Лучший педагог года

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Л]»

Татьяна Ярцева
Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Л]»

Конспект индивидуального занятия

Тема: «Постановка звука (Л)»

Учитель-логопед:

Ярцева Т. В.

Коррекционно – образовательные задачи: учить выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука (Л) в полном объеме; учить ребенка давать акустико – артикуляционную характеристику звука; совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

Публикация «Конспект индивидуального занятия „Постановка звука [Л]“» размещена в разделах

Коррекционно – развивающие задачи: развивать фонематические процессы; развивать внимание, память, мелкую моторику; развивать силу голоса и интонационную выразительность речи.

Коррекционно – воспитательные задачи: формировать навыки самостоятельности, инициативности, ответственности, доброжелательности.

Оборудование: символ звука (Л); картинки в названии, которых есть звук (Л); звуковой домик; карточки на определение звука (Л) в слове; звуковые синалы; массажер «Су - Джок»; дидактическая игрушка «Лунтик»; слоговая пирамида; ниткограмма.

Речевой материал: загадка, материал для выполнения лексико – грамматических заданий; стихотворный текст при проведении массажа, психотерапии, релаксации.

Ход занятия Организационный момент

Учитель – логопед. Женя, вспомни наше правило: «Мы будем разговаривать.

Мы будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно».

1. Для этого мы с тобой выполним упражнение «Сова» (гимнастика «Мозга»). (Звучит музыка «Саксафон»). Схвати и плотно сожми мышцы правого плеча левой рукой. Поверни голову и посмотри назад через плечо. Вдохни глубоко и разверни плечи. Посмотри через левое плечо и распрями плечи. Опусти подбородок на грудь и глубоко вдохни, расслабляя мышцы, повтори тоже самое, схватив левое плечо.

2. Сядем по – турецки и выполним:

а) Массаж пальцев (нажать на ноготь до появления красноты; потереть каждый палец; подергать на себя).

б) Катание ребристого карандаша, ореха между ладоней: «Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех».

Одновременно - психотерапия: Женя, ты умница. У тебя все получится. Ты будешь стараться правильно и четко выполнять все упражнения, думать и грамотно отвечать на вопросы. Твой язычок будет послушным. Не бойся ошибаться, переспрашивать, если что-то не понятно. Я рядом с тобой и обязательно помогу, подскажу. Садись на стул. Расслабься (провожу массаж).

Массаж губ: 1. Поглаживание. - Друг на санках прокатил, с горки мчимся, нет сил. В гору же – едва-едва, разболелась голова.

2. Спиралевидное растирание. - Куклу я свою катаю, я катаю свою Таню. Едем вниз, едем вверх. Слышишь ты наш громкий смех?

3. Растирание пилением. - На коньках скольжу по льду, не боюсь, что упаду! Очень трудно устоять, но попробую опять.

4. Растягивание верхней / нижней губы. - Я упал, но вновь встаю… Больно мне, но я пою! Туда-сюда катаюсь я, со мною все мои друзья! 5. Спиралевидное разминание. - Смотри – по кругу я лечу, от радости я всем кричу: «Кататься – здорово друзья!» И снова повторяю я: «Не пропадете вы с тоски, когда есть лыжи и коньки!» Смотри – по кругу я лечу, от радости я всем кричу: «Кататься – здорово друзья!» И снова повторяю я: «Не пропадете вы с тоски, когда есть лыжи и коньки! 6. Разминание надавливанием. - Кто там топает по крыше? Топ - топ – топ – топ. Это дождь идет, ты слышишь? Топ - топ – топ – топ. Дождь по лужам, по траве. Топ - топ – топ – топ. Он у нас на голове.

7. Вибрация. - Топ - топ – топ – топ. Дождь по зонтику стучал. Топ - топ – топ – топ. Он по стенам побежал. Топ - топ – топ – топ. На окошке задрожал. Топ - топ – топ – топ. Дождь прошел и все молчит. Массаж языка:

1. Поглаживание языка от корня до кончика;

- Наш слоненок очень милый,

Утром трет себя он мылом.

2. Круговое растирание боковых краев, кончика языка;

- Давит тщательно он щеткой,

Как умыться – знает четко.

3. Пощипывание боковых краев языка;

- Кукле платье я вяжу,

Пойду маме покажу.

4. Пощипывание кончика языка;

- Гладить будем язычок мы назад – вперед,

А потом наоборот,

Чтоб послушным стал язык,

Чтоб работать он привык.

5. Перетирание;

- Наш слоненок все умней,

Хоботочек все длинней

6. Разминание надавливанием;

- Наш слоненок все умней,

Хоботочек все длинней

7. Разминание сдвиганием по

часовой / против часовой стрелки

- Подтянули язычок – влево – вправо,

Влево – вправо, влево – вправо.

Хоботком слон крутит смело.

- Раз, два, три; раз, два, три

Слон танцует, посмотри!

