Занятие по экологии в старшей группе «Воздух»

Наталья Архипова
Занятие по экологии в старшей группе «Воздух»

Цель: Развивать личность ребенка, психические качества (ощущение, восприятие, память,

внимание, речь); мыслительные операции, творческое воображение, познавательные

интересы; расширить знания детей об окружающем мире: свойстве воздуха, земли,

воды, огня, взаимодействие между ними;

Формирование общеучебных умений и навыков; подготовить ребенка к школьной

жизни: воспитание усидчивости, развитие умения слушать, управлять своим

поведением, работать в коллективе.

Материал: целлофановый пакет, кубики, пустой стакан, таз для воды, глина, кирпич, губка,

бумажные салфетки, стакан с водой, банка стеклянная, спираль для исследования

воздуха, стаканчики с водой для каждого ребенка.

Предварительная

работа: Загадки о воздухе, чтение художественной литературы,

опыты: «Воздух занимает место», «Воздух имеет вес».

Дидактические игры «Кораблик с парусом», «Парашютист» ;

чтение стихотворений о воздухе.

Словарная работа: свойства, воздух, опыт, почва.

Заинтересованный момент

Вводная беседа

Опыт № 1

«Воздух– бесцветный, прозрачный, без запаха и вкуса»

Опыт № 2

«Есть ли воздух в – в воде, в почве, в кирпиче?»

Этюд:

«Свойства воздуха»

Опыт № 3

«Свойства воздуха»

Этюд:

«Надуем шар»

Опыт № 4

«Теплый воздух, холодный воздух»

Чтение стихотворения о воздухе

Анализ занятия

Отгадывают загадку

Слушают и отвечают на вопросы

Наблюдают и выполняют опыт

Экспериментируют и делают выводы

Выполняют этюд

Наблюдают и определяют свойства воздуха

Выполняют этюд по тексту

Наблюдают за опытом

Рассказывают стихи

Отвечают на вопросы, делают выводы

Загадывает детям загадку о воздухе

Проводит опыт

Проводит опыт

Проводит опыты и обобщает ответы детей

Проводит этюд

Проводит опыт

Проводит этюд

Проводит опыт

Поощряет детей

Заключительная беседа обобщает ответы детей

Словесный

Словесно - наглядный

Словесный и практический

Словесно – практический, наглядный

Словесный и игровой

Словесно – практический

Практический, игровой, словесный

Практический,

наглядный

Словесный

Словесный

Ход занятия

- Дети, отгадайте загадку

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем?

(воздух)

- Конечно, вы догадались, что речь идет о воздухе, которым мы дышим.

Давайте вспомним, для чего нам нужен воздух? (для того, чтоб дышать)

- Правильно, воздух нужен е только людям, птицам, зверям, но и растениям, рыбам. Без воздуха нет жизни на земле. Воздух нужен нам для дыхания.

- Как вы думаете, можно увидеть воздух?

(воздух нельзя увидеть)

- Почему? (потому что воздух прозрачный)

- А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате.

(дети – стенки аквариума, стекла окон)

- Молодцы.

- Воздух есть везде, только мы его не видим. Но в опыте его увидеть можно.

Опыт № 1

Попробуйте вдохнуть воздух ртом.

- Какой он на вкус? (без вкуса)

- Какого он запаха? (воздух без запаха)

- Значит воздух бесцветный, прозрачный. У него нет запаха. При дыхании мы поглащаем кислород, выдыхаем углекислый газ.

Воздух – это удивительно прозрачное облачко вокруг нашей планеты. Если бы его не было, все живое погибло бы. Для того, чтобы убедиться, что воздух везде, мы с вами проделаем ряд опытов. Прошу пройти вас в нашу экспериментальную лабораторию.

Опыт № 2 «Есть ли воздух в пакет

Показываю детям пакет наполненный кубиками.

- Есть ли что – нибудь в пакете? (в пакете кубики)

- Как вы догадались? (увидели)

(освобождаю пакет от кубиков, аккуратно сверху скручиваю его. В нижней части он обретает выпуклость и упругость)

- Почему пакет выпуклый? Что есть в нем? (ответы – воздух)

Опыт № 3 «Есть ли воздух в воде

- Есть ли в воздухе вода?

(Да)

(предлагаю детям налить воду из – под крана в стакан)

- Почему появились пузырьки на стенках стакана?

(ответы – потому что в воде есть воздух)

Опыт № 4 «Есть ли воздух в кирпиче, глине, губке, стекле?»

