Занятие-практикум в старшей группе для детей с ОНР по теме «Овощи, фрукты»

Марина Пустовалова
Занятие-практикум в старшей группе для детей с ОНР по теме «Овощи, фрукты»

Цель: Обобщить и систематизировать знание детей с ОНР по теме

«Овощи - огород. Фрукты - сад».

Задачи:

1. Расширять представления детей о труде людей в саду, на огороде. Совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, образовывать относительные прилагательные).

2. Обогащать речь словами – синонимами и приставочными глаголами.

3. Корректировать операции синтеза предложений.

4. Развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие.

5. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

6. Воспитывать доброжелательность, ответственность, взаимопонимание, сотрудничество, бережное отношение к дарам природы.

Оборудование: Картинки или муляжи овощей и фруктов, блюда, приготовленные заранее (морковный салат, яблочный сок, грушевое варенье, овощная запеканка, мяч, макеты волшебного дерева и волшебной грядки.

Предварительная работа: Заучивание загадок об овощах и фруктах, приготовление в домашних условиях любимого блюда семьи. Определение названий команд.

Ход:

1. Организационный момент. (Развивать мышление, память, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, расширять словарь признаков и предметов).

Дети делятся на 2 команды. (Огородники и Садовники). Родители выступают в роли жюри.

Логопед: Сегодня у нас будет необычный день. Будут соревноваться 2 команды (Огородники и Садовники) в знаниях об овощах и фруктах. Первым заданием будет загадывание загадок об овощах и фруктах, используя картинки.

Выставляются картинки и схемы загадок.

Логопед: На волшебном дереве растут разные виды фруктов, а на волшебной грядке разные виды овощей. Пользуясь схемой, загадайте загадки об овоще или фрукте.

1 команда.

1 ребенок: желтый, овальный, кислый. Что это?

2 команда: Лимон.

Логопед: А где растет лимон? Как собирают лимоны?

2 команда: Растут лимоны на дереве. Их срывают с веток.

Также загадываются загадки о картофеле, моркови, капусте, яблоке, винограде.

Глагольный словарь: выкапывают, выдергивают, срезают, срывают, собирают.

Логопед: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. А сейчас жюри подведет итог, и мы узнаем, насколько же все внимательны.

Жюри: Подводит итоги.

Логопед: А теперь, дети, я предлагаю вам поиграть в игру «4-й лишний»

2. Игра «4-й лишний».

(Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи).

1 команда называет слова:

Яблоко, морковь, редиска, огурец. Что лишнее?

2 команда: Яблоко – лишнее, потому что это фрукт, а морковь, редиска и огурец – это овощи.

Салат, огурец, помидор, кабачок. Что лишнее?

1 команда: Помидор, потому что он красный, а салат, огурец и кабачок – зеленые.

Аналогичные задания: по форме: огурец, кабачок, репа, баклажан.

по вкусу: репка, редька, свекла, редис.

Логопед: Вы выполнили это задание, но 1 команда допустила ошибки. А сейчас дадим слово жюри.

Жюри: Подводит итоги.

Логопед: Ребята, у вас было домашнее задание приготовить блюдо. Давайте рассмотрим, что это за блюда. Скажите, блюда, приготовленные из овощей и фруктов какие?

Дети: Овощные и фруктовые.

Логопед: Чтобы закрепить знания проведем следующий конкурс.

3. Игра «Из чего – какой?».

(Образование относительных прилагательных, употребление существительных в В. п.).

Команды представляют свои блюда.

1 команда: 1 –е блюдо – салат их моркови. Какой салат? Какие еще блюда из моркови можно приготовить?

2 команда: Морковный салат. Можно приготовить: морковные котлеты, морковную запеканку, морковный сок. А у нас сок из яблок. Какой сок? А что еще можно приготовить из яблок?

1 команда: Яблочный сок. А можно приготовить яблочное варенье, яблочный компот, яблочный пирог.

Логопед: Молодцы, вы очень хорошо знаете, как называются овощные блюда и фруктовые.

Жюри: В итоге пока получается….

Логопед: Я вижу все немного устали, поэтому предлагаю вам немного отдохнуть и размяться.

4. Игра «Собери овощи и фрукты».

На волшебном дереве растут фрукты, а на волшебной грядке растут – овощи.

Логопед: каждая команда, на счет 1,2,3 беги, бегут в сад и огород, берут по 1 овощу или фрукту и несут в корзину своей команды. Задание выполняется под музыку. Когда музыка останавливается, считают «урожай».

Игра начинается.

Логопед: Вот «урожай» собрали, отдохнули. Жюри, как вы оцениваете соревнование?

Жюри: Подводит итоги.

Логопед: Продолжим наше соревнование. А теперь не просто игра, а игра с мячом «Скажи наоборот». Команды должны встать друг напротив друга.

5. Игра «Скажи наоборот».

(Обогащение речи детей словами – антонимами).

Логопед: Петя, ты катишь мяч и начинаешь предложение, а Вова заканчивает предложение, подобрав противоположное слово.

Петя: Помидор круглый, а огурец…

Вова: овальный. Яблоко твердое, а слива….

Оля: мягкая. Капуста большая, а редька…

Катя: маленькая. Яблоко гладкое, а апельсин….

Коля: шершавый. И т. д.

Логопед: Все верно. Жюри озвучит баллы.

Жюри: Подводит итоги.

Логопед: А последнее задание самое трудное. Нужно быть очень внимательным, чтобы справиться с этим заданием. Я предлагаю поиграть в игру «Составь предложение».

6. Игра «Составь предложение».

(Совершенствование навыков работы с деформированным предложением).

Логопед: Ребята, послушайте пример: Огурцы, нарвал, Вова, и помидоры.

Из данных слов я составила правильное предложение, которое звучит так: Вова нарвал огурцы и помидоры. А теперь, я каждой команде говорю слова, а вы составляете из них правильное предложение.

Для 1 команды: Овощи, и, полезные, фрукты, и, вкусные.

Дети 1 команды: Овощи и фрукты вкусные и полезные.

Для 2 команды: Моет, спелый, Таня, помидор, красный.

Дети 2 команды: Таня моет спелый, красный помидор.

Аналогичное задание со словами: Таня, пришли, Ваня, огород, в.

Картофеля, много, и, соберем, моркови, свеклы, мы.

Логопед: Вы меня удивили. Это очень трудное задание, но вы с ним справились. Давайте послушаем, что скажут члены жюри.

Жюри: По результатам всех заданий получилась ничья. Победила дружба.

Логопед: Ребята, я очень рада, что вы показали свои знания и навыки по теме «Овощи, фрукты». Скажите, что вам больше всего понравилось в нашем соревновании?

Дети: Игра «4-й лишний», загадки, игра «Из чего – какой?».

Логопед: А сейчас мы переходим к самому вкусному моменту нашего соревнования, опробованию приготовленных вами блюд.

Дети и родители (жюри) пробуют заранее приготовленные блюда.

Конец занятия.

Публикации по теме:

Дары осени в группеДары осени в группе Вот так мы отразили в группе осень и ее дары. Вокруг осеннего плаката расположили овощи и фрукты. Эти овощи и фрукты родительницей нашей.

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: - уточнить и активизировать словарь по теме "Фрукты" - сформировать обобщающее понятие "Фрукты" - сформировать умение образовывать.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Фрукты и ягоды
  • Судоку
Автор публикации:
Занятие-практикум в старшей группе для детей с ОНР по теме «Овощи, фрукты»
Опубликовано: 20 мая 2013 в 19:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....