Занятие-развлечение по экспериментальной деятельности «Удивительный песок»

Елена Суханова
Занятие-развлечение по экспериментальной деятельности «Удивительный песок»

«Удивительный песок»

Цель:

• познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом.

• дать представления о свойствах песка.

Задачи:

• Образовательные: формирование умения осуществлять осознанную деятельность (Как это делать? Что я узнаю? Что сделано);

• Развивающие: продолжить работу над развитием логического мышления, познавательно-психических процессов, речи, мелкой моторики.

• Воспитательные: формирование нравственно-волевых качеств, формирование представления о значимости природы в жизни человека, воспитание чувства ответственности, привитие культуры общения.

Методы и методические приёмы:

• беседа;

• наблюдение;

• создание проблемной ситуации;

• исследовательский;

экспериментально-опытный;

• объяснительно-иллюстративный;

• моделирование (схемы опытов с песком);

• игровой;

• совместная деятельность с детьми.

Ход занятия:

На проекторе заставка детского познавательного центра «Родничок»

1. Орг. момент: «Внимание, внимание, журналисты. Объявляется начало рабочего дня.»

Круг радости «Слем»

Слем, ыздар! Слем, слем!

Слем, балалар! Слем, слем!

Мы вместе дружно скажем всем:

- Слем, слем, слем!

Сегодня в редакции нашего научного журнала «Родничок» гости. Давайте поприветствуем наших гостей на казахском языке: «Слеметсіздер ме!»

2. Входит главный редактор.

Занятие-развлечение по экспериментальной деятельности «Удивительный песок»

его руках посылка.

-Доброе утро, коллеги. Сегодня утром в нашу редакцию пришла посылка от детей из детского сада «Балапан» - цыплёнок, из столицы нашей Родины – Астаны. Они просят срочно выпустить научный журнал о том, что удивительного

и полезного в том, что лежит в посылке. Итак, приступайте! У вас есть время до конца рабочего дня!

Главный редактор отдаёт посылку редактору и занимает место за монитором своего компьютера.

3. Редактор рассматривает посылку. К ней прикреплён чистый тетрадный лист бумаги.

– Странно, что же там внутри? Чему мы должны посветить наш журнал?

Замечает на посылке небольшой листочек с инструкцией:

«Чтоб удалось посланье прочитать,

Его вам нужно нагревать!»

-Чем мы можем нагреть послание? (ищет глазами по комнате, дети предлагают варианты решения проблемы.)

Редактор замечает утюг на столике, предлагает воспользоваться им. Приглашает одного из детей помочь погладить листок.

роступает текст загадки:

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И с ребятами играть. (песок)

(СЛАЙД 2)

-А чем же удивителен и полезен песок? (СЛАЙД 3)

Подумаешь, его полно в детских песочницах, на стройках!

(СЛАЙД 4)

У нас серьёзный журнал и мы можем напечатать только то, что сами проверили. Поэтому я приглашаю вас в нашу лабораторию. Но в любой работе есть свои правила. Приглашаю нашего инструктора по технике безопасности. Он нам расскажет, как нужно работать с песком.

(СЛАЙД 5)

Чтобы ни в глаза, ни в рот

Нам песок попасть на смог,

Аккуратно надо сыпать,

Чтоб песчинки не просыпать.

Вдруг просыпал ты песок-

Рядом веник и совок.

(СЛАЙД 6)

1 Опыт. «Рассмотри песок под лупой». – «Всезнайка» нам подсказывает, что нужно рассмотреть песок поближе. Внимательно рассмотрите мелкий и крупный песок. Но почему он с мусором? Как можно очистить песок от мусора? (Просеять песок с помощью сита). Предлагаю отделить песок от мусора. (Каждый ребёнок берёт сито, насыпает в него ложечкой песок и просеивает над тарелочкой, а мусор высыпают в специальную ёмкость). Из чего состоит песок? Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются. (наблюдают) - Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

-Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.

- Какого они цвета? (Темные и светлые.) - Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (Не одинаковые, есть крупные и мелкие.) Насыпать песок в «Песочную мельницу». – Что происходит с песком? - Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)

Давайте посмотрим, что интересного про песок можно увидеть во «Всезнайке».