Медленно прошел налево,

Медленно прошел направо,

Приседает и кружится,

Слон танцует, веселится!

8. Разминание сдвиганием вправо – влево вправо, вперед – назад.

9. Вибрация поколачиванием от корня языка к кончику.

- Раз, два, три; раз, два, три

Слон танцует, посмотри!

Медленно прошел налево,

Медленно прошел направо,

Приседает и кружится,

Слон танцует, веселится!

- Надо грядку прополоть,

Комья тяпкой расколоть.

А теперь пора рыхлить

И водичкою залить.

10. Вибрация поколачиванием боковых краев языка.

- И вперед, и назад

Бегать слоник очень рад.

Трудное затеял дело,

Слон ступает очень смело

11. Движения языка с сопротивлением.

- Вот бульдозер во дворе,

Удивленье детворе!

Землю в кучу он сгребает

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для нижней челюсти:

- рот полуоткрыт – широко открыт – закрыт;

- движение нижней челюсти вперед при полуоткрытом рте;

- произвольное движение нижней челюсти вправо – влево;

- имитация жевания, при котором происходит энергичное сокращение мускулатуры гортани, глотки, мягкого неба, языка и губ;

- кулаком подпереть нижнюю челюсть, открывать рот с сопротивлением, надавливая кулаком на челюсть.

Упражнения для губ и щек:

- надувать обе щеки одновременно;

- надувать щеки попеременно («катать» воздух из одной щеки в другую);

- втягивать щеки в ротовую полость между зубами;

- выполнять сосательные движения; растянуть губы при сжатых челюстях одновременно в стороны, вверх и вниз, обнажая зубы, затем их расслабить;

-сделать «хоботок», удерживая его 5 – 10 сек. ;

- попеременно произносить И - У, И – О (сначала беззвучно, затем с голосом);

- поднять верхнюю / нижнюю губу, обнажая верхние зубы;

- имитация полоскания зубов (надуть губы); надуть под верхнюю, затем под нижнюю губу;

- производить фыркающие движения губ (фырканье лошади).

Упражнения для языка:

- Покусывать язык от кончика, постепенно его высовывая изо рта;

-«Наказать непослушный язычок», произносить: «бя-бя-бя».

- «Пробка» - кончик языка завести под верхнюю губу, с щелканьем вытолкнуть язык изо рта.

- «Пароход» - кончиком языка дотронуться середины верхней губы, произносить звук [] сначала беззвучно, затем с голосом.

- «У собачки кость» - обхватив языком карандаш или палочку, кончик языка удерживать сначала у середины верхней губы, затем у верхних резцов.

Развитие дыхания.

Статические упражнения:

- «Пароход» (развитие плавного длительного выдоха). А сейчас мы с тобой отправимся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка –ффф, - щек не раздувать.

-Упражнение «Ветер – ветерок – ветрище» - изменение силы выдоха. Сдуть листья, под которыми спрятался Лунтик.

Динамические упражнения: «Ладошки», «Поясок», «Поклон» (по А. Н. Стрельниковой). Женя, помни: при выполнении данных упражнений – шумный короткий вдох носом, выдох свободный через рот.

Работа по развитию голоса.

Развитие силы голоса 1. «Гудок» - подражание гудку поезда у___ - громко; у ___ - тихо;

у___ у ___ - переход от тихого к громкому произнесению без паузы;

y ___ у ___ - переход от громкого к тихому произнесению без паузы; уууу ___ - громко, в одной тональности, не меняя силы звучания.

2. «Эхо» : АУ - громко; ау - средне; ау – тихо.

Развитие тембра голоса: Женя, кого Лунтик встретил в лесу?

Женя: Лунтик встретил Зайку.

Учитель-логопед. Споем песенку про зайку «Зайка серенький бежал. Он к зайчаткам подбежал. Он надергал ловко вкусную морковку. Кушайте, зайчатки, все морковки сладки».

Развитие мелодико-интонационной стороны речи.

Учитель – логопед. Женя, посмотри, на панно, кто еще решил познакомиться с Лунтиком?

Женя: Волк, лиса, медведь.

Учитель – логопед. Произнеси фразу, подражая голосам героев сказок: «Здравствуй, Лунтик, как у тебя дела?

Постановка звука (Л)

1. По подражанию. Мы научились давать сигнал, а теперь поучимся гудеть как пароход. Послушай сначала, как гудит мой пароход. Посмотри, я улыбаюсь, приоткрыла рот, а язык подняла и поставила на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. На, что похож мой язык?

Женя. На парус.

Учитель – логопед. Давай погудим вместе. Аллл, аллл. Как хорошо мы гудим.

2. С механической помощью.

Физминутка «Бодрость за 1 минуту»

Этот блиц-самомассаж предложил Д. В. Керни в книге «Аккупунктура без игл».

