Занятие по развитию речи в подготовительной логогруппе. Составление описательного рассказа о животных с помощью мнемотаблицы

Мацепуро Елена
Занятие по развитию речи в подготовительной логогруппе. Составление описательного рассказа о животных с помощью мнемотаблицы

Занятие по развитию монологической речи в подготовительной логопедической группе, составление описательного рассказа

о животных леса.

Проводила учитель-логопед Мацепуро Е. В. МБДОУ ДС КВ №22

п. Стрелка, Темрюкского района, Краснодарского края.

Программные задачи:

Коррекционно - развивающие:

• развивать долговременную память;

• развивать произвольное внимание;

• развивать связную монологическую речь, умение составлять полные, оригинальные описательные рассказы с опорой на мнемотаблицу – описание животных леса;

• упражнять детей в употреблении выразительных словосочетаний и оборотов при составлении распространенных предложений, посредством употребления сравнений, эпитетов, притяжательных местоимений;

• развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес.

Обучающие:

• расширять представления детей о диких животных;

• закреплять знания детей об особенностях жизни животных, обучать установлению причинно-следственных связей.

Воспитывающие:

• формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;

• формировать умение внимательно слушать ответы сверстников, дополнять, анализировать их.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о животных наших лесов, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций о животных, отпечатков следов животных, проведение различных дидактических игр, например: «Бегает, летает, плавает», словесные игры: «Угадай, кто это?», «Про кого можно сказать?», «Назови семью», «Кто где живёт?», «Кому что дадим?», беседа с детьми о животных леса, рисование и лепка на тему «Животные леса», придумывание загадок и составление мнемотаблиц по ним.

Материал:

Отпечатки следов зверей на снегу, иллюстрации животных, фотоаппарат, магнитофон с записью этюдов, конверт, лес из елей и деревьев. Мольберт, указка, мнемотаблица. Литература: Н. Рубцов «Про зайца», Саша Чёрный «Волк», Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».

Сюрпризные моменты:

Выход детей переодетых в животного, о котором составлен рассказ.

Ход занятия:

1. Вводная беседа.

-Ребята, помните, к нам в гости прилетал северный мишка Умка? Благодаря вам, он тогда много узнал о нашем крае, в которой мы живем, но забыл спросить, какие звери живут в наших лесах. Сам он прилететь уже не может, но он очень просил рассказать о наших лесных жителях и прислать их фотографии. Ну, что выручим нашего северного мишку?

-Вы любите чудеса? Тогда я приглашаю вас в лес чудес.

Глазки закрываются, чудеса начинаются. Раз! Два! Три! Смотри!

(На ветке и полу искусственного леса находятся следы животных, изображённых на листах бумаги).

-Ребята, в какой странный лес мы попали! Здесь никого нет, только чьи- то следы. Вот по следам мы и будем искать обитателей нашего леса. Весь секрет в том, что если вы составите подробные, оригинальные рассказы о животных, используя красивые слова, то зверь выбежит из своего убежища, и мы сможем его сфотографировать. Но, чтобы сделать фотографии для Умки, нам понадобится фотограф. Мы любезно попросим нашу Евгению Борисовну нам помочь - запечатлеть жителей леса.

2. Дидактическое упражнение «Красивые слова».

-Ребята, прежде чем составлять рассказы, давайте придумаем красивые слова о зверях.

Воспитатель побуждает детей к использованию сравнений, эпитетов, словообразованию. Обращает внимание детей, как на внешние, так и на внутренние характеристики животных леса.

- Заяц какой? (белоснежный, как комочек снега, пушистый, быстрый, озорной, длинноухий, косой, острозубый).

-А белочка какая? (грациозная, проворная, зимой – серебристо-серая. Летом рыжевато-золотистая, пушистая, хлопотливая и запасливая).

- О лисе мы, что можем сказать? (рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный, пушистый, мордочка вытянутая, лапки стройные, рыжая красавица, хитроумная).

- Медведь какой? (громадный, бурый, неповоротливый, косолапый, неуклюжий, могучий зверь, добродушный, доверчивый, простодушный, миролюбивый, подслеповатый,

3. Составление описательного рассказа о зайце.

- Ребята, посмотрите внимательно, это чей след? (заячий). Кто из вас хочет рассказать о нем?

- Прежде чем, начать рассказывать, вспомним по какому плану нужно строить свой рассказ:

(выставляется на мольберт мнемотаблица с условными обозначениями):

а) внешний вид зверя.

б) чем питается?

в) где живет?

г) кто его враги и как он от них спасается.

Один из детей составляет рассказ о зайце, опираясь на мнемотаблицу. Остальные дети дополняют рассказ сверстника.

После полного и детализированного описания животного детьми, воспитатель создает игровую ситуацию: зверь услышал красивый и полный рассказ о себе и как - будто выбежал на полянку. Фотограф фотографирует его. (Зайка приглашается поиграть с детьми).

4. Массаж лица «Заяц».

Тили – тили – тили – бом!

Сбил сосну Зайчишка лбом!

(Приставить ладони козырьком ко лбу и водить вправо-влево).

Жалко мне Зайчишку,

Носит Зайка шишку.

(Кулачками по крыльям носа делать вращательные движения).

Поскорее сбегай в лес,

Сделай Заиньке компресс.

(Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак,массировать точки, находящиеся перед и за ухом).

5. Дидактическая игра на образование притяжательных прилагательных.

(Педагог показывает игрушку из забытой Зайкой корзины и задаёт вопросы).

