Занятие по экологии с элементами ТРИЗ «Наш маленький друг. Паук-крестовик»

Вера Тухватуллина
Занятие по экологии с элементами ТРИЗ «Наш маленький друг. Паук-крестовик»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Юлдузский детский сад» Чистопольского района Республики Татарстан

Занятие по экологии с элементами ТРИЗ

«Наш маленький друг».

Подготовила воспитатель

Тухватуллина Вера Петровна

г. Чистополь 2013г.

Цель: познакомить детей с пауком-крестовиком; дать понятие о том, что в природе нет вредных животных, у каждого из них есть своя среда обитания; закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину и не убивайте пауков».

Оборудование: Дидактическая игра «Кто, где живет?», альбом «Правила поведения в природе», иллюстрация с изображением паука, игрушка – паук сделанная из ниток.

Ход занятия.

- Дети, сегодня у нас будет необычное занятие, а для начала мы с вами разомнем пальчики:

На двери висит замок. Сомкнули пальцы в замок

Кто открыть его бы смог.

Потянули. Тянут, разъединяя пальцы.

Покрутили. Пальцы рук в замок, делают круговые движения

Постучали и открыли. Разъединяют пальцы.

- Хорошо, ребята, а теперь давайте вспомним скороговорку, которую мы учили на прогулке.

На лужайке под ромашкой,

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

- Ребята, подойдите к окну. На дворе апрель. Апрель – месяц первых цветов и последнего снега. В апреле весна все переделывает на свой лад. Каждый день новости. Новые звуки, шорохи, краски. Просыпается вся природа, и вместе с ней просыпается и наши маленькие друзья – насекомые.

В нашу жалобную книгу природы, поступила новая жалоба. Я ее прочитаю, а вы догадайтесь, от кого она, кого называют мерзкими тварями? – «Нас, пауков. Говорят, мы отвратительны и безобразны. Пойдут в лес за ягодами, грибами, запутаются в паутине – оказывается мы виноваты. А ведь на самом деле мы пользу приносим: мух, комаров ловим, чтобы они у вас над ухом не жужали. Вам ничего не стоит порвать паутину, а нам нужно начинать плести ее заново. Для вас это забава – а для нас беда». - Ребята, вы догадались, кто нам жалуется?

- Да, это пауки.

- Паук – животное нередкое, люди часто не замечают его, считают его не нужным, или даже вредным. Но оказывается, паук очень интересное животное, я помогу вам лучше его узнать. (Рассматриваем иллюстрацию с изображением паука).

- На опушке леса, от ветки к ветке натянул свои сети паук. У него есть вредная примета: пятнышки на его спине складываются в рисунок напоминающий крест, это паук-крестовик.

Паук-это не насекомое, ведь у насекомых 6 ног, а у паука - 8. Голова и грудь слились вместе. У пауков 8 глаз, все они расположены парно, благодаря этому, паук может видеть все, что происходит вокруг него, не поворачивая головы.

- Дети, как вы думаете, откуда паук берет нить для плетения паутины?

- Из брюшка.

- На брюшке у паука есть паутинные бугорки с несколькими отверстиями, из них выделяется жидкость, которая на воздухе твердеет и превращается в нить.

- Дети, как вы думаете, для чего нужна пауку нить?

- Для ловли мух, комаров…

- Ребята, нити паука служат разным целям: некоторые виды пауков ткут пеленки для откладывания яичек, а когда паучата выводятся, паутина становится гнездом. Иногда нить служит лестницей для спуска и подъема, или самолетиком – ветер подхватит паутину с паучком и перенесет ее в другое место. Но главное назначение-сеть-ловушка для вредных насекомых, уничтожая их, пауки приносят пользу людям. Паутина может показаться брошенной, паука в ней нет, но на самом деле он притаился поблизости и ждет, когда в сеть попадется добыча. О том, что сеть с добычей, паук узнает по дрожанию сигнальной нити, которая тянется от середины паутины к месту засады. Выбраться из сети не удается никому, так как нити смазаны клейкими веществами.

