Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Приглашение на телестудию»

Алена Кузнецова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Приглашение на телестудию»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Приглашение на телестудию". Мероприятие проводилось в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Рекомендуется для закрепления лексической темы "Зимующие птицы".

Цель: продолжать активизировать познавательные способности детей по теме «Птицы».

Задачи:

• закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие - перелетные»; употреблять предлоги (в, на, с, со, из, под, около, за, составлять предложения с этими предлогами; определять количество слогов в слове;

• продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме;

• обогащать словарь по теме «Птицы»;

• развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику;

• воспитывать доброту, отзывчивость, заботливое отношение к птицам и всему живому.

Оборудование: галстуки и эмблемы участников клуба «Любителей природы»; микрофон; демонстрационный материал — картинки с изображением зимующих и перелетных птиц; пособие – разрезные картинки птиц; пособие - «Птичья столовая»; схема для составления описательного рассказа; грамзапись с голосами птиц.

Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о телевидении, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы о птицах, составление описательных рассказов по схеме.

1. Орг. момент

Детям объявляется о приглашении на «телевидение» в клуб «Любителей природы».

Педагог: Дети, я рада приветствовать вас на заседании клуба «Любителей природы». Начнем наше заседание с небольшого интервью. Кто скажет, что такое интервью? (ответы детей)

2. Закрепление пройденного материала.

Итак, начнем.

- Ребята, какое сейчас время года? (поздняя осень)

- Давайте вспомним, куда улетают птицы осенью? (на юг, в теплые края)

- Почему улетают птицы в теплые края? (Отсутствие корма, похолодание, замерзание водоемов.)

- Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края одним словом? (перелетные)

- Перечислите их (дети перечисляют птиц, на стенде вспомогательная иллюстрация).

- Все ли птицы улетают в теплые края? (часть птиц остается)

- И сегодня мы с вами поговорим о птицах, остающихся зимовать у нас, о зимующих птицах.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Приглашение на телестудию»

3. Основная часть

Проблемная ситуация:

- Ребята, к нам на телевидение сегодня пришло письмо от Короля зимующих птиц, давайте его прочитаем: «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих подданных – птичек. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Где же мне их найти? Дорогая редакция, прошу у вас помощи».

- Ребята, может мы с вами, сможем помочь птицам?

- Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки:

Отгадывание загадок:

Я в тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…воробей.

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? Синичка.

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Кто она?. ворона.

Все стрекочет и вертится,

Ей на месте не сидится,

Длиннохвоста, белобока

Вороватая. сорока.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появиться опять. Снегирь.

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной.

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. Дятел.

Для малышей своих –

Птенцов-голышек –

Они в январские.

Крутые времена

Щипцами клюва

Из еловых шишек

Смолистые таскают семена. Клесты.

Так нарядны и ярки,

На головках – хохолки! Свиристели.

- Как мы назовем этих птиц одним словом? (зимующие)

- Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)

- Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса? Каждая птица своим особым голосом.

- У меня есть диктофон, на нем записаны различные голоса птиц. Давайте послушаем, какие голоса у птиц.

Игра: «Кто как голос подает» (дети прослушивают запись голоса птицы, отгадывают ее и говорят, как птица голос подаёт)

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Сорока – стрекочет

Синица – щебечет

Снегирь – посвистывает

Дятел – трещит

Сова – ухает

Клест – клекочет

- Ребята, если Баба Яга птиц спрятала и заколдовала, нам нужно помочь им, вы согласны? Пойдемте их искать.

(Дети и педагог идут по импровизированным следам Бабы Яги.)

Дыхательная гимнастика: (по Стрельниковой А. Н.)

- Все помнят, как собачки нюхают воздух?

Представьте, что вы собачки и вам нужно определить, в какую сторону направить поиск.

Упражнение: «Собачки» (несколько коротких вдохов и длительный плавный выдох)

Раз, два, три, четыре, пять

Где же птичек нам искать?

Может справа под кустом?

Может слева под бревном?

- Пойдемте дальше искать.

- Лучше посмотреть с воздуха. Воздушный шар накачаем и полетим (дети встают в круг).

Упражнение «Насос»(вдох носом, выдох ртом, с произнесением длительного звука Ш)

- Полетели, полетели, на полянку сели. (кружатся, приседают)

Пришли на полянку. На уровне роста детей – сугроб. Сугроб прикрыт новогодним «дождиком». Необходимо подуть на сугроб, чтобы снежинки разлетелись.

