Занятие по экологии в старшей группе «Вода. Какая она?»

Елена Гнеденко
Занятие по экологии в старшей группе «Вода. Какая она?»

Конспект занятия по методике экологического образования

в старшем дошкольном возрасте

Тема: «Вода. Какая она

Программные задачи.

Познакомить дошкольников с изменениями, происходящими в явлениях неживой природы. Рассказать о том, что такое «вода». В каком состоянии вода встречается в природе. Дать знания о том, что вода бывает: водопроводной, технической, дождевой, речной, талой, пресной, солёной, морской, ключевой, минеральной. Воспитывать бережное отношение к воде, как к природному минералу. Воспитывать желание заниматься.

Подготовка воспитателя.

Изучила пособие М. М. Корабельникова «Краски природы» (стр. 12-17, написала конспект, продумала методы и приёмы; Саморукова П. Г. «Ознакомление дошкольников с природой» (стр. 151 – 160, Т. А. Шорыгина «Беседы о воде в природе» (стр. 5-10).

Предшествующая работа.

Дети наблюдали за водой в различных состояниях в повседневной жизни.

Оборудование: иллюстрации с изображением воды в различных состояниях

Ход занятия

Организационный момент.

- Сегодня мы с вами поговорим о воде. Это самое распространённое вещество в природе.

- Попробуйте рассказать и вспомнить, где вы видели воду?

- Сначала расскажите о воде, какая есть у вас дома?

- Согласитесь, невозможно представить жизнь современного человека без воды в квартире. В ванной комнате и на кухне у вас краны с горячей и холодной водой. Вспомним, когда мы открываем их и пользуемся водой. Когда умываемся, моем руки, принимаем ванну или душ, чистим зубы или полощем рот.

- Когда ещё нужна вода?

- Когда мы готовим пищу. Хотим вскипятить чай, моем посуду. Стираем бельё, поливаем комнатные растения. Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и поддерживать в доме чистоту и порядок

- Задумывались ли вы, как вода поступает в наши жилища? Из больших ёмкостей её с помощью насосов закачивают в трубы, и она поднимается до самых верхних этажей. С помощью специального смесителя можно получить тёплую воду, не слишком горячую, но и не холодную.

- Послушайте «Утреннюю песенку».

Утренняя песенка

По утрам и вечерам открываю в ванной кран.

Я воды не пожалею – уши вымою и шею.

Пусть течёт водица – я хочу умыться!

Посильнее кран открыла и взяла кусочек мыла,

Пышно пена поднялась – смыла с рук и пыль и грязь.

Пусть бежит водица – я хочу умыться.

- Представьте, что вам захотелось пить.

- Можно ли пить некипячёную воду из крана?

- Лучше этого не делать. Сырую воду нужно кипятить. Кипячение не убивает вредных микробов. Которые содержатся в воде. кроме того, из воды при кипячении уходит газ – хлор. Воду хлорируют на очистных станциях, чтобы обеззаразить её. Но пить некипячёную хлорированную воду не стоит.

- Перед тем, как вскипятить воду в чайнике, её можно пропустить через специальный очищающий фильтр

- Вам хочется пить? А только – что вскипячённая вода очень горячая.

- Как же быть? Кипячёную воду можно налить в кувшин или графин, она остынет, и у вас в доме всегда будет запас кипячёной воды.

- какую воду мы используем для приготовления пищи, для того, чтобы вскипятить чай ту, которая течёт из крана с холодной или из крана с горячей водой?

- Для приготовления пищи мы берём холодную воду. Горячую воду, которую подают по трубам в наши квартиры, называют технической.

- Почему? Потому, что её используют в технических целях: в батареях отопления, для стирки белья, мытья полов и посуды. Пить эту воду нельзя. В техническую воду добавляют специальные химические вещества, защищающие трубы от разрушения. Эти вещества вредны для здоровья человека.

- Теперь вы уже знаете о той воде, которая течёт из кранов в вашей квартире. Она называется водопроводной.

- А теперь вспомните, где вы видели воду в природе?

- Вено! В реке, ручейке, болоте, озере и в пруду. А ещё, наверняка, видели дождь и лужи, которые остаются после дождя. Может быть, кто – то из вас отдыхал на море? Видел, какое оно огромное, безбрежное, какие высокие волны гуляют по морю, как много в нём воды?

- Послушайте стихотворение.

Вода наполняет моря, океаны, и реки, и родники.

