Занятие-развлечение по экологии «Воздух-невидимка» для детей старшей группы

Елена Гладуш
Занятие-развлечение по экологии «Воздух-невидимка» для детей старшей группы

Программное содержание: рассказать детям о значении воздуха в жизни человека, животных и растений. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха. Рассказать о роли растений в очищении воздуха. Развивать у детей речь, мышление, умение слушать вопросы и отвечать на них, отгадывать загадки. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес к окружающему, отзывчивость, желание помочь, любознательность. Развлечь и эмоционально настроить детей, вызвать радостное настроение.

Оборудование: тазики с водой, пластиковая бутылка (целая, с крышкой, прозрачные пластиковые бутылки со срезанным дном (с крышками) - для каждого ребенка, стаканчики с водой и соломинкой для коктейля (на каждого ребенка, воздушные шары, стеклянная банка, мыльные пузыри.

Ход занятия:

Воспитатель: - Встанем дружно мы в кружок, за руки возьмемся. А теперь, мои друзья, друг другу улыбнемся.

Воспитатель: - о чем мы будем сегодня говорить, узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно: Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Воспитатель: - Правильно, это воздух. И именно о нем пойдет сегодня речь. Но прежде сядьте поудобнее на свои места (дети садятся на стульчики).

Воспитатель: - Кто-нибудь из вас увидел воздух? (Предполагаемый ответ-нет). Он невидимка. Он повсюду: вокруг земли, вокруг нас, и внутри, и высоко в небе. У чистого воздуха нет ни цвета, ни запаха, поэтому мы его не замечаем. Но мы можем почувствовать его, когда он приходит в движение. Движущийся воздух называют ветром. В зависимости от погоды ветер бывает теплым или холодным, сухим или влажным. Воздух нужен для дыхания людям, животным и растениям. Поэтому если бы воздуха не было, на Земле не существовало бы ни растений, ни людей, ни животных. Без воздуха на Земле исчезли бы реки, моря и океаны; небо стало бы черного цвета, а на землю не упала бы ни одна капля дождя. Без воздуха мы замерзнем, или наоборот, нас сожгут беспощадные лучи солнца. Без воздуха нам не прожить даже 5 минут. Говорить, петь и слушать нам также помогает воздух, потому что только в нем могут распространяться звуки. Там где нет воздуха, царит безмолвие, тишина. Воздух – это смесь невидимых газов: азота, кислорода и углекислого газа. Самый главный газ для людей и животных - кислород. Мы вдыхаем воздух богатый кислородом, пропускаем его через себя, а выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ. Почему же кислород не кончается, если так много людей, животных им дышат? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, потому, что кислород нам дают зеленые растения. Они вбирают в себя углекислый газ, который выдыхают люди и животные, а сами выделяю кислород. Так и живут, помогая друг другу дышать люди и растения. Чем больше на земле лесов и садов, травы и цветов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче дышать человеку. Вот почему надо беречь что? (Ответы детей) Да, надо беречь каждое деревце, кустик и каждую травинку, где бы они ни росли.

Воспитатель: - Ребята! Прислушайтесь! Кто-то стоит за дверью. (Слышатся голоса Знайки и Незнайки: Есть! Нет! Есть.)

Воспитатель: - Наверное, кто-то пришел к нам в гости! (Открываю дверь. Незнайка и Знайка продолжают спорить)

Воспитатель: - Здравствуйте, друзья!

Незнайка и Знайка: - Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: - Что случилось, Незнайка? О чем вы спорите Знайка?

Знайка: - Незнайка говорит, что воздуха нет, потому что его никто не видит. А я говорю, что я тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас.

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете? (Ответы детей)

Незнайка:- (обращаясь к Знайке) Знаю, знаю (передразнивая его) – это твое любимое слово. А я тебе не верю! Ты докажи, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате.

Знайка: - Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть.

Воспитатель: - Почему мы не видим воздух? Почему его называют воздух-невидимка? Как ты это докажешь, Знайка?

Знайка: - Ребята, как мы докажем? (Ответы детей) Можно провести опыты.

Воспитатель: - Знайка, возьми на столе то, что тебе надо для опыта. А мы, ребята, вместе с Незнайкой будем внимательно наблюдать за опытом Знайки! (Знайка берет прозрачную бутылку с крышкой со срезанным дном, и показывая её Незнайке и детям говорит)

Знайка: - Ребята, как вы считаете эта бутылочка пустая? Внимательно посмотрите есть ли в ней что нибудь? (Показывает бутылочку всем детям и в последнюю очередь Незнайке. Выслушивает ответы детей, но не оценивает их.)

Незнайка: - Ну что ты престал к нам со своей бутылкой? Каждому ясно, ч то в ней ничего нет и быть не может. Ведь у твоей бутылки даже дна нет!

Знайка (загадочно улыбается): - Говоришь, нет ничего в моей бутылке? А вот мы сейчас проверим. (Знайка переворачивает бутылку срезанным дном вниз и медленно опускает её в банку с подкрашенной водой и говорит) – Бутылочку нужно держать очень ровно. Что получилось? (В банке вода поднялась выше, банка кажется полнее) А в бутылку вода попадает? (Предполагаемый ответ нет) Почему? (Ответы детей) Делаем вывод: в бутылке есть воздух, он не пускает в бутылку воду. А сейчас я открою бутылку и выпущу воздух из нее. При этом бутылку из банки я не поднимаю. (Открывает крышку бутылки и вода попадает в бутылку, а уровень воды в банке становится меньше)

Знайка: - Делаем еще один вывод: воздух легче воды и поэтому, когда я открыл крышку бутылки вода вытолкнула воздух из бутылки, а сама заняла место воздуха.