(СЛАЙД 7) Чистый песок на берегу моря вместе с солнцем, морем, голубым небом - это счастье!

(СЛАЙД 8) В пустыни - песок и только песок – куда ни глянь! Он бывает разрушительным, страшным во время песчаных бурь…

(СЛАЙД 9) Казахстан богат песчаными пустынями: Бетпак-дала, Каракум, Муюнкум.

(СЛАЙД 10) Песок по-казахски – м.

Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.

–Нам понадобятся фотографии для журнала, для этого опыта нам нужны фото операторы. (Назначаются 2 ребёнка, которым даются фотоаппараты и они «снимают», результаты опыта).

-Помощник редактора (ребёнок, отнеси, пожалуйста, первую страницу нашего журнала Татьяне Владимировне (главному редактору).

Помощник редактора: «Татьяна Владимировна, первая страница журнала готова!»

2 Опыт. «Мокрый песок». -У меня есть два одинаковых прозрачных стаканчика с песком. Давайте представим, что на песочек в одном стакане прошёл дождик (один из детей поливает на песок из леечки). - Каким стал песок? (тёмным, влажным, мокрым, тяжёлым) - Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах.

- А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)

Вывод: При намокании песок становится тяжелее, темнее и приобретает запах сырости.

–Приглашаю фото операторов. -Помощник редактора (ребёнок, отнеси, пожалуйста, следующую страницу нашего журнала Татьяне Владимировне (главному редактору).

Помощник редактора: «Татьяна Владимировна, следующая страница журнала готова!»

3 опыт. «Постройки из песка». -У нас есть мокрый песок. Что же интересного можно сделать с мокрым песком? (Сделать замки, паски и другие постройки). (СЛАЙД 11) - Посмотрите, какие интересные постройки можно сделать из песка. Предлагаю за одним столом сделать куличики, а за другим постройки из песка. Почему песок не рассыпается, а остаётся такой же формы, как паска? (Потому что песчинки мокрые, они прилипают друг к другу). -А почему из сухого песка не получилось сделать постройку? (Потому что в сухом песке все песчинки рассыпаются, не держатся друг за друга).-Предлагаю украсить свои работы ракушками, цветными камушками, разноцветной морской солью, шишками.

(СЛАЙД 12)– А вы знаете, что песочным ещё бывает тесто. Его так назвали потому, что когда кушаешь печенье из песочного теста, оно рассыпается во рту на мелкие крошки, как песок рассыпается на песчинки.

Вывод: Из мокрого песка можно делать постройки, лепить куличи, а из сухого нет. –Приглашаю фото операторов. -Помощник редактора (ребёнок, отнеси, пожалуйста, следующую страницу нашего журнала Татьяне Владимировне (главному редактору). Помощник редактора: «Татьяна Владимировна, следующая страница журнала готова!»

4 Опыт. «Сахар и песок в воде». –А знаете ли вы какой бывает песок? (СЛАЙД 13). Есть песок строительный, речной. Его используют при строительстве домов, зимой им посыпают скользкие дороги. Песок добавляют в почву при посадке растений.

(СЛАЙД 14). Из песка делают наждачную бумагу и стекло, используют в фильтрах для очистки воды.

(СЛАЙД 15). А ещё песок привозят на детские площадки и в детские сады. Сооружают песочницы, где детвора играет в строителей и скульпторов.

(СЛАЙД 16). –А есть песок сахарный. Как вы думаете, зачем он нужен? Какой песок съедобный: обычный или сахарный? Его добавляют в еду, напитки, чтобы сделать их сладкими. Давайте сравним песок и сахарный песок. Мы попытаемся растворить в воде песок и сахар- песок. Всё, что нужно для проведения этого опыта, есть у нас на столах. Проходите, пожалуйста.

В прозрачных стаканах налита кипяченая вода. Попробуйте её на вкус. Часть детей будет всыпать в воду небольшое количество сахара, остальные дети всыпают в воду небольшое количество песка. Хорошенько перемешиваем.

