Занятие «Путешествие в тундру»

Джамиля Банку
Занятие «Путешествие в тундру»

Интегрированное занятие по развитию речи и ручному труду "Путешествие в тундру"

Программное содержание.

1. Уточнить и систематизировать знания детей о быте коренных жителей.

2. Закрепить представление о жизнидеятельности растений и животных Севера.

3. Продолжать работу с природным материалом, совершенствовать умение самостоятельно определять последовательность действий при изготовлении поделки и выбирать материал.

4. Развивать связную речь, моторную деятельность.

5. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Материал: Картинки с изображением тундровой зоны, национальной одежды, животных Севера; ТСО; игрушка: Старичок-тундровичок; природный материал, пластилин; поделка "Олень" из природного материала.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети. Здравствуйте!

Игра. «Вопросы и ответы»

В какой стране мы живем? (ответы детей)

Как называется наш округ? (ответы детей)

В каком городе мы живем? (ответы детей)

Где расположен наш город? (ответы детей)

Где мы живем на юге или севере? (ответы детей)

Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. А куда мы отправимся, попробуйте догадаться. На доске написаны буквы. Из этих букв вам надо составить слово. У каждой буквы есть свой номер, этот номер показывает в какое окошечко домика надо поставить букву.

(Дети выполняют задание, получается слово «Тундра»)

Воспитатель. Молодцы, справились с заданием! А теперь можно прочитать слово (Тундра). Значит, куда мы отправимся? тундру).

Для нашего путешествия мы должны выбрать транспорт. А какой транспорт, я вам подскажу.

Загадка

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю

Отправляюсь я в полет

Что же это? (вертолет)

Да, мы отправимся в путешествие на вертолете. На нем лететь совсем недолго. (имитируем движение, полет на вертолете).

Приготовились в полет

Отправляем вертолет. (з-з-з)

Какой звук вы произносите при полете вертолета (звук"З")-(автоматизация звука)

Вот мы и прилетели. И снова снег, нет ни домов, ни машин. (обращаю внимание детей на картину с изображением тундровой зоны)

Как вы думаете, какие народности живут в тундре?

Дети. Ненцы, ханты, чукчи, селькупы.

(обращаю внимание детей на картину с изображением коренных жителей)

Воспитатель. Чем занимаются жители тундры?

Дети. Оленеводством, охотой, рыболовством.

Воспитатель. Как называется жилище, в котором они живут?

Дети. Чум

Воспитатель. Из чего строят чум?

Дети. Из шестов

Воспитатель. Чем утепляют чум?

Дети. Оленьей шкурой

Воспитатель. Как вы думаете в тундре есть растительность (ответы детей)

Воспитатель. Какая растительность?

Дети. Деревья, цветы, ягоды, грибы.

Воспитатель. Я предлагаю вам с помощью мяча вспомнить названия деревьев, ягод, грибов.

Игра с мячом. «Назови растительность тундры» (дети называют ягоды, грибы, деревья, цветы).

Воспитатель. Если есть растительность, значит что из этого следует?

Дети. Значит есть животные, которые ими питаются.

Воспитатель. Как их можно назвать одним словом?

Дети. Травоядные.

Воспитатель. Какие это животные?

Дети. Северный олень, заяц.

Воспитатель. Каких северных животных мы не назвали?

Дети. Песец, волк, полярная сова, белый медведь.

Воспитатель. Чем питаются эти животные? (мясом других животных). Какие это животные? (хищные)

Игра. «Кто лишний и почему?»

(обращаю внимание детей на картинки с изображением животных)

Воспитатель. Все они очень хорошо приспособились к жизни в таких суровых условиях.

Воспитатель. Сегодня мы поговорим об одном из этих животных, о каком вы должны догадаться сами.

Загадка. Словно царскую корону

Носит он свои рога

Ест лишайник, мох зеленый

Любит снежные луга.

(олень)

Воспитатель. Какую пользу приносят олени?

Дети. Это еда – мясо, кровь, сало; это одежда мужская – малица, женская – ягушка, сумки, куклы; на оленях перевозят людей и грузы; оленьей шкурой утепляют жилище; из оленьих рогов мастерят нужные в хозяйстве вещи, например, рукоятки ножей.