- Оля, расскажи нам стихотворение про паука.

Диво - дивное паук

8 ног и 8 рук.

Если надо наутек -

Выручают 8 ног

Сеть сплести за кругом круг

Выручают 8 рук.

Если злится на кого-то

Словно все вокруг враги,

Спину горбит, смотрит люто.

Значит встал не с той ноги.

- Такое веселое стихотворение о паучке написал С. Я. Маршак. Ребята, вы наверное устали, сейчас мы с вами разомнемся. (Дети выполняют приседания с изменением скорости под счет).

- А, сейчас подойдите к столу. (На столе листы бумаги с кляксами). Видно, здесь рисовал неаккуратный художник. Сколько клякс он наделал! Посмотрите внимательно и выберите кляксу, которая больше похожа на паука. (Дети находят кляксу). А, сейчас, каждый из вас нарисует по одной ножке, их должно быть 8. (Дети рисуют ножки).

- Молодцы, теперь это настоящий паук-крестовик. У каждого животного в природе есть место, где ему удобнее жить. Возьмите карточку, на ней изображены 3 среды обитания. Положите значок, обозначающий паучка туда, где, по вашему, легче было бы жить пауку. (Дидактическая игра: «Определи среду обитания»).

- Дети, подойдите все ко мне. Представьте, вы маленькие паучки. Вам такое задание: нужно сплести сеть. Возьмите нити и начинайте работать. Не забывайте, паутину нужно сплести очень аккуратно. (Дети берут подготовленные нити и плетут паутину).

- Ребята, какая красивая у вас получилась паутина, что в ней решил поселиться вот этот паучок (плетеный макраме).

- А, сейчас ребята, посмотрите в наш альбом «Правила поведения в природе» и запомните такое правило: «Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков». Скоро, мы с вами будем ходить в лес на экскурсию, я вас очень прошу, будьте внимательными, выполняйте это правило.

- Ребята, скажите, о ком мы с вами сегодня беседовали на занятии?

- О пауке.

- Правильно, ребята, сегодня мы узнали, кто такой паук, какую пользу он приносит. Молодцы, ребята, на занятии были все активными, правильно отвечали на вопросы и надеюсь все запомнили «Правила поведения в природе».

Используемый материал: «Знакомим дошкольников с миром животных» Е. И. Золотова. Москва «Просвещение» 1988 год. «Детям о природе» М. В. Лучич. Москва «Просвещение» 1989 год. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» Л. В. Русскова. Москва «Просвещение» 1986 год.

Иллюстрации: images.yandex.ru

Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Игрушки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Занятие по экологии с элементами ТРИЗ «Наш маленький друг. Паук-крестовик»
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 17:14
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Композиция «Сочной черемухи букет» в технике отпечаток листьями и рисование...
Цель: Закрепление у детей умений создавать композиции с использованием нетрадиционных техник рисования. Задачи: 1. Закреплять у детей умения рисовать в...
План работы методического объединения педагогов МКДОУ «Детский сад №5» на 2017–2018...
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МКДОУ «Детский сад №5» ________Л. Б. Битуева «__________» 2017г План работы методического объединения педагогов МКДОУ «Детский сад...
Мастер-класс из пластилина с использованием бросового материала пластиковых яиц,...
Данная разработка будет интересна воспитателям старших и подготовительных групп, жирафов можно использовать в качестве украшения для приемной , такую игрушку...
Фотоотчет «Вас в сказку добрую зовём»
Под таким названием 15 августа в Кореновской детской библиотеке состоялось интересное мероприятие для дошколят ( интерактивная викторина. Дети вместе с...
«Любит лето детвора. На прогулку нам пора». Фотоотчёт об оформлении участка
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вам прогуляться по нашему участку. Это оборудование для игр с мячами. Над столом находится...