емкости по очереди одинаковое количество воды. В той емкости, где находится клеенка, вода не проникает в почву, а остается лужицами на поверхности.

Воспитатель: Что мешает воде?

Воспитатель: В нашем случае – клеенка. А в природе роль клеенки играет мерзлая земля. Влага не может проникнуть глубоко в землю и от этого образуются болота.

Воспитатель: Как вы думаете, какими должны быть корни растений, растущих в тундре? (короткими)

Воспитатель: Почему? (Почва мерзлая, и корни растений не могут проникнуть глубоко в землю).

Воспитатель: Если корешки маленькие значит, и растения также вырастают низкорослыми, стелющиеся по земле. На холодной почве выживают лишь карликовые березы и ивы, мхи, лишайники, низкорослые ягодные кустарники, грибы (воспитатель показывает картинки с изображение растений, дети называют известные им растения: морошка, брусника, голубика, клюква). Несмотря на короткое лето, тундровые растения отцветают и дают семена.

Физминутка. Мы к лужайке дружно вышли,

Поднимали ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто из нас вот так шагал-

Не споткнулся, не упал.

Воспитатель: А живут ли в тундре животные? Назовите, каких вы знаете животных?

Прежде всего, те животные, что питаются растениями: это зайцы, лемминги – мышки и северный олень. Крупное животное - олень довольствуется мхом ягелем. Широкие копыта помогают проходить по снегу и не проваливаться, а еще раскапывать ягель из-под снега.

Его густая шерсть не пропускает мороз и ветер.

За оленями, зайцами и леммингами охотятся волки, лисы, песцы, полярные совы.

Летом в тундре очень много насекомых: комары, мошки, слепни, значит, есть чем питаться птицам. В тундру летом прилетает огромное количество птиц: утки, гуси, лебеди, чайки и др.

Воспитатель. Предлагаю вам поиграть. На трех столах разложены обручи. На другом столе разложены картинки животных, растений, птиц разных видов.

Ваша задача: выбрать те картинки, на которых изображены животные, растения и птицы, обитающие в тундре.

Дети выбирают и объясняют свой выбор.

Воспитатель: Мы с вами познакомились с растительным и животным миром тундры.

Воспитатель: Что нового узнали сегодня на занятии?

- Назовите растения, произрастающие в тундре?

- Какие животные обитают в тундре?

Список использованной литературы

1. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Животные / Сост. Ляхов П. Р. –М., 1998 г.

2. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Растения / Сост. Багрова Л. А. – М., 1998 г.

3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». СПб.: Детство-Пресс 2004 г.

4. Иванова А. И. «Мир животных». М., 2009 г.

5. Сигимова М. Н. «Познание мира животных»Волгоград, Издательство «Учитель» 2009 г.

6. Энциклопедия «В мире дикой природы» Издательство ООО «Интернешн Мастерс Паблишерс»

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей детей» Консультация для родителей Тема: Развитие творческих способностей детей. Известно,что педагогическая деятельность носит творческий характер.

Стихотворение «Лучшая земля!» Лучшая земля! Если спросят у меня : «Где же лучшая земля?» Я отвечу не тая: «Тундра милая моя!» Светит солнце золотое, осень в тундру.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Занятие по познавательному развитию. Тема: «Тундра — мы здесь живем».
Опубликовано: 27 января 2013 в 17:40
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
II часть. Третьяковская картинная галерея — в Белгороде! Идем и фотографируем, с...
Превосходный портрет: дочь мастера Ильи Ефимовича Репина, в исполнении автора. Затаив дыхание и словно попав в мастерские самих авторов, мы "словно...
Фотоотчёт «Экскурсия в зимний лес с детьми среднего дошкольного возраста»
Фотоотчёт «Экскурсия в зимний лес с детьми среднего дошкольного возраста» Придёт неслышными шагами, Незримой стужею дохнёт И, всё вокруг укрыв снегами,...
Краткосрочный проект «Загляните в семейный альбом» в группе младшего возраста
Погружаясь в тему "Моя семья" в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выяснили, что большинство детей почти ничего, кроме...
Новогодние подвески. Мастер-класс.
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья! Мы оформляли группу по теме "Деревенский Новый год" Тема валенок и варежек прослеживалась во все...
«Шар счастья» или кусудама мастер класс.
Что такое кусудама? Это разнообразные шары из собранных цветов или модулей. Кусудама в переводе с японского означает"лекарственный шар". Вы спросите почему?...