Воспитатель: - Хотите самостоятельно проделать этот опыт вместе Знайкой и Незнайкой? (Предполагаемый ответ- да)

Дети подходят к столам и повторяют опыт со Знйкой. В это время ставится овальный столик, с тазиком наполненный водой и целая пластиковая бутылка с крышкой.

Знайка: - Ребята, то что воздух есть вокруг нас и в бутылке, а еще то что он легче воды можно увидеть, проделав еще один опыт. Интересно, что за опыт? (предполагаемый ответ – да)

Воспитатель: - Давайте сделаем круг вокруг овального столика, на котором стоит тазик с водой. (Знайка демонстрирует всем, что из бутылки ничего не сыпется и не льется, закручивает крышку, опускает бутылку на воду)

Знайка: - Тонет бутылка? (предполагаемый ответ – нет)

Приложив силу Знайка погружает бутылку в воду и под водой открывает крышку, появляются звуки и пузырьки.

Знайка: - Что появилось в воде? Предполагаемые ответы - пузырьки и звуки) Откуда они взялись? Это воздух выходит из бутылки, а его место в бутылке занимает вода. А почему Незнайка думал, что в бутылке ничего нет? (Предполагаемый ответ – потому что воздух прозрачный, невидимый)

Знайка: - Ну, что Незнайка, ты убедился в существовании воздуха?

Незнайка: - Эка, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел тебя подразнить. Я, например, знаю, как можно воздух увидеть. Теперь я буду вами руководить. (Берет стакан с водой и опускает в него соломку)

Незнайка: - Однажды в гостях меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было! (Обращается к детям) – Ребята, берите стаканы с трубочкой и водой, и дуйте в соломинку, как я! У вас такое получится! Буря в стакане воды! (дети выполняют)

Знайка: - Молодец, Незнайка, это интересный опыт. (дети ставят стаканы с трубочкой на стол и садятся на стульчики)

Незнайка: - А я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать (пускает мыльные пузыри) Они такие красивые, разноцветные и летают. Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри? (Ответы детей.)

Знайка: - И я люблю мыльные пузыри пускать, а что находится внутри мыльных пузырей, как ты думаешь, Незнайка?

Незнайка: - Ну, что ты глупые вопросы задаешь? Каждому ясно, что внутри мыльных пузырей должно быть мыло!

Знайка: - Неужели, и вы ребята, так думаете? (Ответы детей) – А что было бы, если бы внутри пузырей действительно оказалось бы мыло? (Ответы детей)

Незнайка: - Воздух, мыло – какая разница. Вот ты мне лучше скажи – и я, и ребята, все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята подышите своими носиками. Отлично. И у медведя, зайки, лисы тоже есть нос. А как же дышат растения? Куда они свои носы спрятали?

Знайки: - А у растений нет никаких носов, но за то на листиках есть маленькие дырочки-отверстия их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик.

Незнайка: - Значит и колокольчику, и березке, всем нужен воздух? А я об этом не знал. А вот как узнать, что я дышу? Может я просто рот открываю?

Знайка: - А это очень просто. Ребята, и ты Незнайка, поднесите свои ладошки сначала ко рту, затем к носу и подышите. Ладошкам становится тепло от вашего дыхания. А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте закрыть рот и нос (пробуют).

Незнайка: - Так, теперь все понятно. Я даже придумал где можно найти много воздуха сразу – в шарике! Он так и называется - воздушный шарик.

Знайка: - Ну что, Незнайка, понял, что воздух есть?

Незнайка: - Да, теперь понял, что воздух вокруг нас. Просто я считал, что раз я воздух не вижу, значит, его нет. А вы с ребятами убедили меня, что воздух есть.

Знайка: - Спасибо, ребята, за помощь!

Незнайка: - Спасибо! Вы настоящие друзья!

Знайка: - мы с Незнайкой дарим вам на память о нашей встречи воздушные шары. (дает шары воспитателю)

Воспитатель: - Что нужно сказать за шарики? (Предполагаемые ответы – спасибо)

Незнайка и Знайка: - До свидания! (уходят)

Воспитатель: - Встанем дружно мы в кружок, за руки возьмемся, и еще друг другу мило улыбнемся! А теперь, руки опустите. Поиграем в игру с мячом. Называется она «Какой воздух». (Тот, кто поймал мяч, возвращает его ведущему со словом-ответом на вопрос: какой может быть воздух - свежий, чистый, теплый, холодный, горячий, влажный, сухой, вредный, полезный, сырой, морской, речной, лесной, городской, грязный, легкий, приятный, не приятный, комнатный, уличный, лечебный)

Воспитатель: - Молодцы, а теперь садитесь на свои места. Подумайте и скажите где воздух чище в лесу или в городе? (Ответы детей) – Что должны делать или не делать люди, чтобы воздух был вокруг нас чистым? Предполагаемые ответы – не ломать деревья, не рвать траву, садить деревья) - Ребята, тот, кому понравилось занятие улыбнитесь – наше занятие законченно. Мне очень приятно, что вы все улыбаетесь! Спасибо.

Публикации по теме:

План занятия по экологии «Урок чистоты» (старшая группа) Отчет «Урок чистоты» группа №10МБДОУ№6 «Улыбка» ЗМРРТ 16сентября 2013года 1. Нод. Познание. Тема: «Чистый воздух и вода – богатство страны».

Проектная деятельность по теме: «Этот удивительный воздух», в старшей группе Образовательная область-Познавательное развитие. Вид проекта-опытно-экспериментальный. Актуальность темы: "Детское экспериментирование претендует.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие-развлечение по экологии «Воздух-невидимка» для детей старшей группы
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 19:41
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-ласс «Зимний домик»
Новый год – это волшебное и сказочное время, наступления которого с нетерпением ждут дети и взрослые. Каждый ждет чуда в этот день. В это время все кругом...
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...