Растают над степью седые туманы, наполнят весной ручейки.

Вода улетает высоко за тучи и кружит всю жизнь напролёт:

То станет легчайшей снежинкой летучей, и дождиком землю польёт

Так кружится, кружится без передышки –

То капля, то иней, то снег, то ледышка.

- Снег и лёд которые появляются зимой, - тоже вода, только замёрзшая. Кристаллы инея на ветках деревьев, морозные узоры на стёклах, капельки тумана, висящие в воздухе, роса на траве, облака и тучи – это тоже вода.

- Вода есть в воздухе, на земле, под землёй.

- Послушайте ещё одно стихотворение.

Вы узнали воду?

И сугроб, и снегопад – белоснежный водопад,

Капля в чашечке цветка, кучевые облака,

То туман в осенней мгле, то узоры на стекле,

То сосульки, то капели, что весною зазвенели,

Иней хрупкий, ледяной, что укрыл леса зимой,

В лужице осколки льда – это всё вода, вода.

- Отгадайте загадки:

«Если пить мы захотим, то её мы вскипятим». (Вода)

«Мы с ней очень крепко дружим, утром моемся под душем». (Вода)

«Она помогает нам чистыми стать, и вымыть полы и бельё постирать». (Вода)

«Я косматая, большая, по небу медленно ползу и веду с собой грозу». (Вода)

«На земле осталась я после летнего дождя,

Разлеглась среди дороги, кто пройдёт – промочит ноги». (Вода)

Предлагаю выполнить задание. Нарисуйте и раскрасьте.

1. Кувшин с водой.

2. Раковину и краны с горячей и холодной водой в ванной комнате.

3. Тучу, из которой идёт дождь.

4. Лужу на дороге.

5. Капли росы на зелёном листочке.

Далее предлагаю поиграть.

Назовите явление природы, которое не связано с водой: дождь, град, листопад, иней.

- А сейчас мы поговорим с вами, какая бывает вода?

- Вода бывает горячей, например. В чайнике, который мы поставили на плиту, чтобы вскипятить чай.

Холодная вода льётся из крана с холодной водой. Очень холодная или как говорят студёная, вода в родниках, бьющих из под земли, в глубоких колодцах. О такой воде замечают, что от неё даже «зубы ломит». Холодная вода зимой в прорубях.

- Ещё вода бывает дождевой. Дождевую воду иногда собирают в бочки для полива огорода и сада.

Вода, которая образуется от растаявшего снега или льда называется талой. Вода, наполняющая речку – речной. Вода в морях – морская. Вода бывает пресной и солёной.

Пресная вода - в реках, озёрах, прудах, а соленая – в морях и океанах. Воду, которая бьёт из родников, мы называем родниковой или ключевой.

- Почему ключевой? Потому что в народе родники иногда называют ключами. Воду, взятую из колодца, мы называем колодезной. Вода бывает тихой и бурливой.

- Подумайте и скажите, где вода тихая, а где бурливая?

Очень много разных названий есть у воды! Может быть, мы что – нибудь забыли? Ну конечно! Специальные целебные свойства воды, в которых много растворено солей, называют минеральными.

- Вспомните и назовите, какую ещё вы знаете воду?

- Послушайте стихотворение.

Какой вода бывает?

Кто, ребята, знает, какой вода бывает?

Горячей, словно кипяток! Я руку чуть ей не обжог.

Холодной, просто ледяной – в глубокой проруби зимой.

Вода бывает дождевой, отвечу без подсказки.

Бывает мёртвой и живой в старинной русской сказке.

И ещё я не сказала, что вода бывает талой!

Когда солнышко печёт, когда тает снег и лёд.

Но вот, что интересно: вода бывает пресной –

В озере, и в роднике, и в реке, и в ручейке.

И, конечно, каждый знает, что в морях воды без края,

Но пить её нельзя – она соленая, друзья!

Вода бывает чистой прозрачной, ключевой,

Сверкающей, лучистой, на солнце золотой!

- Почему мы называем воду самым удивительным веществом в природе?

- Как бы вы ответили на этот вопрос?

- Верно! Наша планета без воды представляла бы собой мёртвый, безжизненный каменный шар! Не было бы ни зелёного платья нашей планеты, ни речных, ни морских водорослей, ни обитателей рек, морей, океанов, лесов, степей и болот. Не было бы ни птиц. Ни зверей, ни людей! Не было бы почвы. Планета превратилась бы в каменистую пустыню, а благодаря воде на ней кипит жизнь!

