Занятие по звуковой культуре речи, старшая группа

Ольга Бушуева
Занятие по звуковой культуре речи, старшая группа

Занятие по звуковой культуре речи, старшая группа

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.

Тема "Звук и буква Т"

Лексическая тема: «Домашние животные».

Цель: познакомить детей со звуком и буквой Т.

Программное содержание:

Коррекционно – образовательные задачи:

- научить характеризовать звук Т по акустическим и артикуляционным признакам («согласный твердый, глухой звук», анализировать прямые слоги.

Коррекционно – развивающие задачи:

- закреплять понятия: гласный звук, согласный звук;

- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей;

- развивать у детей фонематическое восприятие;

- закреплять понятие о месте звука в слове;

- упражнять детей в выделении звука Т в начале, в середине и в конце слова;

- учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их;

- закреплять образование существительных с помощью суффиксов –ИК, -ИЩ.

Коррекционно – воспитательная задача:

- воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, выполнять поставленную задачу.

Предварительная работа:

- просмотр мультфильма «Том и Джерри»;

- упражнения на определение наличия звука в слове;

- упражнения на подбор слов на заданный звук;

- разучивание потешки «Котик»;

- игры с прищепками;

- игры на речевое дыхание;

Оборудование:

Демонстрационный материал.

Предметная картинка с изображением кота Тома, мышки Джерри; картинки для звукоподражания; картинки для артикуляционной гимнастики; фишка синего цвета; карточка с буквой Т.

Раздаточный материал.

Зеркала; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; удочка, рыбки, на которых нарисованы картинки, в названиях которых есть звук Т (кот, бегемот, тыква, торт, тарелка, тапки, петух); ведра для рыбы; прищепки; воздушные шары синего цвета; домики для речевого дыхания.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? (Да.)

К нам в гости сегодня пришел кот Том из мультфильма «Том и Джерри».

Кот – это, какое животное? (Домашнее животное.)

Он очень любит играть в дразнилки. Давайте поиграем вместе с ним.

Том будет произносить звуки беззвучно, а вы будете их называть.

Ветер с листьями играет у – у (Дети узнают и называют звуки)

Листья с веток обрывает и – и

Листья желтые летят о – о

Прямо под ноги ребят а – а

А, О, У, И – это что за звуки? (Гласные звуки)

Почему их так называют?

(Гласные звуки можно петь. Воздух проходит свободно, не

встречая преграды.)

2. Развитие общей моторики.

«Котик»

Расскажем Тому, какой он.

Вот какой коташка, (Идут кошачьим шагом.)

Круглая мордашка. (Гладят лицо.)

А на каждой лапке (Изображают когти.)

Коготки – царапки.

Все ему игрушки-

Кубик и катушка (Показывают руками кубик и катушку.)

Котик словно мячик,

По квартире скачет.

(Прыгают друг за другом покругу.

3. Развитие мелкой моторики рук. Дети подходят к столу.

- А сейчас разогреем наши пальчики. Возьмите прищепку и повторяйте за мной.

Кусается сильно Том – глупышка, (Бельевой прищепкой поочередно

Думает, что это не палец, а мышка. «кусают» ногтевые фаланги

Но, я, же играю с тобой малыш, от указательного пальца к мизинцу.)

А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш»!

4. Артикуляционная гимнастика.

А, теперь ребята покажем Тому, как мы укрепляем язычок, чтобы научиться выговаривать правильно звуки.

(Делают упражнения с зеркалами.)

Показ воспитателя картинок.

Том утром встал, (Дети потягиваются.)

Чистить зубки побежал. (В улыбке открыть рот и кончиком

Вправо – влево, вправо – влево языка, сильно «почистить» за

Чистим зубы мы умело. нижними и верхними зубами) Пополощем ротик, (Имитация полоскания рта.)

Как чистюля котик.

Томик наш расческу взял (В улыбке закусить язык зубами,

И причесываться стал. протаскивать язык между зубами

Мы за ним не отстаем: вперед – назад.)

Все покажем язычком.

А теперь чаек попьем. (Улыбнуться открыть рот, высунуть

Чай мы в чашечку нальем. язык и тянуть его к носу, загибая бока

Томик сыт, Томик рад! язычка в виде чашечки.)

Томик любит всех ребят! (Ритмично хлопать в ладоши.)

А теперь язык наш – мяч. (Рот закрыть, кончик языка с

Начинаем футбольный матч! напряжением упирать то в одну, то в

Гол забили мы! Ура! другую щечку, так чтобы под щекой

И закончилась игра. надувались мячики.)

Как сметану любит котик? (Улыбнуться открыть рот, облизать

Оближи скорее ротик. верхнюю и нижнюю губу)

Том очень любит работать с молотком.

(Дети произносят многократно звук

Тук – тук – получился новый звук! Т.)

5. Развитие дыхания.

У Тома есть любимый друг, он живет в домике. Мы узнаем его только тогда, когда подуем на занавески.

(Дуют на окошко домика.)

Кто же спрятался в домике? (Мышка Джерри.)

6. Сообщение темы.

Сегодня мы вместе с Томом будем изучать новый звук, а какой вы догадаетесь сами.