Упражнение «Подуй на снежинки». (вырабатываем длительный и плавный выдох)

- Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. (дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживается конверт)

- Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные.

- Что же это за конверт? Это проделки Бабы Яги! (читаем)

- Ребята, Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите их.

Игра: «Освободи птичку». (составление из разрезных картинок целых изображений птиц)

- Чтобы птички разлетелись по домам, нужно выполнить задание: сосчитать, сколько слогов в названии этих зимующих птиц.

Игра: «Сколько слогов в слове?». (дети произносят слово, отсчитывают слоги на хлопки)

- Спасибо, молодцы дети, что помогли освободить птичек.

- Улетели птицы по домам. А мы с вами поиграем, отдохнем.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

С горки все домой пришли,

Суп поели, спать легли.

- Давайте посмотрим, куда птицы улетели.

Игра: «Бинокль». Составление предложений с предлогами (на, под, за и т. д.) по картинке.

Составление описательного рассказа:

Возвращаемся на телевидение. Идет отбор ведущих для новой передачи «Отгадай птиц по описанию».

- Хотите попробовать себя в роли ведущего?

Ведущий составляет описание птицы по схеме, дети должны в конце «передачи» сказать, что это за птица. В "телевизор" - по мере отгадывания, на экран выставляется изображения птиц).

Схема:

1. Перелетная или зимующая птица.

2. Где живет

3. Описание (туловище, голова, клюв, хвост)

4. Оперение (цвет)

5. Чем питается птица

- Как вы думаете, птицы боятся холодов? Страшен для птиц не холод, а голод! Когда птичка сыта, никакой голод ей не страшен.

- Мы с вами можем помочь птицам, чтобы они пережили зиму, не голодая? Что для этого нужно сделать? (дети объясняют, что люди мастерят кормушки, подкармливают птиц зимой

- Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц.

(Рассматриваем с детьми угощения для птиц: пшено, овёс, семечки, пшеница, семена тыквы, хлебные крошки, несоленое сало)

Игра: «Птичья столовая»

- Чем можно угостить птиц:

Воробья – хлебными крошками;

Снегиря – ягодами рябины, боярышника;

Синичка – любит сало;

Ворона, сорока – всеядные птицы;

Свиристеля, поползня – семенами;

- Кому не хватило угощения? (сове, дятлу) Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.

Показываю детям семена, которыми можно подкормить птиц.

Это семена от дыни. Какие семена? — Дынные. Их ест синица.

Это семена от арбуза. Какие семена? — Арбузные. Их ест снегирь.

Это семена от ясеня. Какие семена? — Ясеневые. Их тоже любит снегирь.

Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?

- Зимой птицам трудно добывать корм, мы повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц. Предлагается повесить кормушку у окна.

Заканчиваем занятие стихотворением:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

4. Итог занятия.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. Издательство: Сфера, 2008

2. Борисенко М. Г. / Лукина Н. А. Грамматика в играх и картинках. Издательство: Паритет, 2006

3. Горьканова А. Н. Перелетные и зимующие птицы России. Тематический словарь в картинках. Издательство: Школьная пресса, 2008

4. Дронов А., Дронова Л. Демонстрационный материал. Издательство: Книголюб, 2007

5. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно/ Издательский дом "Литера", СПб., 2006

6. Птицы России http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/index.htm

7. Голоса птиц и зверей. Ссылки + фото. http://talks.guns.ru/forummessage/14/481826-3.html

Публикации по теме:

Педагогическая копилочкаПедагогическая копилочка Вашему вниманию я хотела представить свой вариант дидактического пособия "Логокуб" Использую его давно. И не только по развитию речи, но.

Приобщение дошкольников к традициям русской культурыПриобщение дошкольников к традициям русской культуры Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Космос
  • Еда, продукты питания
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Приглашение на телестудию»
Опубликовано: 12 мая 2012 в 18:34
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Торжественная линейка 1 сентября.
Ведущий1: Сегодня в детском саду праздник! И слово предоставляется заместителю заведующего нашего садика Иванкиной Марии Анатольевне. Слово Марии...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
Фотоэкскурсия по океанарию Анапы
Анапа — это один из самых знаменитых российских...