Занятие по экологическому воспитанию «Муравьи из города Насекомска»

Лариса Мальцева
Занятие по экологическому воспитанию «Муравьи из города Насекомска»

Программное содержание:

1. Развивать познавательно-речевую активность у детей в процессе формирования представлений о муравьях.

2. Закреплять у детей знания о жизни муравьев, их среде обитания и о правилах поведения в лесу.

3. Совершенствовать грамматический строй речи, интонационную выразительность.

4. Отрабатывать правильное речевое дыхание.

5. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

6. Воспитывать у детей заботливое и бережное отношение к объектам природы и друг другу.

Предварительная работа:

Наблюдение за муравейником на экологической тропе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», чтение художественной литературы, проведение опытов, беседы, разучивание песни «О муравьях», постройка муравейника из песка, дидактические игры и др.

Словарная работа: феромоны – пахучие вещества, выделяемые муравьями, фуражиры – муравьи воины, падь – сладкое выделение тлей, муравьиная кислота.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Давайте поздороваемся.

«Здравствуй солнце золотое!

(показывают «солнце»)

«Здравствуй небо голубое!

(показывают «небо»)

«Здравствуй вольный ветерок!

(показывают «ветерок»)

«Здравствуй маленький дубок!

(показывают «дубок»)

«Здравствуйте, гости!

(Протягивают руки вперед, ладонями вверх)

«Всем привет»

(Приветственно машут рукой над головой)

Воспитатель: Дети мне передали древний свиток. В них раньше записывали легенды. А какая легенда записана в этом свитке, мы сейчас прочтем.

«В древние времена был такой город – Насекомск. И жили там одни насекомые. Город этот построили муравьи, т. к. более трудолюбивого, старательного, умного насекомого – строителя нельзя и придумать. Эти маленькие труженики угодили всем: в маленьких домах жили разные Букашечки, в средних – таракашечки, а в больших – жуки, пауки».

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в экспедицию в лес на поиски города Насекомска, который построили (муравьи). Давайте вспомним правила поведения в лесу. (дети называют правила поведения в лесу).

Воспитатель: Обратите внимание на выставку. Многое о муравьях вы уже знаете, мы с вами наблюдали и за муравейником, проводили опыты и трудились, как муравьишки, и читали произведения об этих насекомых и вы выполняли домашнее задание с родителями по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», затем пересказывали в ролях по своим рисункам.

Воспитатель: А теперь давайте закроем глаза, скажем волшебные слова и представим что сейчас не зима, а лето.

Зима, зима

Чудо холода

Зима уйди

Лето приди. (Звук металлофона)

Воспитатель: Прежде чем, мы отправимся в путь, необходимо вооружится компасом, лупами, фотоаппаратом, видеокамерой (раздают атрибуты)

Дети имитируют дорогу в лес под музыку марша с речитативом.

Мы шагаем по лужайке

Сверху ясно нам видны

Вся зеленая лужайка

Вот цветок ромашки –

В нем живут букашки

Эта милая страна

Вся кругом заселена!

Воспитатель: Шли, мы шли и, наконец, пришли. Дети какая-то табличка с надписью.

Егор прочти пожалуйста, что написано (город Насекомск).

Воспитатель: Ребята посмотрите как здесь красиво. Какой чистый и свежий воздух (дыхательные упражнения, аромотерапия).

Будем с солнышком дружить

Веселее станет жить.

И веснушки не помеха

Это солнышка утеха.

(Вдох делать на счет 1-2, выдох на счет 3-4)

Воспитатель: Посмотрите вокруг внимательно, что необычного в этом городе?.

(Дети осматриваются по сторонам и находят «жилища насекомых» - камни-жуки, дупло-дикие пчелы, осы в осином гнезде, муравьи в муравейнике.)

Воспитатель: Дети, расскажите поподробнее о жилищах муравьев. Где они строят свои «дома»?

(Ответы детей)

- Муравьи строят свои муравейники в дуплах старых деревьев, под камнями и под землей.

- Их жилище состоит из двух частей – наземной и подземной, с множеством входов внутри.

Воспитатель: Из чего муравьи строят свои муравейники? (из сухой травы, веточек, хвойных иголок, земли).

Воспитатель: Да их дома настоящие «города» с множеством помещений, где поддерживаются нужные влажность и температура, действует система вентиляций и обогрева, совсем как у людей.

Воспитатель: На какие группы делятся муравьи?

Показ схему муравьиной семьи.

(Ответы детей)

- Муравьи живут большими семьями. Там есть рабочие муравьи и самка – царица. Самка царица самый крупный муравей в муравейнике. Ее задача откладывать яйца и производить потомство.

- Самка – царица живет до 20 лет, а у рабочих муравьев из-за непосильного труда жизнь короче, чем у царицы.

Воспитатель: Дети, а теперь скажите, кто относится к рабочим муравьям и какие обязанности распределены между ними.

(Ответы детей) Строители – строят муравейник,

- Кормилицы – добывают пищу для всего муравьиного семейства

- Главной пищей муравьев являются насекомые. Они охотятся на них или собирают умерших животных. Муравьи любят сладкое, основным источником такой пищи служит для муравьев падь (сладкое выделение) тлей и некоторых других насекомых. Так же муравьи могут питаться соком растений, нектаром, грибами и семенами. Вся пища, которую собирают муравьи, приносится в гнездо и там распределяется между всеми членами семьи.

