«Весна». Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи

Светлана Скипина
«Весна». Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи

Тема: «Весна».

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»; совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, существительных мн. ч. в род. падеже; поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом; совершенствование навыка анализа предложения.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

-Какое сейчас время года? (весна). Какие вы знаете месяцы весны? (март, апрель, май). Какой сейчас месяц? (март).

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идёт. Мы слышим:

Кап! Кап! Кап! Кап!

-Давайте образуем новые слова от слова капать.

-Что капает с крыш? (капли). Как можно назвать маленькую каплю? (капелька). Если капли капают, то какие они? (капающие). Какие слова у нас получились? (капли, капелька, капающие).

2. Упражнение «Раздели на слоги».

-Я буду называть слова, а вы будете хлопать столько раз, сколько слогов в слове.

Сол-ныш-ко – 3 слога

Со-суль-ка – 3 слога

Под-снеж-ник – 3 слога

Грач – 1 слог

3. Игра «Что делает?»

Подумайте, какие слова-действия можно подобрать к словам: сосульки, грач, подснежник, трава, солнце, ручей, почки, листья, деревья.

Сосульки – висят, тают, падают

Грач – летает, ходит, ищет червей, вьёт гнездо, выводит птенцов

Подснежник – появляется, расцветает, качается

Трава – пробивается, зеленеет, растёт, радует

4. Игра «Один – много»

Месяц – месяцев

Лужа – луж

Ручей – ручьёв

Льдина – льдин

Птица – птиц

Гнездо – гнёзд

Почка – почек

Листья – листьев

Подснежник – подснежников

Поле – полей

Луч – лучей

Сосулька – сосулек

Дерево – деревьев

5. Упражнение «Выложи схему»

-Давайте сосчитаем слова в предложении и выложим его схему.

Весной светит яркое солнышко.

-Сколько слов в предложении? (В предложении 4 слова).

-Выложите схему предложения.

___ ___ ___.

-Почему первая полоска в схеме не такая, как все, а с «трубой?» (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, «труба» обозначает большую букву.

6. Динамическая пауза «Ухо-нос-лоб».

7. Игра «Скажи наоборот».

-Небо зимой пасмурное, а зимой (ясное).

Зимой воздух холодный, а весной… (тёплый).

Небо зимой низкое, а весной (высокое).

Зимой дни короткие, а весной (длинные).

8. Рассматривание иллюстрации с изображением весны.

-Какое время года изображено на картинке?

-На картинке изображена весна.

Игра «Какое, какая, какой?» (по картинке).

-Какое солнце весной? (яркое, тёплое, ласковое).

-Что вы можете сказать о весеннем небе? (голубое, высокое, чистое).

-Ветерок какой? (тёплый, свежий, весенний).

-Ручейки какие? (быстрые, голубые, чистые, звонкие).

-Почему мы называем весну долгожданной? (Мы её долго ждём, с нетерпением).

-Что происходит весной со снегом? (Снег темнеет, тает).

-Что появляется на проталинах? (Появляются первые цветы – подснежники).

-Почему их так назвали? (ответы детей).

-Что происходит с деревьями весной? (Они пробуждаются, на них набухают почки).

-Кто прилетает из дальних стран? (Из дальних стран прилетают перелётные птицы).

-Каких перелётных птиц вы знаете? (грачи, ласточки, стрижи, утки, скворцы).

Обобщение примет весны.

9. Игра «Посчитай».

Один ручей – два ручья – пять ручьёв

Одна сосулька – две сосульки – пять сосулек

Одна лужа – две лужи – пять луж

Один луч – два луча – пять лучей

Одно дерево – два дерева – пять деревьев

10. Игра «Закончи предложение»

-10. Игра «Закончи предложение»

-На дереве гнездо, а на деревьях (что…гнёзда.

У дерева ствол, а у деревьев (что…стволы.

11. Итог занятия.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Логопедическая НОД в средней группе. «Одежда» Тема: Одежда Цель: Коррекционно – образовательные: Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
«Весна». Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 23:25
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...
Эссе «Моя профессия — воспитатель»
ЭССЕ «Моя профессия - воспитатель» Воспитатель – что это? Призвание? Работа? Или что-то другое? Каждый воспитатель на данный вопрос ответит по-своему....