Занятие по речевому этикету «Волшебное слово»

Надежда Коробочкина
Занятие по речевому этикету «Волшебное слово»

цели: ввести воспитанников в раздел «Речевой этикет и культура общения»; раскрыть перспективы работы по этой теме; убедить воспитанников в необходимости овладения формулами речевого этикета.

Обязательный составной элемент вводных занятий по речевому этикету — необычное, эмоциональное начало. На фоне музыки педагог обращается к детям с такими словами:

— За чистым-чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть Сказочный город. Всех чудес в Сказочном городе не перечесть. Жить-поживать в нем одно удовольствие. Все жители в нем сказочно вежливы, и все они знают волшебные слова. А вы, ребята, хотели бы попасть в этот удивительный город? Напомню, что в нем могут жить только вежливые люди. Поднимите руку, кто из вас хотел бы научиться быть вежливым?

Следующий этап — беседа с воспитанниками с целью выявления знаний и умений младших школьников по данной теме, решение простых коммуникативных задач.

— спрашивает педагог. — Какого человека вы называете вежливым?

— Какие «волшебные» слова вы употребляете в своей речи?

— Знаете ли вы, что означает слово здравствуйте?

— Почему иногда в ответ на приветствие здравствуйте мы слышим слово спасибо?

— А кто из вас может показать, как надо правильно здороваться?

— Какие речевые формулы вы употребляете при прощании?

Составляющий компонент любого занятия по речевому этикету (в том числе и вводного) — анализ или решение коммуникативных и ситуативных задач. На данном уроке несовершеннолетним были предложены такие несложные задачи-ситуации:

— Вы идете по улице и видите знакомого человека. Как нужно правильно поздороваться? Покажите.

— Посмотрите инсценировку по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово". Почему у бабушки, сестры, брата вдруг изменилось отношение к Павлику? Какое "волшебное" слово будет нам лучшим спутником в жизни?

— Послушайте стихотворение и скажите, какое слово помогло папе и почему:

Папа разбил драгоценную вазу. Бабушка с мамой

нахмурились сразу. Но папа нашёлся, взглянул

им в глаза. И робко, и тихо "Простите" сказал.

И мама молчит, улыбается даже. Мы купим

другую. Есть лучше в продаже. "Простите",

казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово.

— Давайте посмотрим, как в различных ситуациях нужно применять «волшебные» слова:

а) мальчик крикнул прохожему: "Скажите, сколько сейчас часов? " Обращаясь к прохожему, мальчик допустил три ошибки. Назовите их;

б) в классе два учителя — Нина Алексеевна и Анна Васильевна. Уходя из класса, Коля сказал своей учительнице: "До свидания, Анна Васильевна! " Правильно ли поступил Коля?

Готовясь к вводному занятию, педагог дала задание группе ребят проанализировать уровень общения в их группе. Такие «творческие командировки» и представление их результатов на занятии — также структурный компонент вводного занятия. На предлагаемом уроке наблюдения детей должны прозвучать в виде частушек.

С учетом психологии младшего школьного возраста в каждое занятие по речевому этикету включаются игровые ситуации. На первом занятии по культуре общения были предложены и такие игры:

а) игра "Волшебные слова". Дети становятся вокруг ведущего. Один из играющих говорит любое "волшебное" слово. Ведущий должен отгадать, кто говорил. Если отгадал, то ведущим становится другой;

б) игра "Это я". Произнести хором слова "Это я, это я, это все мои друзья" (только тогда, когда это уместно):

— Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

— Кто из нас приходит в класс с опозданием на час?

— Кто мороза не боится, на коньках летит, как птица?

— Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей? И т. д.

Подведя итоги вводного занятия по теме "Волшебное слово", педагог раскрывает перед детьми перспективы их дальнейшей совместной работы по программе "Речь и культура общения".

Публикации по теме:

Система работы по этическому воспитанию дошкольников Цель работы – выработка у детей правил хорошего тона, культуры поведения и общения. Исходя из цели, ставятся следующие задачи: --формировать.

Консультация для воспитателей. Обучение речевому этикету детей 4-го года жизни Все знают, что важным элементом человеческой культуры является речевой этикет В детском саду воспитателям необходимо обращать внимание на.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие по речевому этикету «Волшебное слово»
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 07:20
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...
Наши развивающие планшеты
Здравствуйте уважаемые коллеги. В нашем детском саду объявлен конкурс ноябрь - январь "Развивающие пособия для детей раннего возраста". Вот,...