-У медведя хвост чей? - медвежий

-Лапа чья? – медвежья

-Ухо чье? - медвежье

-У зайца лапы чьи? – заячьи

-У зайца шёрстка чья? - заячья

-У лисы хвост чей? - лисий

-У волка голова чья? - волчья

-Ухо чье? - волчье

-У белки хвост чей? – беличий

-Лапы чьи? – беличьи

6. Составление описательного рассказа о медведе.

-Ребята, а это чьи следы? И почему они запорошены снегом? (медвежьи следы, запорошены снегом, потому что зимой медведь спит)

-Кто расскажет о медведе?

Воспитатель предлагает напомнить план рассказа – мнемотаблицу одному из детей. Дети слушают рассказ ребенка, дополняют его. После чего появляется медвежонок, фотограф его снимает.

-Хороший получился рассказ. Ребята, у меня уже есть фотография бурого лежебоки, ее мы и отправим Умке. (Мишка приглашается поиграть с детьми).

7. Динамическое упражнение «Мишка».

Спал в берлоге мишка, (имитируем сон стоя)

К нему упал зайчишка. (присели и встали)

Хоть зайчишка был трусишкой, (заяц дрожит)

Поиграл он с нашим мишкой. (хлопки в ладоши)

Вдруг на них упала шишка, (приседаем, закрывая голову руками. Встаём)

Её бросила вниз мышка: (имитация броска вперёд)

- Зайка с мишкой, вылезайте, (зовём рукой)

Вместе с нами поиграйте! (хлопки в ладоши)

8. Составление сравнительно-описательного рассказа о лисе и белке.

-Ребята, а это чьи следы? (лисьи и беличьи).

Воспитатель приглашает для составления сравнительно-описательного рассказа двух детей. Одному из них предлагается рассказывать о белке, другому о лисе. Причем педагог нацеливает детей на то, что описание должно строиться параллельно по сходному признаку по мнемотаблице.

Примерный вариант сравнительно-описательного рассказа.

-Белочка - чудесный, проворный, грациозный зверек. Лисица - хитрая и осторожная.

-Весной и летом шубка у белки рыжевато-золотистая. Такая окраска подходит к ожившей весенней природе. Зимой мех у белочки серебристо-серый, густой и теплый. А лиса круглый год ходит в рыжей с золотистым отливом шубке, мех у нее теплый и пушистый.

-Главная гордость белочки - это ее великолепный пушистый хвост. Он согревает белку в ненастные дни и помогает перепрыгивать с ветки на ветку, словно руль. А у лисы хвост длинный, пушистый, на кончике совсем белый, чтобы в сумерках лисята не потерялись.

- Глаза у белочки черные, как угольки, смотрят задорно и весело. А у лисы глазки хитрые и умные, как черносливы.

-У белки уши большие, стоячие с кисточками на концах. У лисы уши треугольничками, без кисточек.

-Белочка ловко прыгает, потому что у нее задние лапы, длиннее, чем передние, а у лисы лапки стройные, тонкие.

-Белочка питается орехами и шишками. готовит запасы на зиму А лиса ловит мышей и зайцев, запасов не делает.

-Белочка живет на дереве в дупле и бельчата прыгают по веткам. А лиса живет в норе и лисята играют на земле.

-Белочка боится на деревьях сову, филина, ястреба, а на земле – лису, куницу. Она прячется от них среди густых ветвей и в дупле. А кумушка-лиса боится волка, рысь и людей, потому что людям нравиться ее пушистый и теплый мех. Лиса спасается бегством и прячется в норе.

Воспитатель фотографирует, выбежавших на полянку лису и белочку.

Воспитатель анализирует рассказы, детей по ходу занятия. Отмечает среди них наиболее развернутые и оригинальные. Белочка и лиса приглашаются поиграть с детьми.

9. Гимнастика для глаз «Белочка».

Белка дятла поджидала. (водим глазами вправо-влево)

Гостя вкусно угощала:

-Ну-ка, дятел, посмотри- (водим глазами вверх-вниз)

Вот орехи: раз. два, три!

Пообедал дятел с белкой (помигать глазами)

И пошёл играть в горелки. (закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).

10. Пальчиковая гимнастика «Лиса».

В море лодочка плыла,

В ней лиса веслом гребла.

Притомилася лиса,

Распустила паруса.

Теперь на лавочке сидит,

И на море в бинокль глядит.

11. Итог занятия.

-Ну, что ж, ребята, посмотрите, вот и готовы наши фотографии для медвежонка Умки. (Рассматривает вместе с детьми изображения животных, еще раз называют их).

-Запечатаем их в конверт и отправим по почте на Северный полюс – нашему другу.

Публикации по теме:

Информационный буклет для родителей дошкольников С - связность, самооценка, систематичность. В – восприятие, важность, возможность, взаимодействие. Я - ясность З – знание, занимательность,.

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в старшей группе на октябрь 1. Тема недели:«Животный мир» 1 - е занятие:Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить выразительно пересказывать литературный текст;.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Занятие по развитию речи в подготовительной логогруппе. Составление описательного рассказа о животных с помощью мнемотаблицы
Опубликовано: 26 января 2014 в 13:23
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
Фотоэкскурсия по океанарию Анапы
Анапа — это один из самых знаменитых российских...
Фото отчет «Нетрадиционная техника рисования, как способ выражения восприятия...
Дорогие коллеги, хочу поделиться опытом использования нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками. Каждый ребенок, познавая окружающий...