Быстро потри ладони (5 сек)

Потри разогретыми пальцами щеки вверх-вниз (5 сек).

Часто постучи барабанной дробью по макушке головы (5 сек).

Сожми руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживай внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек).

Большим пальцем нащупай впадину в основании черепа (у места соединения головы с позвоночником). Нажми, сосчитав до 3. Отпусти. Повтори 3р.

Массаж рефлекторных зон ног.

- сожми кончик большого пальца. Если заметишь болезненную точку, разотри её до исчезновения боли.

- плотно захвати большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдави его, отпусти (3 раза на каждой ноге).

- быстро потри верх ступни рукой (или пяткой другой ноги)

Раскрытой ладонью похлопай ногу спереди, сбоку и сзади от ступни вверх (если нет варикозного расширения вен).

Если, заканчивая самомассаж, ты чувствуешь, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута.

Развитие фонематического слуха.

- Игра «Поймай звук» Слушай меня внимательно, если услышишь звук (Л, хлопни в ладоши. Готов? Л. Д. Ж. Л. В. У. П. Л. Т. М. Л.

-Определи положение звука «Л» в слове. (В начале, в середине, в конце)

Женя отгадывает загадки и поднимает картинки-отгадки. Затем определяет место звука в слове, используя карточки – домики.

Загадки: Железная сестрица зубаста и остра. Ее и клен боится и тополь и сосна: и даже дуб боится попасть под зуб сестрице (пила).

Когда б он всюду не совал свой длинный острый нос, наш сад давно б уже завял. А лес был гол и бос (дятел).

Две курносые подружки не отстали друг от дружки. Обе по снегу бегут, обе песенки поют (лыжи).

Слоговая структура слова.

Учитель-логопед: Буратино и Мальвина отправились в магазин за подарками: помоги им. Буратине купи подарки в названии которых 2 слога, а для Мальвины подбери игрушки в названии которых 3 слога.

Формирование лексико-грамматических средств языка.

Учитель-логопед: Назови диких животных. Угадай о каком животном я говорю: Рыжая, пушистая, хитрая. Колючий недотрога, живет в глуши лесной, иголок очень много, а ниток ни одной. Большой, бурый, неуклюжий, косолапый. Быстрый, ловкий, зимой белый, летом серый.

А теперь ты загадываешь мне животного.

Д/игра «Кому что?»

Д/игра «Кого не стало?

Звуковой анализ. Выкладывание схемы слов: стол, пила.

Развитие мелкой моторики. Выкладывание из шерстяных ниток на полоске из бархатной бумаги буквы Л

Релаксация.

Под музыку Чайковского «Октябрь» (ребенок лежит на коврике)

«Волшебный сон»

Ты не заснёшь по –настоящему,

будешь всё слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Ты спокойно отдыхаешь,

Ты спокойно отдыхаешь.

Сном волшебным засыпаешь.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают.

Отдыхают, засыпают, засыпают.

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется.

Всё чудесно расслабляется.

И послушный наш язык, быть расслабленным привык.

Нам понятно, что такое-

Состояние покоя.

Дышится легко, легко.

Итог.

Учитель-логопед. Лунтик благодарит тебя за интересное общение и дарит подарок – дидактическую игрушку «Лягушка»

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [л]»Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [л]» Тема: Индивидуальное занятие. Постановка звука «Л» Цели: Коррекционно-образовательные: - формирование правильного произношения звука [Л];.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Постановка и автоматизация в слогах звука [Л]» Автор-составитель Фаустова И. А. Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Звук [Л]. Этап: Постановка звука [Л], автоматизация.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р] ЦЕЛИ • Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений. • Продолжать формирование длительной направленной воз душной струи.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [ш]. Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]. Тема: Звук Ш Цель: Постановка звука [ш]. Задачи: 1. Способствовать.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] Конспект индивидуального занятия (автоматизация звука Р). «Путешествие на необитаемый остров» Цель: 1. Продолжать упражнять в правильном.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш]Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] Тема : «Оденем мишку на прогулку». Адресат: воспитанник 5 лет с ОНР 3 уровня. Объект: речевое развитие детей. Предмет: коррекция звукопроизношения.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по постановке звука «Ш» Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука.

Конспект логопедического занятия с глухими детьми 4 класс «Осень. Постановка звука [ш]» Цели: -Постановка звук Ш -Развивать речевой слух. -Развивать речевое дыхание. -Развивать устную речь, обогащать словарь. -Развить логическое.

Конспект занятия «Постановка звука [Л] в слогах, словах» Непосредственная образовательная деятельность: «Формирование звукопроизношения» Цель: формирование артикуляционных навыков, постановка звука.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Тема: Постановка звука [Ш] Для детей 5-6 лет Цели:1. Поставить правильный звук [Ш]. 2. Развить фонематический слух. 3. Формировать правильное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Л]»
Опубликовано: 25 марта 2017 в 22:32
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД