«Весна». Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи

Светлана Скипина
«Весна». Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи

Тема: «Весна».

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»; совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, существительных мн. ч. в род. падеже; поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом; совершенствование навыка анализа предложения.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

-Какое сейчас время года? (весна). Какие вы знаете месяцы весны? (март, апрель, май). Какой сейчас месяц? (март).

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идёт. Мы слышим:

Кап! Кап! Кап! Кап!

-Давайте образуем новые слова от слова капать.

-Что капает с крыш? (капли). Как можно назвать маленькую каплю? (капелька). Если капли капают, то какие они? (капающие). Какие слова у нас получились? (капли, капелька, капающие).

2. Упражнение «Раздели на слоги».

-Я буду называть слова, а вы будете хлопать столько раз, сколько слогов в слове.

Сол-ныш-ко – 3 слога

Со-суль-ка – 3 слога

Под-снеж-ник – 3 слога

Грач – 1 слог

3. Игра «Что делает?»

Подумайте, какие слова-действия можно подобрать к словам: сосульки, грач, подснежник, трава, солнце, ручей, почки, листья, деревья.

Сосульки – висят, тают, падают

Грач – летает, ходит, ищет червей, вьёт гнездо, выводит птенцов

Подснежник – появляется, расцветает, качается

Трава – пробивается, зеленеет, растёт, радует

4. Игра «Один – много»

Месяц – месяцев

Лужа – луж

Ручей – ручьёв

Льдина – льдин

Птица – птиц

Гнездо – гнёзд

Почка – почек

Листья – листьев

Подснежник – подснежников

Поле – полей

Луч – лучей

Сосулька – сосулек

Дерево – деревьев

5. Упражнение «Выложи схему»

-Давайте сосчитаем слова в предложении и выложим его схему.

Весной светит яркое солнышко.

-Сколько слов в предложении? (В предложении 4 слова).

-Выложите схему предложения.

___ ___ ___.

-Почему первая полоска в схеме не такая, как все, а с «трубой?» (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, «труба» обозначает большую букву.

6. Динамическая пауза «Ухо-нос-лоб».

7. Игра «Скажи наоборот».

-Небо зимой пасмурное, а зимой (ясное).

Зимой воздух холодный, а весной… (тёплый).

Небо зимой низкое, а весной (высокое).

Зимой дни короткие, а весной (длинные).

8. Рассматривание иллюстрации с изображением весны.

-Какое время года изображено на картинке?

-На картинке изображена весна.

Игра «Какое, какая, какой?» (по картинке).

-Какое солнце весной? (яркое, тёплое, ласковое).

-Что вы можете сказать о весеннем небе? (голубое, высокое, чистое).

-Ветерок какой? (тёплый, свежий, весенний).

-Ручейки какие? (быстрые, голубые, чистые, звонкие).

-Почему мы называем весну долгожданной? (Мы её долго ждём, с нетерпением).

-Что происходит весной со снегом? (Снег темнеет, тает).

-Что появляется на проталинах? (Появляются первые цветы – подснежники).

-Почему их так назвали? (ответы детей).

-Что происходит с деревьями весной? (Они пробуждаются, на них набухают почки).

-Кто прилетает из дальних стран? (Из дальних стран прилетают перелётные птицы).

-Каких перелётных птиц вы знаете? (грачи, ласточки, стрижи, утки, скворцы).

Обобщение примет весны.

9. Игра «Посчитай».

Один ручей – два ручья – пять ручьёв

Одна сосулька – две сосульки – пять сосулек

Одна лужа – две лужи – пять луж

Один луч – два луча – пять лучей

Одно дерево – два дерева – пять деревьев

10. Игра «Закончи предложение»

-10. Игра «Закончи предложение»

-На дереве гнездо, а на деревьях (что…гнёзда.

У дерева ствол, а у деревьев (что…стволы.

11. Итог занятия.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Логопедическая НОД в средней группе. «Одежда» Тема: Одежда Цель: Коррекционно – образовательные: Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
«Весна». Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 23:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Утренник 8 марта для старшей группы
Ведущий: Мамино сердце не знает покоя, Мамино сердце как факел горит, Мамино сердце от горя укроет, Будет ему тяжело подбодрит. Мамино сердце так много...
Отрицательное влияние современных игрушек на детей
Отрицательное влияние современных игрушек на детей Становление внутреннего мира ребенка не мыслимо без игры а следовательно без игрушки. Игрушка-это та...
Центр безопасности второй младшей группы №7 «Светлячок».
Современный мир требует от детей повышенного внимания, собранности, концентрации. Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто...
«Дымковские радости» — пластилинография с использованием бросового материала.
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление различных методов лепки, использование нетрадиционных материалов, развитие творчества детей. Шаг 1 Берем две...
Проект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе:...
ип проекта: информационно-познавательно- исследовательский. Сроки реализации: краткосрочный ( 2 недели. Количество участников: дети 6-7 лет,...