- Няньки – выхаживают маленьких муравьев.

- Воины (фуражеры)муравьи с крупными челюстями. Они охраняют муравейник и защищают его от чужих муравьев. К тому же между разными видами муравьев часто происходят «войны», когда одна семья одного вида нападает на семью другого вида. Муравьи храбрые воины. Они мужественно нападают и защищаются. Борьба идет до победы, из-за чего их много погибает.

- Разведчики следят, чтобы никто чужой не проник на территорию вокруг муравейника.

Воспитатель: Как муравьи находят дорогу домой?

Ответы детей.

- Муравьи выделяют особые пахучие вещества – феромоны. Они помечают ими свои пути и дают знать сородичам об уже проложенных маршрутах. Не будь этих пахнущих веществ, муравьи не смогли бы не только отыскать пищу, но и отражать натиск врагов, т. к. у них слабое зрение.

Воспитатель: Дети вы очень много сейчас рассказали о жизни муравьев, а вы знаете, что трудяги – муравьи являются чемпионами по уничтожению насекомых-вредителей. За один день обитатели одного муравейника могут уничтожать несколько тысяч вредных насекомых. Особенно ценны рыжие муравьи. В некоторых местах они находятся под охраной. Эти насекомые приносят пользу не только лесу, но и людям. Из муравьиной кислоты, которые они выделяют для защиты, изготавливают лекарства (дать детям понюхать растирку «Муравьиный спирт», которую используют в медицине при болезнях в суставах и пояснице).

Воспитатель: Кто является основными врагами муравьев?

Ответы детей.

– Главными врагами муравьев являются кабаны, птицы, медведи и человек. Медведь запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом, а птицы и кабаны разоряют муравейники. С животных спрос невелик, а человек должен помнить, что муравьи – это залог здоровья леса и человека, поэтому не разоряйте муравейники, не позволяйте этого делать другим. Лучше понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы. И вы увидите какие они труженики.

Пальчиковая гимнастика.

- А теперь давайте разомнем свои пальчики.

Муравьиная семейка (пальцы рук здороваются друг с другом)

Она трудится весь день (пальцы сжаты в кулачки и стучат)

И работать ей не лень! (хлопают в ладоши)

Возле елки по дорожке (кисти рук вправо, влево)

Тут и там мелькают ножки (бегут пальчики)

Тащат корм в подземный дом (разжимают кулачки к себе)

А жильцов в нем миллион (сжать (разжать) пальцы)

Воспитатель: Дети, но муравьи не только приносят пользу лесу и людям, они могут предсказывать погоду.

(Муравьи прячутся в гнезда к грозе и к дождю).

А как можно определить северное и южное направление (с южной стороны муравейник более пологий).

Воспитатель: А теперь давайте, дети, подойдем к муравейнику и посмотрим, как там поживает муравьиное семейство.

-Идите осторожно, чтобы не наступить на муравьиные дорожки.

(Дети рассматривают муравейник и видят на нем только одного муравья).

Ребята, что тут произошло?

-Муравьишка, ты почему один?

-Что же случилось с вашим муравейником?

(Включается грамзапись с голосом муравья):

Старым стал наш отчий дом,

Еле выбрался с трудом

Наступил на дом мальчишка –

Рухнул домик, где нам жить?

Кто поможет муравью

Защитить его семью?

Ребенок: Поправимо ваше дело –

За работу взялись смело!

Чтобы прочным был ваш дом,

Нужен крепкий вам забор.

Воспитатель: Кстати, а вы знаете, в некоторых заповедниках вокруг муравейника ставят маленький заборчик, для того, чтобы муравьиный «дом» было видно издалека.

В моем рюкзаке, как раз, есть такие маленькие палочки, вот из них мы с вами и сделаем заборчик вокруг муравейника. (дети наклеивают палочки на скотч).

Воспитатель: Вот вы и помогли муравьиной семье, теперь вы считаетесь полноправными друзьями и защитниками муравьев, и сейчас я вам вручаю вот такие свидетельства (бейджики по количеству детей).

Воспитатель: Живая природа преподносит иной раз удивительные сюрпризы. Взять к примеру, такой доступный объект для наблюдения, как муравьи. Тайн у этих крохотных трудолюбов – хоть отбавляй. Буквально у нас под ногами они рождаются, чему-то учатся, с кем-то воюют, собираю урожай, возводят сложные постройки, как мы наверху. И поэтому к миру насекомых надо относиться бережно и если какому-нибудь насекомому потребуется помощь, то надо будет ее оказать, как сегодня сделали мы.

Воспитатель: Ну вот… не заметили как и прошел день. Пора и возвращаться домой.

Давайте тихо скажем «До свидания» жителям города Насекомска.

В конце занятия дети поют песню «О муравьях».

Публикации по теме:

Методическая разработка «Познавательно-исследовательская деятельность детей. «Муравьи — санитары леса» Познавательно-исследовательская деятельность детей старшей группы. Образовательная область «Познание». Тема: "Муравьи – санитары леса".

Проект «Муравьишки-торопышки» Тема: «Муравиьшки-торопышки» Возраст детей: средняя группа (4-5 лет). Вид проекта: познавательно-исследовательский. Актуальность: средний.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Занятие по экологическому воспитанию «Муравьи из города Насекомска»
Опубликовано: 21 января 2014 в 14:32
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...