Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по картине «Северные олени» (с элементами ТРИЗ)

Светлана Леонова
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по картине «Северные олени» (с элементами ТРИЗ)

Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

Составление рассказа по картине «Северные олени»

Цель:

• учить составлять сюжетный рассказ по картине;

• учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием;

• упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия;

развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.

• пополнить словарь детей новыми словами: чум, нарты, ягель, тундра, оленуха.

развивать внимание, память.

• воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Материал: картина «Северные олени», подзорная труба, запись песни «Увезу тебя я в тундру».

Ход занятия:

1) Организационный момент.

- Сегодня мы с вами отправимся на Север, а куда попробуйте отгадать (послушайте песню)

Дети: В тундру.

- Правильно ребята. А что такое тундра? (ответы детей, объяснение воспитателя). Тундра – это где короткое лето и длинная зима, где растут карликовые деревья стоя возле которых вы ребята будете великанами, там очень холодно зимой, и очень много комаров летом. И в тундре живут олени.

- Отгадайте какое сейчас время года в тундре:

Пришла девушка белянка,

Побелела вся полянка. (зима)

Дети: Зима.

- А как вы думаете какая зима (ответы детей - морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная) Какой снег зимой? (ответы детей - легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый).

А давайте с вами посмотрим на тундру из далека, для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?

2) Игра «Подзорная труба»

Ход игры: Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.

Словарная работа:

Чум – разборное жилище, покрытое оленьими шкурами;

Нарты – лёгкие сани для езды собаках или оленях;

Ягель – лишайник (мох, который служит кормом северным оленям.

3) Рассматривание картины «Северные олени».

– А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:

Что нарисовано на этой картине? (оленуха с оленёнком)

Что делает оленуха? (наклонила голову и ест ягель – олений мох)

Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)

Сравните оленуху с оленёнком.

Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у оленухи – серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у оленухи крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм – ягель, (оленуха большая и сильная, а оленёнок (маленький и слабый)

Чем похожи, оленуха и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)

Что ещё изображено на картине? (Оленья упряжка, на ней ездят жители севера)

Игра «Живые картинки»

Ход игры: Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта (3 – 4ребёнка).

Физ. минутка: «Греемся».

По команде ведущего «греемся!» стоящие в кругу дети начинают двигаться, трясти всеми частями тела. По команде «лёд!» застывают на месте в определённой позе. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

4) Составление рассказов детьми.

- А теперь давайте посмотрим внимательно на картину. Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ. Придумайте рассказ о жизни северных оленей, о малыше оленёнке и оленухе. Подумайте как вы начнёте рассказ, о чём будете говорить и чем закончите. Не забудьте придумать название своего рассказа.

Вариант рассказа образца.

«Жили – были на севере оленёнок со своей мамой – оленухой. Оленёнок был совсем маленький, рожки у него только немножко выросли. Он неуверенно стоял на своих слабых ногах. А у оленухи большие – большие ветвистые рога, на длинной шее красивая голова. Она наклонилась, ест ягель и показывает оленёнку: «ешь, это вкусно. Вырастешь большой и у тебя будут такие же большие и красивые рога и стройные, крепкие длинные ноги!»

5)Для рассказывания дети могут объединится в подгруппы.

Выслушивая рассказы дети, воспитатель и другие дети оценивают рассказ, у какого был интересней, аргументируя свой выбор).

Сюрпризный момент.

Публикации по теме:

Игры по ознакомлению детей с изобразительным искусствомИгры по ознакомлению детей с изобразительным искусством Предлагаю небольшую картотеку игр по ознакомлению детей с изобразительным искусством. [cut=Читать далее. ]«ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ.

Контроль в ДОУ Схемы:«Анализ занятия по обучению детей рассказыванию с помощью игрушек и предметов»,«Анализ занятия по пересказу»,«Анализ занятия по обучению.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по картине «Северные олени» (с элементами ТРИЗ)
Опубликовано: 5 ноября 2011 в 16:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Прогулка «Наблюдение за березкой»
Цели: Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство...
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...