Что произошло с сахарным песком? Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность воды не изменилась)

Изменился ли цвет воды? (Цвет воды не изменился)

Изменился ли вкус воды? (Вода стала сладкой)

Можно ли сказать, что сахар исчез? (Сахар стал невидимым в воде, вода его растворила)

Что произошло с речным песком? Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной, грязной)

Изменился ли цвет воды? (Цвет воды изменился)

Исчезли ли песчинки? (Более тяжелые песчинки опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной)

Вывод: Сахарный песок растворился в воде, а речной не растворился.

–Приглашаю фото операторов.

-Помощник редактора (ребёнок, отнеси, пожалуйста, следующую страницу нашего журнала Татьяне Владимировне (главному редактору).

Помощник редактора: «Татьяна Владимировна, следующая страница журнала готова!»

5 «Песочные часы». (Воспитатель замечает, что на столе стоят песочные часы). –А что это такое у нас на столе? (Песочные часы). Для чего они нужны? (отмерять время). (СЛАЙД 17). – Посмотрите, какие разные бывают песочные часы. Давайте проверим, что же мы успеем сделать за то время, пока сыпется песок в часах. (Назначить хранителя времени – ребёнка, который будет следить за песком в песочных часах и даст сигнал, когда песок перестанет сыпаться.)

-А я приглашаю вас отдохнуть прогуляться по бережку. Мы будем собирать ракушки. Я буду показывать карточку с ракушками, а вы мне будете называть количество ракушек, но только на казахском языке.

Физкультминутка

Мы по берегу гуляли

И ракушки собирали.

Сколько здесь ракушек? Бес -

Дотянись-ка до небес!

Здесь ракушек ровно трт -

Вот, держи огромный торт.

Ну а здесь ракушек ш –

Ты ползи скорей, как уж!

Екі раковин нашли –

По-гусиному пошли!

Ну а здесь ракушек бір –

Пошагай-ка, как батыр!

Все садитесь на песок,

Продолжаем наш урок!

Вывод: что мы успели сделать за это время? (мы сделали разминку). По песочным часам можно следить за временем.

-Помощник редактора (ребёнок, отнеси, пожалуйста, следующую страницу нашего журнала Татьяне Владимировне (главному редактору).

Помощник редактора: «Татьяна Владимировна, следующая страница журнала готова!»

6 Опыт. «Очищение воды». (СЛАЙД 18). -Смотрите, какой прибор я смастерила. (–Приглашаю фото операторов.) Я взяла бутылку, дно отрезала – в горлышко поместила поролон, бутылку чуть наполнила песком. (Пригласить одного из детей помочь загрязнить воду, насыпая глину в чистую воду). Возьмём ёмкость с грязной водой (примесь с глиной). Нальём часть воды в бутылку с песком, и ждём пока, она не просочится в песок. Что вы увидели? Вода прошла через фильтр. Сравним отфильтрованную воду с грязной.

- Как изменилась вода? (стала прозрачной) Песок – это природный фильтр, он пропускает воду. Дома у вас тоже, наверное есть фильтры, которыми вы очищаете воду? А зачем очищать воду из крана, она ведь и так чистая? (В ней много невидимых микробов). А вообще воду нужно ещё и кипятить, чтобы все микробы наверняка погибли.

Вывод: пропуская воду через песок её можно очистить.

-Помощник редактора (ребёнок, отнеси, пожалуйста, следующую страницу нашего журнала Татьяне Владимировне (главному редактору).

Помощник редактора: «Татьяна Владимировна, следующая страница журнала готова!»

7 ОПЫТ. «Рисование по сухому и мокрому песку».

–Ребята, а ещё песок нужен для творчества.

(СЛАЙД 19). – Посмотрите, какие красивые рисунки получаются при рисовании сухим песком.

(СЛАЙД 20). – Не менее интересными получаются рисунки на мокром песке.

Давайте мы с вами превратимся в художников и нарисуем картину с помощью песка. Рисовать можно по сухому песку пальчиком, а по мокрому – палочкой. (Дети делятся на 2 группы, одни рисуют по сухому песку, а другие по мокрому.) – Но эти картины долго не сохранятся. Как вы думаете почему?