Воспитатель. Как жители тундры заботятся об оленях?

Дети. Охраняют их от хищных животных, укрывают от холодных ветров и насекомых.

Воспитатель. Давайте покажем как дует холодный ветер.

Дыхательная гимнастика. «Ветер дует»(дети должны произнести на одном выдохе гласный звук «с»).

Воспитатель. Существует такой праздник, который называется «День оленевода». На этом празднике коренные жители показывают свой быт, культуру (воспитатель показывает слайды с изображением праздничных мероприятий и рассказывает о них).

А сейчас я предлагаю вам закончить наше путешествие и вернуться в детский сад, так как нас с вами там ждет сюрприз, Вы согласны? (ответы детей).

Приготовились в полет

Отправляем вертолет (з-з-з)

(имитируем движение-полет на вертолете)

Воспитатель. Вот мы и вернулись. Что же за сюрприз нас ждет? (обращаю внимание детей на игрушку).Как вы думаете, от кого этот сюрприз?

Дети. От Старичка-тундровичка.

Воспитатель. Давайте заглянем в корзинку, интересно, что там (воспитатель вместе с детьми выкладывает из корзинки все, что там лежит: природный материал – шишки, веточки, скорлупа фисташек, ракушки).

Старичок-тундровичок знает о том, что вы любите трудиться, поэтому предлагает вам сделать поделку «Олень» из природного материала.

Воспитатель. Назовите основные детали поделки. (рассматриваем поделку-образец)

Дети. Голова, туловище, ноги, уши, рога, хвост.

Воспитатель. Работая с природным материалом, что мы должны надеть?

Дети. Фартуки, нарукавники.

Воспитатель. Для чего?

Дети. Для того, чтобы не запачкать одежду.

Воспитатель. Итак, надеваем фартуки, нарукавники. И чтобы перед работой размять наши пальчики, поиграем в игру.

Пальчиковая игра.

Раз, два, четыре, пять!

Будем пальчики считать

Пальчики крепкие,

Пальчики дружные,

Все такие нужные.

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые

Хоть не очень чистые!

А теперь приступаем к работе. Выберите тот материал, который вам необходим для работы.

(дети выбирают шишки, ветки, ракушки, скорлупу)

Воспитатель. Расскажите о последовательности своей работы (для туловища возьмем шишку, голову сделаем из пластилина, в качестве ног и рогов используем ветки, ракушка будет служить мордочкой и хвостом, скорлупа используется в качестве ушей. Все детали соединяем с помощью пластилина).

(самостоятельная работа детей под музыку)

(выставляем свои работы на снежную поляну и играем в игру)

Игра. «Сосчитай» (счет до 5)

Воспитатель. Если их много, то как можно сказать одним словом?

Дети. Стадо оленей.

Малоподвижная игра. «У оленя дом большой»

У оленя дом большой,

Он в свое окно глядит.

Бежит заинька косой,

В дверь к нему стучит.

Заяц, заяц, стой, стой,

Там в лесу охотник злой,

Ты ко мне в дом забегай,

Свои лапочки давай!

Вы старались, мастерили, трудно было не устать!

Потрудились от души, все работы хороши!

Воспитатель. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.

Дети.

-Составляли слово из букв.

-Разгадывали загадки.

-Играли с мячом.

-Играли в игры "Кто лишний и почему?", "Сосчитай".

-Играли в пальчиковую игру.

-Играли в игру "У оленя дом большой".

-Выполняли дыхательную гимнастику.

-Выполняли поделку из природного материала.

Воспитатель. Не все задания были просты, но вы с ними справились. Молодцы!

Публикации по теме:

Мои достиженияМои достижения Я являюсь участником конкурса "1001 идея интересного занятия с детьми" в рамках 12-го Всероссийского августовского интернет-педсовета в.

Проект по патриотическому воспитанию: «В гостях у ханты в тайге», для детей 5–7 лет Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по воспитанию.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Занятие «Путешествие в тундру»
Опубликовано: 25 ноября 2012 в 00:19
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...