Занятие-развлечение по экологии «Воздух-невидимка» для детей старшей группы

Елена Гладуш
Занятие-развлечение по экологии «Воздух-невидимка» для детей старшей группы

Программное содержание: рассказать детям о значении воздуха в жизни человека, животных и растений. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха. Рассказать о роли растений в очищении воздуха. Развивать у детей речь, мышление, умение слушать вопросы и отвечать на них, отгадывать загадки. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес к окружающему, отзывчивость, желание помочь, любознательность. Развлечь и эмоционально настроить детей, вызвать радостное настроение.

Оборудование: тазики с водой, пластиковая бутылка (целая, с крышкой, прозрачные пластиковые бутылки со срезанным дном (с крышками) - для каждого ребенка, стаканчики с водой и соломинкой для коктейля (на каждого ребенка, воздушные шары, стеклянная банка, мыльные пузыри.

Ход занятия:

Воспитатель: - Встанем дружно мы в кружок, за руки возьмемся. А теперь, мои друзья, друг другу улыбнемся.

Воспитатель: - о чем мы будем сегодня говорить, узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно: Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Воспитатель: - Правильно, это воздух. И именно о нем пойдет сегодня речь. Но прежде сядьте поудобнее на свои места (дети садятся на стульчики).

Воспитатель: - Кто-нибудь из вас увидел воздух? (Предполагаемый ответ-нет). Он невидимка. Он повсюду: вокруг земли, вокруг нас, и внутри, и высоко в небе. У чистого воздуха нет ни цвета, ни запаха, поэтому мы его не замечаем. Но мы можем почувствовать его, когда он приходит в движение. Движущийся воздух называют ветром. В зависимости от погоды ветер бывает теплым или холодным, сухим или влажным. Воздух нужен для дыхания людям, животным и растениям. Поэтому если бы воздуха не было, на Земле не существовало бы ни растений, ни людей, ни животных. Без воздуха на Земле исчезли бы реки, моря и океаны; небо стало бы черного цвета, а на землю не упала бы ни одна капля дождя. Без воздуха мы замерзнем, или наоборот, нас сожгут беспощадные лучи солнца. Без воздуха нам не прожить даже 5 минут. Говорить, петь и слушать нам также помогает воздух, потому что только в нем могут распространяться звуки. Там где нет воздуха, царит безмолвие, тишина. Воздух – это смесь невидимых газов: азота, кислорода и углекислого газа. Самый главный газ для людей и животных - кислород. Мы вдыхаем воздух богатый кислородом, пропускаем его через себя, а выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ. Почему же кислород не кончается, если так много людей, животных им дышат? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, потому, что кислород нам дают зеленые растения. Они вбирают в себя углекислый газ, который выдыхают люди и животные, а сами выделяю кислород. Так и живут, помогая друг другу дышать люди и растения. Чем больше на земле лесов и садов, травы и цветов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче дышать человеку. Вот почему надо беречь что? (Ответы детей) Да, надо беречь каждое деревце, кустик и каждую травинку, где бы они ни росли.

Воспитатель: - Ребята! Прислушайтесь! Кто-то стоит за дверью. (Слышатся голоса Знайки и Незнайки: Есть! Нет! Есть.)

Воспитатель: - Наверное, кто-то пришел к нам в гости! (Открываю дверь. Незнайка и Знайка продолжают спорить)

Воспитатель: - Здравствуйте, друзья!

Незнайка и Знайка: - Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: - Что случилось, Незнайка? О чем вы спорите Знайка?

Знайка: - Незнайка говорит, что воздуха нет, потому что его никто не видит. А я говорю, что я тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас.

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете? (Ответы детей)

Незнайка:- (обращаясь к Знайке) Знаю, знаю (передразнивая его) – это твое любимое слово. А я тебе не верю! Ты докажи, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате.

Знайка: - Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть.

Воспитатель: - Почему мы не видим воздух? Почему его называют воздух-невидимка? Как ты это докажешь, Знайка?

Знайка: - Ребята, как мы докажем? (Ответы детей) Можно провести опыты.

Воспитатель: - Знайка, возьми на столе то, что тебе надо для опыта. А мы, ребята, вместе с Незнайкой будем внимательно наблюдать за опытом Знайки! (Знайка берет прозрачную бутылку с крышкой со срезанным дном, и показывая её Незнайке и детям говорит)

Знайка: - Ребята, как вы считаете эта бутылочка пустая? Внимательно посмотрите есть ли в ней что нибудь? (Показывает бутылочку всем детям и в последнюю очередь Незнайке. Выслушивает ответы детей, но не оценивает их.)

Незнайка: - Ну что ты престал к нам со своей бутылкой? Каждому ясно, ч то в ней ничего нет и быть не может. Ведь у твоей бутылки даже дна нет!

Знайка (загадочно улыбается): - Говоришь, нет ничего в моей бутылке? А вот мы сейчас проверим. (Знайка переворачивает бутылку срезанным дном вниз и медленно опускает её в банку с подкрашенной водой и говорит) – Бутылочку нужно держать очень ровно. Что получилось? (В банке вода поднялась выше, банка кажется полнее) А в бутылку вода попадает? (Предполагаемый ответ нет) Почему? (Ответы детей) Делаем вывод: в бутылке есть воздух, он не пускает в бутылку воду. А сейчас я открою бутылку и выпущу воздух из нее. При этом бутылку из банки я не поднимаю. (Открывает крышку бутылки и вода попадает в бутылку, а уровень воды в банке становится меньше)

Знайка: - Делаем еще один вывод: воздух легче воды и поэтому, когда я открыл крышку бутылки вода вытолкнула воздух из бутылки, а сама заняла место воздуха.

