Логопедическое занятие в подготовительной группе «Путешествие русской матрешки»

Надежда Лукьяненко
Логопедическое занятие в подготовительной группе «Путешествие русской матрешки»

Цель: совершенствовать понятия детей о гласных звуках, развивать фонематический слух. Учить выполнять артикуляционные упражнения под музыку. Нормализация мышечного тонуса пальцев рук. Развивать общую моторику. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Оборудование и материалы: игрушки – русская матрешка и Чиполлино, аудиозапись песни «Улыбка», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского, массажные шарики, граненные карандаши.

Ход занятия

Оргмомент

1. Приветствие в кругу. Игра с гласными звуками.

Логопед:

- Давайте возьмемся за руки, сделаем красивый круг. Осторожно сходимся к середине, ступая на носочках. Что это?

- А – а – а! – вскрикиваем от неожиданности.

- Пугаемся, пятимся назад, вся наша поза – испуг.

- У – у – у!

- Теперь мы удивляемся: «О – о – о!»

- И сердимся, сжимая кулачки, сердимся на себя и на других: «Ы – ы – ы!»

- А теперь серьезно задумаемся над происшествием, почешем в затылке:

- Э – э – э!

-А вообще-то, бояться нечего, ничего страшного не случилось. Все хорошо, жизнь прекрасна! Радуемся!

Дети повторяют по очереди гласные звуки за логопедом.

- Эти звуки называются гласными. А гласными их назвали потому, что они сделаны из голоса. Гласные звуки можно петь: послушайте.

Логопед поет гласные звуки на мелодию детской песенки.

- А теперь положите ладошку себе на горлышко и пойте вместе со мной. Логопед вместе с детьми поет детскую песенку на гласные звуки.

- Сейчас поиграем по – другому. Посоревнуемся, кто дольше протянет гласный звук. Как будто мы с вами нырнули в воду и выдыхаем воздух: кто дольше не всплывет. Приготовились – начали.

- А – а – а! О – о – о! У – у – у! Ы – ы – ы! Э – э – э!

- Видите, как долго может жить гласный звук.

2. – Продолжим наше занятие. Прежде, чем приступить к работе, мы должны подготовить наши язычки. Лучшая тренировка для языка – это скороговорка.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Все правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

Мы будем разговариват

И будем выговаривать.

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети повторяют за логопедом слова скороговорки четко и выразительно.

3.– А сейчас сказка-загадка:

Жила – была красавица. Сама дома не имела, а всем другим крышу над головой давала, в домике согревала.

Дети: - Матрешка. Потому что самая большая без крыши, а все остальные в ее домике живут.

- Посмотрите, какая красивая матрешка пришла к нам в гости.

- Что вам нравится в матрешке? Что в ней хорошего? Давайте откроем и посмотрим, кто там еще есть.

Логопед и дети раскладывают матрешек в один ряд, затем складывают обратно.

4. – Послушайте историю про матрешку…

Жила – была Матрешка. Решила она в путь отправиться, узнать, где ее Родина, откуда она произошла? Кто ее в такой красивый сарафан одел? Собирается Матрешка, а сама и думает: «Путь далекий, кругом опасность. Нужен мне в дороге помощник и защитник».

Долго искать не пришлось. Он жил в одной из сказок, Чиполлино, мальчик - луковка. «К нему никто не подойдет, - думает Матрёшка, потому что от него все плакать начнут».Чиполлино и согласился сопровождать матрешку.

Долго ли коротко ли шли наши путешественники. Смотрят, впереди камень, а на нем надпись: «Только тот сможет пройти через волшебные болота, кто знает сказку, которая учит детей говорить».

- Ребята, поможем нашим друзьям пройти трудный путь? Давайте покажем сказку. Но сначала ее нужно позвать: «Сказка, а – у – у». Не слышит, не отзывается. Попробуем спеть ей песенку.