Такую картину не повесишь на стенку: сухой песок рассыплется, мокрый, когда высохнет тоже). Фото операторы, давайте сделаем снимка, чтобы сохранить такую красоту на память.

Вывод: с помощью песка можно создавать красивые картины.

–Приглашаю фото операторов.

-Помощник редактора (ребёнок, отнеси, пожалуйста, следующую страницу нашего журнала Татьяне Владимировне (главному редактору).

-Помощник редактора: «Татьяна Владимировна, следующая страница журнала готова!»

8 ОПЫТ. «Разноцветный песок». –А чтобы картины из песка получались яркие и не рассыпались, люди придумали окрашивать его специальными красками.

(СЛАЙД 21). Мы с вами всё ещё художники. Я предлагаю сделать красивые открытки на память для наших гостей. (Дети садятся по двое, выполняют аппликацию песком. Один делает серединку цветка, другой – лепестки. Мажут клеем картон, не выходя за контур и посыпают разноцветным песком. Неприклеевшийся песок стряхивают. Картинка вставляется в поддискетник. Подарить гостям).

–Приглашаю фото операторов. -Помощник редактора (ребёнок, отнеси, пожалуйста, последнюю страницу нашего журнала Татьяне Владимировне (главному редактору).

-Помощник редактора: «Татьяна Владимировна, последняя страница журнала готова!»

10 ИТОГ. (СЛАЙД 22). - Мы с вами хорошо потрудились. Нужно подвести итоги дня. Приглашаю вас поговорить о том, что же мы с вами сегодня делали. (Дети рассказывают стихи о каждом опыте.)

Через лупу мы глядели

И песчинки рассмотрели.

Мы в песок воды налили

И с сухим его сравнили.

Наш песок потяжелел

И немножко потемнел.

Мы песок водой полили,

Горочкой его сложили

И построили дворцы-

Вот какие молодцы!

Насыпали в воду мы песок.

Получили важный мы урок-

Наш песок на дно тихонько опустился

И совсем-совсем не растворился!

В воду сахар насыпали,

Хорошенько размешали.

Растворился сахар без остатка,

А водичка стала сладкой-сладкой!

Есть часы песочные,

Пусть они неточные,

Но песчинки вниз бегут

И минуткам счёт ведут!

Мы водичку очищали.

В фильтр воду наливали.

Опыт провели удачно:

Стала вся вода прозрачной!

Рисовали на песке

Мы цветочки на лужке,

Солнышко и домик с крышей.

Правда ведь, красиво вышло?

11 «РЕФЛЕКСИЯ». (Входит главный редактор с новым журналом. Показывает его детям и гостям). –Вы сегодня замечательно потрудились. Успели вовремя. Посмотрите, какой красочный и интересный журнал у нас получился. Теперь дети из детского сада «Балапан» узнают столько интересного о песке. За такую хорошую работу вам полагается премия. Детям предлагается оценить свой вклад в создание журнала и выбрать в зависимости от этого большую или маленькую монету.

12 СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ. - Мы сегодня устали. Не пора ли нам подкрепится? У нас ведь есть песочное печенье. Пойду-ка я его разогрею в микроволновке. И мы перекусим. К микроволновке отнести печенье из песка, а принести настоящее песочное печенье. Угостить гостей. Попрощаться с гостями на казахском языке: «Сауболыыздар!»

Прикреплённые файлы:

detskii-nauchno-poznavatelnyi-zhurnal_268t8.ppt | 9464 Кб | Скачан: 166
 
Публикации по теме:

Игры с песком в группеИгры с песком в группе Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта. При игре с песком можно.

Открытое занятие, НОД «Познание» — Игры с пескомОткрытое занятие, НОД «Познание» — Игры с песком НОД «Познание» Игры с песком. Возрастная группа – первая младшая Интеграция образовательных областей: «Социализация»,«Коммуникация», «Музыка»,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Прописи
Автор публикации:
Занятие-развлечение по экспериментальной деятельности «Удивительный песок»
Опубликовано: 22 февраля 2013 в 19:27
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...