(дети опускают по очереди в разные стаканы с водой: кирпич, губку, глину, стекло)

- Почему появились пузырьки:

(ответы – потому что в глине, губке, кирпиче, стекле есть воздух)

Этюд: «Камень и почва»

«Камень – дети стоят, прижавшись друг к другу.

«Почва» - частички почвы (дети) - на некотором расстоянии взявшись за руки.

- Мы с вами убедились на опытах, что воздух есть везде.

- Дети, а знаете ли вы о свойствах воздуха?

- Сейчас мы продолжим свои опыты и узнаем о некоторых свойствах воздуха.

Опыт № 5 «Салфетка»

(Предлагаю детям бросить салфетку в таз с водой)

- Что произошло с салфеткой? (ответ – она намокла)

(Предлагаю детям опустить салфетку помещенную в пустой стакан, в воду, предварительно стакан повернуть)

- Что произошло с салфеткой? (ответ – она осталась сухой)

- Почему? (ответы – в стакане воздух и он не пропустил воду)

Дети, давайте проведем еще один эксперимент.

Ко дну стакана, кусочком пластилина прикреплю сложенную вчетверо бумажную салфетку, опускаю в стакан с водой.

- Намокла ли бумага? (ответы – нет)

- Почему? (ответы – в стакане с салфеткой воздух)

Значит воздух не пропускает воду.

Этюд: «Надуваем шар»

Мальчики – шар, девочки – воздух. Один накачивает воздухом шину. Сначала один ребенок приседает, сжимается, потом второй, третий. Когда шина лопнет, дети выпрямляются и произносят: «ш – ш – ш».

- Дети, мы с вами убедились в том, что воздух не пропускает воду.

- Но у воздуха еще есть одно интересное свойство – он плохо пропускает тепло. Растения зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает теплое одеяло укрывающее стебель и корни растений.

- Осенью многие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха. Он и сохраняет тепло тела, и животным в зимнем лесу никакой мороз не страшен.

Теперь ответьте мне на вопросы:

- Что находится между стеклами в двойных рамах? (ответ – воздух)

- Для чего? (ответ – он сохраняет тепло)

- Какое снежное «одеяло» теплее: пушистое или утоптанное? (ответ – пушистое)

- Чем греет меховая шуба? (ответы)- Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись? (ответы)

Вывод: - Значит воздух проводник тепла и холода.

- Дети, давайте с вами проведем еще один опыт.

Опыт № 6 «Теплый воздух поднимается вверх»

Оборудование: Плотный бумажный кружок разрезанный змейкой. Укрепить змейку на конце согнутой проволоки и поднять над огнем свечи.

- Почему змейка вращается? (ответы – потому что теплый воздух от свечи поднимается вверх, змейка вращается)

- Поднесем змейку к форточки. Что происходит? (ответ – холодный воздух опускается вниз и змейка не вращается)

Вывод: Теплый воздух движется вверх, а холодный – вниз. Теплый воздух весит меньше, чем холодный. Поэтому он поднимается вверх.

-Как вы думаете, где воздух лучше в лесу или городе? *ответ – в лесу)

- Лесной воздух не только чистый, но и полезный. Деревья выделяют особые летучие вещества. Особенно полезен тополь.

Благодаря длинному черенку листья тополя очень подвижны, они хорошо улавливают пыль, которая смывается дождем.

- Дети, а вы знаете как сохранить воздух чистым? (ответы)

- прежде всего надои беречь растения. Листья растений выделяют на свету кислород, необходимый для дыхания. Кроме того, они очищают загрязненный воздух от пыли. Помогайте взрослым сажать цветы и деревья.

И в заключении нашего занятия мы послушаем стихотворения о воздухе, которое прочтут наши дети.

1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый

Как целительный настой

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

3 ребенок: Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахрамой

4 ребенок: Мы его не замечаем

Мы о нем не говорим

Просто мы его вдыхаем

Ведь он нам необходим.

-Дети. О чем мы с вами говорили? (ответы детей)

Верно. Мы убедились, проделав опыты, что воздух невидимый, прозрачный, без вкуса и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.

Публикации по теме:

Презентация проекта. «Нам не страшен вирус гриппа» Задачи: Формировать представление о вирусном заболевании (гриппе, его профилактике, о здоровом образе жизни, о пользе овощей и фруктов.

Презентация проведенного проекта «Защитники Отечества». Данная презентация стала итогом краткосрочного недельного проекта "Защитники Отечества" в средней группе. Цель: Формирование у детей среднего.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие по экологии в старшей группе «Воздух»
Опубликовано: 4 апреля 2013 в 15:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...