Занятие по речевому этикету «Волшебное слово»

Надежда Коробочкина
Занятие по речевому этикету «Волшебное слово»

цели: ввести воспитанников в раздел «Речевой этикет и культура общения»; раскрыть перспективы работы по этой теме; убедить воспитанников в необходимости овладения формулами речевого этикета.

Обязательный составной элемент вводных занятий по речевому этикету — необычное, эмоциональное начало. На фоне музыки педагог обращается к детям с такими словами:

— За чистым-чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть Сказочный город. Всех чудес в Сказочном городе не перечесть. Жить-поживать в нем одно удовольствие. Все жители в нем сказочно вежливы, и все они знают волшебные слова. А вы, ребята, хотели бы попасть в этот удивительный город? Напомню, что в нем могут жить только вежливые люди. Поднимите руку, кто из вас хотел бы научиться быть вежливым?

Следующий этап — беседа с воспитанниками с целью выявления знаний и умений младших школьников по данной теме, решение простых коммуникативных задач.

— спрашивает педагог. — Какого человека вы называете вежливым?

— Какие «волшебные» слова вы употребляете в своей речи?

— Знаете ли вы, что означает слово здравствуйте?

— Почему иногда в ответ на приветствие здравствуйте мы слышим слово спасибо?

— А кто из вас может показать, как надо правильно здороваться?

— Какие речевые формулы вы употребляете при прощании?

Составляющий компонент любого занятия по речевому этикету (в том числе и вводного) — анализ или решение коммуникативных и ситуативных задач. На данном уроке несовершеннолетним были предложены такие несложные задачи-ситуации:

— Вы идете по улице и видите знакомого человека. Как нужно правильно поздороваться? Покажите.

— Посмотрите инсценировку по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово". Почему у бабушки, сестры, брата вдруг изменилось отношение к Павлику? Какое "волшебное" слово будет нам лучшим спутником в жизни?

— Послушайте стихотворение и скажите, какое слово помогло папе и почему:

Папа разбил драгоценную вазу. Бабушка с мамой

нахмурились сразу. Но папа нашёлся, взглянул

им в глаза. И робко, и тихо "Простите" сказал.

И мама молчит, улыбается даже. Мы купим

другую. Есть лучше в продаже. "Простите",

казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово.

— Давайте посмотрим, как в различных ситуациях нужно применять «волшебные» слова:

а) мальчик крикнул прохожему: "Скажите, сколько сейчас часов? " Обращаясь к прохожему, мальчик допустил три ошибки. Назовите их;

б) в классе два учителя — Нина Алексеевна и Анна Васильевна. Уходя из класса, Коля сказал своей учительнице: "До свидания, Анна Васильевна! " Правильно ли поступил Коля?

Готовясь к вводному занятию, педагог дала задание группе ребят проанализировать уровень общения в их группе. Такие «творческие командировки» и представление их результатов на занятии — также структурный компонент вводного занятия. На предлагаемом уроке наблюдения детей должны прозвучать в виде частушек.

С учетом психологии младшего школьного возраста в каждое занятие по речевому этикету включаются игровые ситуации. На первом занятии по культуре общения были предложены и такие игры:

а) игра "Волшебные слова". Дети становятся вокруг ведущего. Один из играющих говорит любое "волшебное" слово. Ведущий должен отгадать, кто говорил. Если отгадал, то ведущим становится другой;

б) игра "Это я". Произнести хором слова "Это я, это я, это все мои друзья" (только тогда, когда это уместно):

— Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

— Кто из нас приходит в класс с опозданием на час?

— Кто мороза не боится, на коньках летит, как птица?

— Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей? И т. д.

Подведя итоги вводного занятия по теме "Волшебное слово", педагог раскрывает перед детьми перспективы их дальнейшей совместной работы по программе "Речь и культура общения".

Публикации по теме:

Система работы по этическому воспитанию дошкольников Цель работы – выработка у детей правил хорошего тона, культуры поведения и общения. Исходя из цели, ставятся следующие задачи: --формировать.

Консультация для воспитателей. Обучение речевому этикету детей 4-го года жизни Все знают, что важным элементом человеческой культуры является речевой этикет В детском саду воспитателям необходимо обращать внимание на.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Занятие по речевому этикету «Волшебное слово»
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 07:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Прогулка «Наблюдение за березкой»
Цели: Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство...
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...