Занятие по экологии с элементами исследовательской деятельности «Растения — живые организмы»

тамара Гречишкина
Занятие по экологии с элементами исследовательской деятельности «Растения — живые организмы»

Экологическое занятие

ТемаРастения – живые организмы»

Цель: включение детей в исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Обобщить представления детей о растениях, как о живых организмах, создать представления об условиях для роста и развития растений.

2. Развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы; развивать наблюдательность, пытливость.

3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков; активизировать речь, совершенствовать стиль партнерских отношений.

4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

Оборудование: книга «Библия для детей»,схемы с изображением солнца, тепла, воды и воздуха, карты развития живых организмов, комнатные растения, семена цветочных культур, торфяные стаканчики, салфетки, фрукты (лимон, яблоко, апельсин, овощи (картофель, томат, морковь, части растений, лупы, зеркала, фишки, предметные картинки с изображением живых организмов и предметов окружающей действительности.

Ход занятия.

Беседа:

- Ребята, я принесла вам на занятие интересную фотографию.

- Что на ней изображено? (планета Земля)

- Вам хотелось бы узнать, как появилась наша планета?

- Конечно же, мы не сможем точно узнать, как это было, но послушайте, что написано в самой первой книге ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – Библии.

Чтение отрывка из Библии:

«Вначале Бог сотворил землю. На ней не было ничего, одна пустота, и тьма наполняла ее. И сказал Бог: «Да будет свет!», и стало светло; и назвал Бог свет днем, а тьму – ночью.

На другой день он сотворил небо. В третий день Бог отделил воду от суши. И образовались моря, озера, реки и источники, и потом повелел вырасти деревьям и травам. Земля зазеленела.

На четвертый день Господь создал светила небесные; солнце стало светить на небе днем, а луна и звезды освещать мир ночью.

В пятый день Бог повелел, чтоб вода наполнилась рыбами и, чтоб птицы летали в воздухе над землею.

В шестой день появились разнообразные звери. И только потом Бог сотворил человека. Земля ожила и стала прекрасной».

- Так это было на самом деле или нет, мы не знаем. Люди придумали много легенд о сотворении Мира. И ученые спорят до сих пор, но не знают точного ответа. Но всем точно известно, что наша планета – единственная в космосе, на которой есть жизнь.

- А вот какие живые организмы населяют нашу планету, мы сейчас повторим. Перед вами на доске расположены различные картинки. Вы должны убрать лишние, оставив только те, на которых изображены живые организмы: насекомые, птицы, рыбы, звери, человек, растения.

Дети выбирают предметные картинки с изображением живых организмов – животных.

- Какие вы молодцы, хорошо знаете живые организмы. Но вы не назвали растения. Так относятся растения к живым организмам или нет? Давайте это проверим.

Работа с картами живых организмов.

- Давайте выясним, как развиваются человек и животные. (Работа в группах по пять человек.)

-Кто из вас готов ответить? (рассказы детей)

- Итак, животные и человек проходят одни те же этапы развития: рождаются, растут, дают потомство, стареют и умирают.

Теперь сравним, какие этапы развития проходят растения (работа по карте).

Вывод: Растения то же, как и животные организмы, проходят те же этапы развития. Это доказывает, что растения относятся к живым организмам.

Чтобы доказать, что растения – живые организмы, проведем опыт. Ученые утверждают, что все живые организмы содержат воду или жидкость. Попробуем это доказать. То, что мы с вами живые, вы, наверное, спорить не будете. Вот и докажем, что человек содержит воду. Возьмите в руки зеркало и подышите на него. Что вы видите? (капельки воды, что и доказывает, что в организме человека находится вода.

А теперь попробуем доказать, что и растительные организмы содержат воду. Перед вами плоды различных растений (лук, картофель, морковь, свекла, яблоко, апельсин, лимон). Попытайтесь определить, есть ли в них вода.

Работа в группах.

- Как иначе можно назвать эту жидкость? (сок) Кто пил из вас сок?

- Итак, мы убедились, что растения – это живые организмы. Любой живой организм нуждается в уходе и заботе. Вы согласны со мной? Когда вы были совсем маленькими, кто вас кормил, заботился о вас? (родители) Что необходимо каждому человеку для жизни? Без чего его организм погибнет? (без воздуха, без пищи, без тепла и света)

- Вот сейчас мы станем настоящими учеными-исследователями и попробуем узнать, что необходимо для жизни растениям?

Совместное наблюдение за растениями:

- Вы встречали эти растения? Где они растут? (дома в горшках) Значит, как они называются? (комнатные)

- Посмотрите на растение под номером один. Как вы считаете, почему оно завяло? (его не поливали)

- Значит, какой вывод можно сделать? (растение не может жить без воды)

- Второе растение оставили на холоде. Что с ним произошло? Какой вывод можно сделать? Правильно, растениям необходимо тепло.

- Теперь рассмотрим растение под номером три. Обратите внимание на окраску листьев. Почему они стали бледными? Какой вывод можно сделать? Конечно же, растениям для жизни необходим свет.

- Скажите, что же необходимо, чтобы растения жили? (свет, тепло, вода)

Вывод: Растения, человек и другие живые организмы нуждаются в свете, тепле и воде.

Но это еще не все условия для жизни. Вспомните, без чего не может прожить человек даже несколько минут? (без воздуха) А ведь растениям тоже нужен воздух.

Обратите внимание на растение под номером четыре. Посмотрите, я покрыла нижнюю часть некоторых листьев густым кремом, и они погибли. Это произошло, что именно на нижней части листа находятся маленькие устьица, которыми растение дышит. Значит, для жизни растений необходим воздух.

А еще, растения умеют делать то, чего не умеют делать никто на свете, даже человек. Растения дают нам кислород, без которого мы не сможем дышать. Недаром их называют легкими нашей планеты.

Я предлагаю вам вырастить зеленого друга, который подарит вам не только чистый воздух, но и будет радовать глаз. Для этого я приготовила питательный грунт, в котором ваш питомец будет чувствовать себя прекрасно.

Практическая деятельность: посадка растений.

Итог: Теперь вы будете следить за ростом растений, которые посадили. А что нужно будет делать, чтобы ваши зеленые друзья не погибли? Что необходимо для их нормального роста, развития и их дальнейшей жизни? Правильно, свет, тепло, воздух и вода.

Наше занятие подошло к концу. Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу. Мне очень понравилось с вами сотрудничать. И в завершение, я хочу прочитать вам стихотворение:

Бесценна российского леса краса!

Зеленое золото – наши леса.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Публикации по теме:

Конспект занятия. «Растения в нашем уголке природы» (беседа с элемента труда) РАСТЕНИЯ В НАШЕМ УГОЛКЕ ПРИРОДЫ (беседа с элементами труда) Цель: способствовать развитию представлений о комнатных растениях, о необходимых.

Опытно-практический проект «Роль комнатных растений в создании здоровьесберегающей среды» Цель: достичь положительных результатов в здоровьесбережении детей. Задачи: 1. Создание здоровьесберегающей среды. 2. Организация оздоровительной.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Занятие по экологии с элементами исследовательской деятельности «Растения — живые организмы»
Опубликовано: 12 апреля 2013 в 10:49
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....