Воспитатель: - Хотите самостоятельно проделать этот опыт вместе Знайкой и Незнайкой? (Предполагаемый ответ- да)

Дети подходят к столам и повторяют опыт со Знйкой. В это время ставится овальный столик, с тазиком наполненный водой и целая пластиковая бутылка с крышкой.

Знайка: - Ребята, то что воздух есть вокруг нас и в бутылке, а еще то что он легче воды можно увидеть, проделав еще один опыт. Интересно, что за опыт? (предполагаемый ответ – да)

Воспитатель: - Давайте сделаем круг вокруг овального столика, на котором стоит тазик с водой. (Знайка демонстрирует всем, что из бутылки ничего не сыпется и не льется, закручивает крышку, опускает бутылку на воду)

Знайка: - Тонет бутылка? (предполагаемый ответ – нет)

Приложив силу Знайка погружает бутылку в воду и под водой открывает крышку, появляются звуки и пузырьки.

Знайка: - Что появилось в воде? Предполагаемые ответы - пузырьки и звуки) Откуда они взялись? Это воздух выходит из бутылки, а его место в бутылке занимает вода. А почему Незнайка думал, что в бутылке ничего нет? (Предполагаемый ответ – потому что воздух прозрачный, невидимый)

Знайка: - Ну, что Незнайка, ты убедился в существовании воздуха?

Незнайка: - Эка, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел тебя подразнить. Я, например, знаю, как можно воздух увидеть. Теперь я буду вами руководить. (Берет стакан с водой и опускает в него соломку)

Незнайка: - Однажды в гостях меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было! (Обращается к детям) – Ребята, берите стаканы с трубочкой и водой, и дуйте в соломинку, как я! У вас такое получится! Буря в стакане воды! (дети выполняют)

Знайка: - Молодец, Незнайка, это интересный опыт. (дети ставят стаканы с трубочкой на стол и садятся на стульчики)

Незнайка: - А я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать (пускает мыльные пузыри) Они такие красивые, разноцветные и летают. Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри? (Ответы детей.)

Знайка: - И я люблю мыльные пузыри пускать, а что находится внутри мыльных пузырей, как ты думаешь, Незнайка?

Незнайка: - Ну, что ты глупые вопросы задаешь? Каждому ясно, что внутри мыльных пузырей должно быть мыло!

Знайка: - Неужели, и вы ребята, так думаете? (Ответы детей) – А что было бы, если бы внутри пузырей действительно оказалось бы мыло? (Ответы детей)

Незнайка: - Воздух, мыло – какая разница. Вот ты мне лучше скажи – и я, и ребята, все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята подышите своими носиками. Отлично. И у медведя, зайки, лисы тоже есть нос. А как же дышат растения? Куда они свои носы спрятали?

Знайки: - А у растений нет никаких носов, но за то на листиках есть маленькие дырочки-отверстия их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик.

Незнайка: - Значит и колокольчику, и березке, всем нужен воздух? А я об этом не знал. А вот как узнать, что я дышу? Может я просто рот открываю?

Знайка: - А это очень просто. Ребята, и ты Незнайка, поднесите свои ладошки сначала ко рту, затем к носу и подышите. Ладошкам становится тепло от вашего дыхания. А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте закрыть рот и нос (пробуют).

Незнайка: - Так, теперь все понятно. Я даже придумал где можно найти много воздуха сразу – в шарике! Он так и называется - воздушный шарик.

Знайка: - Ну что, Незнайка, понял, что воздух есть?

Незнайка: - Да, теперь понял, что воздух вокруг нас. Просто я считал, что раз я воздух не вижу, значит, его нет. А вы с ребятами убедили меня, что воздух есть.

Знайка: - Спасибо, ребята, за помощь!

Незнайка: - Спасибо! Вы настоящие друзья!

Знайка: - мы с Незнайкой дарим вам на память о нашей встречи воздушные шары. (дает шары воспитателю)

Воспитатель: - Что нужно сказать за шарики? (Предполагаемые ответы – спасибо)

Незнайка и Знайка: - До свидания! (уходят)

Воспитатель: - Встанем дружно мы в кружок, за руки возьмемся, и еще друг другу мило улыбнемся! А теперь, руки опустите. Поиграем в игру с мячом. Называется она «Какой воздух». (Тот, кто поймал мяч, возвращает его ведущему со словом-ответом на вопрос: какой может быть воздух - свежий, чистый, теплый, холодный, горячий, влажный, сухой, вредный, полезный, сырой, морской, речной, лесной, городской, грязный, легкий, приятный, не приятный, комнатный, уличный, лечебный)

Воспитатель: - Молодцы, а теперь садитесь на свои места. Подумайте и скажите где воздух чище в лесу или в городе? (Ответы детей) – Что должны делать или не делать люди, чтобы воздух был вокруг нас чистым? Предполагаемые ответы – не ломать деревья, не рвать траву, садить деревья) - Ребята, тот, кому понравилось занятие улыбнитесь – наше занятие законченно. Мне очень приятно, что вы все улыбаетесь! Спасибо.

Публикации по теме:

План занятия по экологии «Урок чистоты» (старшая группа) Отчет «Урок чистоты» группа №10МБДОУ№6 «Улыбка» ЗМРРТ 16сентября 2013года 1. Нод. Познание. Тема: «Чистый воздух и вода – богатство страны».

Проектная деятельность по теме: «Этот удивительный воздух», в старшей группе Образовательная область-Познавательное развитие. Вид проекта-опытно-экспериментальный. Актуальность темы: "Детское экспериментирование претендует.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие-развлечение по экологии «Воздух-невидимка» для детей старшей группы
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 19:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...