Занятие по экологии с элементами ТРИЗ «Наш маленький друг. Паук-крестовик»

Вера Тухватуллина
Занятие по экологии с элементами ТРИЗ «Наш маленький друг. Паук-крестовик»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Юлдузский детский сад» Чистопольского района Республики Татарстан

Занятие по экологии с элементами ТРИЗ

«Наш маленький друг».

Подготовила воспитатель

Тухватуллина Вера Петровна

г. Чистополь 2013г.

Цель: познакомить детей с пауком-крестовиком; дать понятие о том, что в природе нет вредных животных, у каждого из них есть своя среда обитания; закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину и не убивайте пауков».

Оборудование: Дидактическая игра «Кто, где живет?», альбом «Правила поведения в природе», иллюстрация с изображением паука, игрушка – паук сделанная из ниток.

Ход занятия.

- Дети, сегодня у нас будет необычное занятие, а для начала мы с вами разомнем пальчики:

На двери висит замок. Сомкнули пальцы в замок

Кто открыть его бы смог.

Потянули. Тянут, разъединяя пальцы.

Покрутили. Пальцы рук в замок, делают круговые движения

Постучали и открыли. Разъединяют пальцы.

- Хорошо, ребята, а теперь давайте вспомним скороговорку, которую мы учили на прогулке.

На лужайке под ромашкой,

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

- Ребята, подойдите к окну. На дворе апрель. Апрель – месяц первых цветов и последнего снега. В апреле весна все переделывает на свой лад. Каждый день новости. Новые звуки, шорохи, краски. Просыпается вся природа, и вместе с ней просыпается и наши маленькие друзья – насекомые.

В нашу жалобную книгу природы, поступила новая жалоба. Я ее прочитаю, а вы догадайтесь, от кого она, кого называют мерзкими тварями? – «Нас, пауков. Говорят, мы отвратительны и безобразны. Пойдут в лес за ягодами, грибами, запутаются в паутине – оказывается мы виноваты. А ведь на самом деле мы пользу приносим: мух, комаров ловим, чтобы они у вас над ухом не жужали. Вам ничего не стоит порвать паутину, а нам нужно начинать плести ее заново. Для вас это забава – а для нас беда». - Ребята, вы догадались, кто нам жалуется?

- Да, это пауки.

- Паук – животное нередкое, люди часто не замечают его, считают его не нужным, или даже вредным. Но оказывается, паук очень интересное животное, я помогу вам лучше его узнать. (Рассматриваем иллюстрацию с изображением паука).

- На опушке леса, от ветки к ветке натянул свои сети паук. У него есть вредная примета: пятнышки на его спине складываются в рисунок напоминающий крест, это паук-крестовик.

Паук-это не насекомое, ведь у насекомых 6 ног, а у паука - 8. Голова и грудь слились вместе. У пауков 8 глаз, все они расположены парно, благодаря этому, паук может видеть все, что происходит вокруг него, не поворачивая головы.

- Дети, как вы думаете, откуда паук берет нить для плетения паутины?

- Из брюшка.

- На брюшке у паука есть паутинные бугорки с несколькими отверстиями, из них выделяется жидкость, которая на воздухе твердеет и превращается в нить.

- Дети, как вы думаете, для чего нужна пауку нить?

- Для ловли мух, комаров…

- Ребята, нити паука служат разным целям: некоторые виды пауков ткут пеленки для откладывания яичек, а когда паучата выводятся, паутина становится гнездом. Иногда нить служит лестницей для спуска и подъема, или самолетиком – ветер подхватит паутину с паучком и перенесет ее в другое место. Но главное назначение-сеть-ловушка для вредных насекомых, уничтожая их, пауки приносят пользу людям. Паутина может показаться брошенной, паука в ней нет, но на самом деле он притаился поблизости и ждет, когда в сеть попадется добыча. О том, что сеть с добычей, паук узнает по дрожанию сигнальной нити, которая тянется от середины паутины к месту засады. Выбраться из сети не удается никому, так как нити смазаны клейкими веществами.

- Оля, расскажи нам стихотворение про паука.

Диво - дивное паук

8 ног и 8 рук.

Если надо наутек -

Выручают 8 ног

Сеть сплести за кругом круг

Выручают 8 рук.

Если злится на кого-то

Словно все вокруг враги,

Спину горбит, смотрит люто.

Значит встал не с той ноги.

- Такое веселое стихотворение о паучке написал С. Я. Маршак. Ребята, вы наверное устали, сейчас мы с вами разомнемся. (Дети выполняют приседания с изменением скорости под счет).

- А, сейчас подойдите к столу. (На столе листы бумаги с кляксами). Видно, здесь рисовал неаккуратный художник. Сколько клякс он наделал! Посмотрите внимательно и выберите кляксу, которая больше похожа на паука. (Дети находят кляксу). А, сейчас, каждый из вас нарисует по одной ножке, их должно быть 8. (Дети рисуют ножки).

- Молодцы, теперь это настоящий паук-крестовик. У каждого животного в природе есть место, где ему удобнее жить. Возьмите карточку, на ней изображены 3 среды обитания. Положите значок, обозначающий паучка туда, где, по вашему, легче было бы жить пауку. (Дидактическая игра: «Определи среду обитания»).

- Дети, подойдите все ко мне. Представьте, вы маленькие паучки. Вам такое задание: нужно сплести сеть. Возьмите нити и начинайте работать. Не забывайте, паутину нужно сплести очень аккуратно. (Дети берут подготовленные нити и плетут паутину).

- Ребята, какая красивая у вас получилась паутина, что в ней решил поселиться вот этот паучок (плетеный макраме).

- А, сейчас ребята, посмотрите в наш альбом «Правила поведения в природе» и запомните такое правило: «Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков». Скоро, мы с вами будем ходить в лес на экскурсию, я вас очень прошу, будьте внимательными, выполняйте это правило.

- Ребята, скажите, о ком мы с вами сегодня беседовали на занятии?

- О пауке.

- Правильно, ребята, сегодня мы узнали, кто такой паук, какую пользу он приносит. Молодцы, ребята, на занятии были все активными, правильно отвечали на вопросы и надеюсь все запомнили «Правила поведения в природе».

Используемый материал: «Знакомим дошкольников с миром животных» Е. И. Золотова. Москва «Просвещение» 1988 год. «Детям о природе» М. В. Лучич. Москва «Просвещение» 1989 год. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» Л. В. Русскова. Москва «Просвещение» 1986 год.

Иллюстрации: images.yandex.ru

Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Русские народные сказки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Занятие по экологии с элементами ТРИЗ «Наш маленький друг. Паук-крестовик»
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 17:14
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
По ступенькам радуги. Зеленая и Голубая недели.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам продолжить с нами путешествие по радуге: познакомиться с зеленой и голубой неделями в нашей группе. 4 неделя. Зеленая...
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому...
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора!»
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора! » ( младшая группа) Подготовили и провели :воспитатели: Голубева Е. М,...
Конспект открытого занятия «Путешествие в сказочный лес»
Путешествие в сказочный лес. Цель: актуализация знаний детей по теме « Дикие животные», развитие фонематического восприятия, закрепление...