Разучивание потешки. Открытое занятие по развитию речи в 1 младшей группе

Анна Вартанянц
Разучивание потешки. Открытое занятие по развитию речи в 1 младшей группе

Коммуникация (разучивание потешки) в 1 младшей группе.

Цель: Познакомить детей с фольклорным текстом и помочь его запомнить. Обогатить словарь детей введением слов одного корня, но с разным оттенком: «огурец», «огуречик», «огурчик». Пояснить значение слов, исходя из величины: «огурец - большой», «огурчик - по меньше», а «огуречик - совсем маленький». Закрепить знание зеленого цвета. Упражнять в сравнении предметов по величине. Формировать представление о последствиях непослушания. Совершенствовать произнесение звукосочетаний «ай-я-яй», «ой-ё-ёй», «мяу».

Материал: Лист (60-40 см) светло-коричневого или желтого цвета. Отдельно вырезается гирлянда листьев с ботвой и цветками огурца (в натуральную величину). Лист - это как бы грядка, на которой посередине насечены две параллельные прорези (на расстоянии не менее 15 см от каждого края, прорези не до конца листа - не менее 10 см). Прорези не расчленяют лист полностью, а только как бы создают внутреннюю рамку. Каждая прорезь (она сквозная) оформляется гирляндой огуречных листьев, создавая видимость густой огородной заросли. Под нижней прорезью с правой (левой) стороны снизу приклеивается за верхний уголок треугольника. Эта «норка», где прячется мышка.

Персонажи - огурец, огурчик, огуречик - рисуются и наклеиваются на картон (соотношение фигурок по высоте в см: 15:10:7, сзади прикрепляется палочка-держатель. Точно также изготавливается и мышка (5-6 см в длину). В рабочем положении огуречик двигается по верхней части прорези, а мышка - по нижней, прячась в конце ее под треугольничек- домик. Экспозицию прикрепляют к раме кнопками с зелеными пластмассовыми шляпками и ставят на маленький стол перед детьми, сидящими полукругом. Воспитатель располагается с правой стороны стола, имея возможность правой рукой переводить по верхней прорези огуречик, а по нижней – мышку. В процессе работы, когда разыгрывается сценка «догонялок», воспитатель может поменять место - расположиться за экспозицией.

Предварительная работа: знакомство детей с цветом и размером, изготовление атрибутов.

Ход занятия: Воспитатель: «Сегодня, я хочу рассказать вам сказку. Садитесь поудобнее, смотрите и слушайте. Жил-был Огуречик, он был маленький, зелененький. Огуречик рос на грядке, среди зеленых листков. Вот он, посмотрите! Какой Огуречик по размеру? А какой по цвету? Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сынка». Показывается три изображения. Воспитатель сопоставляет их, выделяя по величине «папа» - большой, «маму» - по меньше, «сынок» - совсем маленький. «Какой папа? Какая мама? Какой сынок? Вся семья жила на грядке, среди зеленых листиков. Какие листики?». С этими словами воспитатель располагает огурчики в ряд среди листков. «В другом конце грядки жила мышка. Вот она!» С этими словами воспитатель выдвигает из-под треугольника изображение мышки. «Посмотрите, какая мышка маленькая, а какой у нее длинный хвостик». Воспитатель предлагает малышам рассмотреть мышку, еще раз обращает их внимание на ее особенности. «Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали маленькому Огуречику далеко уходить. Папа говорил:

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик-

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Текст читается медленно, тембр голоса низкий, имитирующий мужской.

И мама говорила Огуречику: «Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик. Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет».

По ходу чтения потешки, воспитатель располагает все три изображения по одной линии: вначале большой и маленький, затем средний. Он как бы разыгрывает сценку, в которой Огуречику даются наставления.

«Вы запомнили, что говорили Огуречику мама и папа? Давайте вместе повторим!» Воспитатель повторяет выразительно, обращаясь к Огурчику, всю потешку, выделяя последнюю строчку: «Тебе хвостик отгрызет». «Но Огуречик не послушался и решил пойти на «другой конечик» грядки, где жила мышка. Ай-я-яй, ой-ё-ёй, идет Огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка». Воспитатель побуждает детей повторить звукосочетания. «Посмотрите, какая мышка маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. А Огуречик никого не слушает и идёт дальше». При этих словах мышка выскакивает и бросается в сторону Огуречика, наскакивает на него, вот-вот схватит. Она то забегает вперед, то отстает, так как Огуречик мечется в разные стороны. «Еле-еле убежал Огурчик. Устал он сильно. Сел на грядку и дышит тяжело - вот так». Воспитатель показывает элемент дыхательной гимнастики и просит повторить детей. «Посидел немного Огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живет. Ребята, а может, попросим Огуречика, не ходить на тот конечик? Артем, как ты скажешь Огуречику, чтобы он не ходил? А как Ваня попросит? (Воспитатель побуждает детей повторить самостоятельно весь текст). Но Огуречик очень любопытный, все же идет еще раз посмотреть, где мышка живет» (Повторяется сценка погони мышки). Воспитатель разыгрывает перед детьми занимательные игровые моменты, побуждая их подсказывать Огуречику о возможной опасности, доказывать, повторяя всю потешку от начала до конца, что ему не следует ходить «на тот конечик. «Устал Огуречик, сел на грядку отдохнуть, а пока он отдыхает мы с вами поиграем!» Игра «Огурчики и мышка» (воспитатель – мышка, дети – огурчики, прячутся за стульчики). «Вот мы с вами поиграли, отдохнули и Огуречик уже готов опять идти». Хотите узнать чем закончилась сказка? Тогда слушайте! Огуречик решил еще раз сходить «на тот конечик», а мы ему что скажем?» Повторяется потешка. «Ребята, огуречик непослушный, но все равно будет жалко, если его мышка съест. А кого боится мышка? Кошку! Давайте когда мышка выскочит – вы замяукаете как кошки!» Дети мяукают, мышка прячется. Воспитатель: «И мышка поняла, что мы не дадим в обиду маленького Огуречика и ушла к себе в норку. А мы еще раз скажем Огуречику: «Огуречик, огуречик…» (Повторяется вся потешка).

«Вот такая сказка: про папу … Огурца, маму … Огурчик и их сынка …Огуречика».

После занятия в свободной форме детям предлагаются фигурки огурцов для разыгрывания сценки и повторения потешки.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи на основе сказки — потешки «Огуречик». 1-я младшая группа. Цель: Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы, шутливость, органично вытекающими из самого жанра потешки.

План работы с детьми раннего возраста по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей» .

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Домашние птицы
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Разучивание потешки. Открытое занятие по развитию речи в 1 младшей группе
Опубликовано: 26 марта 2013 в 20:09
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...
Разноцветные снежинки. Фотоотчет.
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу предоставить вашему вниманию наши разноцветные снежинки. В нашем саду продолжается подготовка к конкурсу « Парад...
«В гости к нам пришел Петрушка». Петрушка (оригами). Фотоотчет.
Чем ближе Новый год, тем сильнее ностальгия по нему. Потому что в Новый год « Все детство свое вспоминают, счастливые светлые дни… » В новогоднюю ночь...