«Путешествие в каменный век». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Анна Ширинян
«Путешествие в каменный век». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Занятие: «Путешествие в каменный век»

Цель. Познакомить с тем, как люди общались с помощью знаков, жестов, мимики, как они научились говорить. Закреплять знания о звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Воспитывать любознательность.

Материал и оборудование. Таблицы «Добавки», «Волшебные превращения», скороговорки. Теме

Ход занятия.

Воспитатель. Наверное, многие из вас задавали себе вопрос: «Как люди начали говорить? Как они придумали слова?» Ответить на них непросто. Да и однозначных ответов на эти вопросы нет, потому что от самых древних людей до нас не дошли никакие письменные памятники (книги или рукописи). А слова только тогда могут передаваться от поколения к поколению и сохраняться в неизменном виде, когда их записывают. О происхождении речи существуют разные версии-догадки. Чтобы легче было представить мир безмолвия, давайте перенесемся в древние времена. Как общались первобытные люди? (С помощью знаков, жестов, мимики). Но им было не всегда легко понять друг друга, а понимать надо было, чтобы действовать согласованно в борьбе за жизнь. Постепенно они научились общаться с помощью выкриков типа «Эй!», «Стой!», «Дай!», «Брось!» и т. д. Некоторые ученые считают, что первыми словами как раз были такие слова-команды, обозначающие действия. Позже люди начали использовать слова, называющие различные действия, предметы. Так возник язык, возникла речь.

Итак, люди научились говорить, потому что им необходимо было общаться. Речь помогла людям обсуждать свои дела, строить планы, вспоминать то, что было; решать, что делать дальше. Люди стали обмениваться мыслями, и это развивало их мышление.

Очевидно, речь появилась в каменном веке, когда первобытные люди стали делать первые каменные орудия. А теперь обсудим некоторые вопросы, имеющие отношение к теме нашего занятия.

Современные люди умеют говорить. Значит ли это, что язык жестов не нужен? (Нет, язык жестов сохранился и в наше время. Иногда он нам помогает, делает наше общение выразительным).

Давайте выясним, как мы с вами владеем языком жестов. Как принято приветствовать друг друга? (Протягивать руку. Махать рукой). Предупреждать, что чего-то делать нельзя? (Грозить пальцем.) Как одним знаком установить тишину (Приложить палец к губам и сомкнуть их).Показать, что правильно понимаем друг друга (Кивнуть головой).

Однако нужно помнить: привычка размахивать руками, наскакивать на собеседника, толкать его, хватать за одежду во время разговора-это признак невоспитанности, неумения вести себя в обществе.

Давайте покажем, как мы владеем речью. (Проводится игра: «Полслова за вами».

Воспитатель. Встаньте в круг. Я буду стоять в центре с мячом. Внимательно слушайте меня. Я произношу начало слова, бросая мяч кому-нибудь из вас. Тот, кто ловит мяч, должен это слово закончить. (Например: ло-шадь, ло-пата, иг-ра, по-ле, зи-ма, вес-на, ко-мар, ко-за, тет-радь и т. д.)

Кто не сумеет закончить слово или уронит мяч, выходит из круга.

Проводится игра «Добавки»

Воспитатель. Я буду показывать вам таблички со словами. Вы должны к каждому слову добавить по одной букве в начале (слева) так, чтобы получилось новое слово. Желающие назвать буквы должны поднять руку. (Например, к-рот, м-ель, т-игры, о-лень и т. д.). Молодцы! Хотите поупражняться в произношении скороговоркой? «Чищу щуке чешую. Желтый, жирный. Жадный жук прятал денежки в сундук. Ехал грека через реку, видит Грека: в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап-цап1 Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои!». Молодцы! А теперь еще поиграем. Игра называется «Волшебные приключения». Образуйте новые слова, заменив подчеркнутую букву на ее звонкую или глухую пару. Например, точка (дочка, уточка (удочка, плоты (плоды); коза (коса, шар (жар).

Воспитатель. А теперь задание на различие твердых и мягких согласных звуков. Услышав твердый звук, поднимите правую руку; услышав мягкий звук-левую. (Например, дал-даль, лук-люк, был-бил,вол-вел и т. д.)

Друзья, наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы заглянули в каменный век и задумались над тем, как люди научились говорить. Вы поняли, как наши предки вырвались из мира безмолвия? Труд создал язык, потому что людям без него трудно совместно работать. Язык-величайшее достижение в развитии человеческого общества. Сотни поколений старались сделать язык таким, чтоб он хорошо служил людям, чтоб в нем были все нужные слова, чтоб на нем легко было выразить любую мысль. Наш язык стал богатым, точным, выразительным. Давайте же и мы не растеряем его богатства! Овладеем его секретами, изучим его тайны! И тогда наша речь будет красивой и яркой!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Замок»Дидактическая игра «Замок» Здравствуйте, я работаю в подготовительной логопедической группе. Для закрепления звонких и глухих согласных сделала вот такую игру \"Замок\".В.

Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха для детей 5–7 лет.Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха для детей 5–7 лет. Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха. Занимаясь проблемой развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Путешествие в каменный век». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Опубликовано: 22 октября 2013 в 00:23
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Современная поздравительная открытка для мамы» Мастер-класс.
Дорогие друзья, посетившие мою страничку, вашему вниманию хочу предложить мастер-класс по изготовлению современной открытки для мамы. День матери-это...
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Кукольный театр своими руками
Самое интересное волшебство-это кукольный театр. Ведь только там оживают куклы-актеры, разговаривают со зрителем. Какое множество разнообразия кукольного...