Этот звук услышишь в стуке вагонных колес.

Молоток стучит.

Этот звук есть в имени нашего гостя Тома.

Вы уже догадались? (Это звук Т.)

7. Акустико – артикуляционный образ звука.

Произнесите звук Т. (Хоровое и индивидуальное произнесение звука Т с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом.)

Что делают губы? (Губы слегка растянуты в улыбке.)

Что делает кончик языка (Кончик языка касается верхних передних

зубов.)

Что происходит с воздухом?Воздух не выходит свободно, он встречает

преграду- язык и верхние зубы.)

Значит, какой звук Т? (Звук Т – согласный звук.)

А теперь, послушайте, как я твердо произношу звук: т – т - т.

Согласный звук Т – твердый, обозначаем фишкой синего цвета.

(Воспитатель выставляет фишку синего цвета).

Посмотрите звук Т – глухой или звонкий?

Приложите руку к горлышку.

(Прикладывают руку к горлышку тыльной стороной.)

Что происходит с горлышком? (Горлышко молчит.)

Значит звук Т – глухой.

Дайте характеристику звуку Т. (Звук Т – согласный твердый глухой звук (воздушная струя встречает преграду, обозначаем фишкой синего цвета.)

8. Знакомство с буквой Т.

Воспитатель показывает букву.

Гриб на букву Т похож.

С тонкой ножкой. Ну и что ж!

Потрудитесь - ка немножко:

Палка - шляпка, палка ножка.

Выложите букву Т из счетных палочек.

(Выкладывание буквы из счетных палочек.)

9. Развитие фонематического восприятия.

Давайте поиграем с Томом.

Том будет произносить звуки, а вы поднимите воздушный синий шарик, если услышите звук Т.

Ряд звуков: п, а, т, у, м, п, о, п.

(Дети поднимают воздушный шарик, когда услышат звук Т.)

Кот Том любит мастерить из дерева разные предметы, он стучит молотком вот так:

Тук – тук – так.

(Повтори ….) (Дети повторяют индивидуально.)

Гвоздь не забивается, Том сердится.

Тук – так – тук.

(Повтори)

Вдруг молоток упал и покатился с лестницы вниз.

Утк – атк – утк.

Атк – утк – утк.

10. Физкультминутка.

Вышел кот погулять

Хочет с нами поплясать,

Вы скорее выходите

Вместе с Томом попляшите

1подняться, подтянуться

2согнуться, ног коснуться

3присесть

4прыгнуть

5тихонько спинку выгнуть

6 на место тихо сесть

(Выполнение движений по тексту)

11. Закрепление звука в слоге.

Звуковой анализ слога АТ.

Сколько звуков в слоге АТ? (Два звука.)

Какой первый звук? (Звук А.)

Дайте звуку А характеристику.

(А – гласный звук, обозначаем фишкой красного цвета.)

Какой второй звук вы слышите в слоге УТ? (Звук Т)

Дайте характеристику звуку.

(Т– согласный звук, обозначаем фишкой синего цвета)

Поиграем в игру «Живые слоги».

Воспитатель определяет, кто из детей каким будет звуком.

(Двое детей выходят к доске и становятся «живыми слогами»)

Возьмите фишку, обозначающий ваш звук. (Выбирают соответствующее обозначение.)

12. Закрепление звука в словах.

Много разной рыбы плавает в пруду.

Черный кот поймает на свою уду

Маленькую рыбку,

А на ней картинку.

Ты картинку назовешь,

В слове быстро Т найдешь.

В разные ведерки рыбку положи

Котику семейства очень угоди.

Вы будете ловить «рыбку» и класть в ведра. Если звук Т находится в начале слова, положим в первое ведро, если в середине – во второе ведро, если в конце – в третье ведро.

(Ловят «рыбку», называют слово, определяют место звука в слове, и кладут в соответствующее ведро.

13. Лексика (грамматический строй речи).

Том предлагает закончить стихотворную строчку.

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это?. (Мышка Джерри.)

Давайте, их сравним

У мышки усики, у кота.? (усищи)

У мышки лапки, а у кота.? (лапищи)

У мышки хвостик, а у кота.? (хвостище)

У мышки носик, а у кота.? (носище)

14. Итог.

Том, спрашивает: «С какого звука начинается его имя

(Со звука Т)

Какой это звук, и как мы его обозначаем? (Звук Т – согласный твердый звук, обозначаем фишкой синего цвета.)

Том благодарит и дарит ребятам воздушные шары синего цвета.

Приложение: Том и Джерри

К пункту 4. Артикуляционная гимнастика.

К пункту 5. Развитие дыхание.

К пункту 8. Знакомство с буквой Т.

К пункту 12. Закрепление звука в словах.

(см. вверху)

Публикации по теме:

Анкета для родителей Анкета для родителей. Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного.

Игры на формирование звуко-буквенного анализа Одним из основных условий овладения ребёнком письмом и чтением является достаточно сформированный уровень фонематического восприятия и навыков.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Занятие по звуковой культуре речи, старшая группа
Опубликовано: 10 декабря 2011 в 16:20
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...