Вода удивительна ещё и тем, что существует на земле в трёх состояниях: твёрдом (лёд, в жидком и газообразном (пар).

Есть у воды и другие необычные свойства, отличающие её от других жидкостей. Например, самая высокая плотность воды при температуре плюс четыре градуса, а при замерзании вода превращается в лёд, который легче жидкой воды. Он защищает воду в водоёмах от промерзания, а живые организмы от гибели. Большая часть организмов животных, человека, растений состоит из воды! Она нужна нам не меньше воздуха. Она – сок жизни! В ней есть красота и сила.

- Отгадайте загадки?

Ледяной виноград летом сыплется в сад,

Но никто его не любит, и никто ему не рад.

Он посевы нам погубит, потому что это - ….(град).

Если ливень проливный, станут мокрыми кусты.

Поднимаем мы над головой очень яркие …. (зонты).

Вопросы для закрепления знаний

1. Как попадает вода в городские квартиры?

2. Какую воду называют водопроводной?

3. какую воду называют питьевой, а какую технической?

4. Почему питьевую воду нужно кипятить?

5. Где вы видели воду в природе?

6. Град это вода? Почему?

7. Какой бывает вода? Вспомните, как можно больше названий воды.

8. Почему зимой в проруби вода очень холодная?

9. Почему студёная вода в родниках?

10. Как называется вода, образовавшаяся от растаявшего снега?

11. Где вода солёная – в реке или море?

12. Можно ли пить морскую воду?

Подвожу итог занятию, даю дифференцированную оценку.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по экологии в старшей группе «Огород на подоконнике»Интегрированное занятие по экологии в старшей группе «Огород на подоконнике» Цели: 1. Формирование представлений детей о строении, росте, развитии и семенном размножении растений. 2. Познакомить детей с разнообразием.

Комплексное занятие по экологии, логике, конструированию в старшей группе Комплексное занятие по экологии, логике, конструированию в старшей группе На тему «Войди в природу другом». Пояснительная записка. Экологическое.

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Путешествие на луг» Конспект НОД по экологии в старшей группе «Путешествие на луг» Цель: Сформировать представления детей о луге. Программное содержание: -познакомить.

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Здравствуй, лес» Конспект НОД по экологии в старшей группе «Здравствуй лес» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с лесом; Формировать реалистические.

Конспект занятия по экологии в старшей группе Цели: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель. Сформировать у детей знания.

Открытое занятие по экологии в младшей группе. Программное содержание: - конкретизировать и систематизировать знания детей о воде: зачем она нужна, для чего ее используют; - познакомить.

Открытое занятие по экологии в старшей разновозрастной «Волшебница вода» Программное содержание:1. Познакомить детей со свойствами воды (жидкость,без запаха, без вкуса, без цвета). 2. Уточнить представление о.

Перспективное планирование по экологии в старшей группе Алеханова Рита Васильевна. Перспективное планирование по экологии в старшей группе. Пояснительная записка. Экологическое образование – непрерывный.

Занятие по экологии в старшей группе Занятие по развитию экологических представлений в старшей группе. Программное содержание: 1. Закрепить представления о том, что растения.

Занятие по экологии в старшей группе «Сравним кошку и собаку» Ход занятия: Предварительно на интерактивной доске, пока дети не видят, выводятся две портретные картинки кошки и собаки. Воспитатель:.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие по экологии в старшей группе «Вода. Какая она?»
Опубликовано: 17 апреля 2016 в 16:29
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по познавательному развитию «День Земли» в средней группе.
Цель: Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле. Задача:...
9 мая — День Победы (фотоотчет)
8 мая в детском саду 135 города Тюмени прошла важная акция - «Бессмертный полк» - акция, призванная сохранить память о Великой Отечественной Войне, о каждом,...
Отчёт о проведении недели БЖД в младшей группе «Подсолнух»
С 18. 05. 2018г. по 23. 05. 2018г. в младшей группе «Подсолнух» проходила неделя БЖД, целью которой было: сформировать у детей навыки безопасного поведения в...
Вот так мы жили в учебном 2017–2018 году.
Для малышей раннего возраста год пребывание в ясельной группе – это целая маленькая жизнь. Деток ждет и адаптация к новым условиям жизни, и новый режим дня,...