Логопед вместе с детьми поют песенку – потешку:

Ай ду – ду – ду –

ду - ду - ду,

Сидит ворон на дубу.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченая,

Труба ладная,

Песня складная. Да!

- Это присказка поди! Сказка будет впереди!

5. Гимнастика для языка и губ под музыку.

– А сейчас давайте подарим друг другу улыбки и хорошее настроение.

Дети поворачиваются лицом друг к другу и выполняют упражнения «Улыбочка», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Болтушка» и т. д.

6. Развитие движений рук.

Матрешка и Чиполлино перебрались через волшебные болота, но ноги наша Красавица все же замочила. Ей срочно нужно принять горькую таблетку, только тогда она станет вновь здоровой. Но таблетка горькая, пить её неохота, а вылечиться хочется. Что делать?

Давайте покажем нашей матрешке, как нужно делать зарядку, чтобы не болеть.

Логопед показывает детям упражнение два раза, затем предлагает выполнять его по команде, без показа.

- Руки в стороны. Руки поднять до уровня плеч и составлять с ними одну линию.

- Руки вперед. Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой.

- Руки наверх. Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны одна другой.

– Сделала Матрешка зарядку, чаю липового напилась. А Чиполлино ей шарики волшебные принес, чтобы пальчики разрабатывать.

7. Самомассаж руки.

- Вот наши любимые разноцветные шарики. Мы будем катать их в руках и говорить такие слова:

Мячик сжать поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка умнее.

- Представьте себе, ребята, что это не шарики, а кусочки теста. Постряпаем ватрушки.

Дети вместе с логопедом произносят слова, катают и разминают шарики.

Мы постряпаем ватрушки,

Будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем,

Будем маме помогать.

-Помните, ребята, мы читали с вами рассказ, как первобытный человек добывал огонь? Возьмите в руки ваши граненные карандашики и выполним упражнение «Добываем огонь».

Дети катают в руках граненные карандаши и произносят слова:

Мы, как древние индейцы,

Добываем огонек.

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

8. Упражнения для нормализации мышечного тонуса пальцев.

- Давайте разберем нашу Матрешку еще раз и посмотрим, как там живут матрешки поменьше.

Самая маленькая Матрешка придумала для вас задание.

Нужно выполнить упражнения для пальчиков. Логопед показывает, дети выполняют.

Дети опускают руки вниз и потряхивают ненапряженными кистями;

имитируют стряхивание брызг с кистей рук;

имитируют полоскание белья;

поднимают скрещенные руки над головой, раздвигая пальцы - «рога оленя»;

опускают руки вниз, с силой сжимают кулаки, затем потряхивают ненапряженными кистями рук;

легко сжимают кулаки - «кошка добрая, она прячет свои коготки в подушечки лапок»;

разжимают кулаки, раздвигая и напрягая пальцы - «кошка рассердилась и выпустила свои коготки».

– Мы выполнили упражнения, которые предложила нам самая маленькая Матрешка.

А что же там наша, самая большая Матрешка? А вот что…

Пришли наши герои наконец в город Семенов Нижегородской области. Встретили их как самых дорогих гостей и подарили им…

А вот что им подарили, вы нарисуете дома и принесете на следующее занятие.

- Пока матрешка и Чиполлино пили чай, они узнали много интересного о жизни матрешек и, самое главное, что Родина Матрешки – Япония, а не Россия, как многие привыкли думать.

9. Подведение итогов.

Матрешка прощается с детьми в кругу и благодарит за помощь.

Публикации по теме:

НОД «Закрепление знаний о звуках [Р], [Р’], [Л], [Л’] и соответствующих буквах. Дифференциация звуков Р-Л.» Цель:Закрепить знания детей о звуках [Р],[Рь][Л],[Ль] и соответствующих буквах. Дифференциация звуков Р-Л. Закрепить умение правильно произносить.

НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Логопедическое занятие в подготовительной группе «Путешествие русской матрешки»
Опубликовано: 3 августа 2013 в 17:54
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...