Сказкотерапевтическое занятие «Зимняя сказка» для детей старшей и подготовительной группы

Наталия Кудрявцева
Сказкотерапевтическое занятие «Зимняя сказка» для детей старшей и подготовительной группы

Цель занятия «Зимняя сказка»: использование приема сказкотерапии на занятии с детьми старшего и подготовительного возраста как терапевтического средства для решения разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, коррекция психической и эмоционально-волевой сферы и т. д.

Актуальность занятия:

В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.

Сказка "ВОЛШЕБНЫЙ СОН ДЕДА МОРОЗА"(Приложение № 1, автор Людмила Колесова.

Сруктура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой, основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: образ сказки, образ пространства (технические эффекты - презентация слайдов «Зимняя сказка», собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажа (Дедушка Мороз, Санта – Клаус) и писем от Дедушки Мороза.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

Сказкотерапевтическое занятие из цикла «Зимняя сказка» (авторская разработка).

Вид сказки: Развивающая и обучающая сказка, позволяющая ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, волшебных персонажах (Дед Мороз, Санта – Клаус).

Цель занятия:

• развитие вербального и невербального воображения,

• включение ценностных уровней сказки в эмоциональный опыт ребенка.

Оборудование:

Ноутбук,

Куклы: Дедушка Мороз, Санта – Клаус.

Структура занятия:

1. Ритуал- приветствие.

2. Работа со сказкой на уровне художественного образа.

3. Заключительная игра - викторина.

4. Ритуал – прощание.

Ход занятия

1. Вводная часть – ритуал – приветствие,

подготовка к сказке «Скоро, скоро …Новый год» (обсуждение что это за праздник, чем он интересен).

2. Работа со сказкой на уровне слова.

- «Послушаем, как звучит наша сказка (колокольчик, звонко, как в морозный ясный день зазвенят сосульки, если коснуться их палочкой, как звенят колокольчики на сказочных санях, везущих Деда Мороза на новогодние праздники…».

3. Этап слушания и восприятия сказки.

Вербальный образ сказки, создаваемый педагогом в технике рассказывания, сопровождается демонстрацией сказки на мониторе ноутбука в виде презентации «Зимняя сказка».

Включение в игровую ситуацию сказки главного героя.

4. Игра – викторина. «Кто самый внимательный?» (вопросы по сказке). Беседа по наводящим вопросам по осмыслению сказки и осознанию проблемной ситуации.

5. Коллективное сочинение продолжения сказки «- А теперь, мои маленькие сказочники, помогите продолжить сказку.».

На данном этапе в активную работу включаются дети: коллективное сочинение продолжения сказки по кругу. Подключение психологических ресурсов детей для разрешения проблемной ситуации.

Резюмирование по итогам творческой работы.

- «У вас получилась интересная сказка (перечислить основные моменты коллективного варианта окончания сказки).

6. Ритуал – прощание.

Заключение:

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке, которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Хорошо ли верить в чудо?

Расставаться с детством, с его атрибутами, привилегиями, символами всегда сложно. А самый главный символ детства – это вера в сказки, вера в чудеса. Даже будучи взрослым, все равно очень хочется верить в сказку. Окунуться в нее на один день или одну ночь. Новогоднюю ночь! И вместе с детьми ждать исполнения всех своих желаний и мечтаний, ждать прихода своего Деда Мороза. Ведь сказка про Деда Мороза — это добрая, светлая история, в которой добро неизменно побеждает зло, где нет обиженных, где счастливы и одарены все. Тот факт, что ребенок получает в подарок именно то, что написал в письме к Деду Морозу, учит его верить в чудо. А способность верить в чудо, между прочим, — это один из важнейших адаптационных механизмов психики, и формируется он в дошкольном возрасте. Вера в Деда Мороза играет в его формировании не последнюю роль. Веря в чудо из года в год, от праздника к празднику, она откладывается глубоко на подкорку головного мозга, уходит в подсознание. И даже когда ребенок вырос и понял, где грань между сказкой и реальностью, механизм веры в чудо сформирован. Спросите, зачем он нужен? Были ли у вас в жизни сложные моменты, когда казалось бы спасет только чудо, когда все реальные способы испробованы. И чудо происходит, все налаживается, все решается, все происходит, так, как вы «заказывали». Не чудо ли? И происходит оно только потому, что вы очень верили, очень хотели. Вера в чудо помогает принять ситуацию, адаптироваться, продолжать искать пути и решения, пережить сложные моменты в жизни, когда, казалось бы, выхода нет. Именно вера в чудо, с точки зрения психологов, является тем якорем, который заставляет людей цепляться за жизнь в критические периоды жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Сказка "ВОЛШЕБНЫЙ СОН ДЕДА МОРОЗА"

Автор Людмила Колесова

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Годовой план работы в детском саду по охране окружающей среды Годовой план мероприятий по охране окружающей среды в детском саду. № п\п Название мероприятия Дата проведения Участники 1 «Природа и.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Русские народные сказки
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Сказкотерапевтическое занятие «Зимняя сказка» для детей старшей и подготовительной группы
Опубликовано: 8 января 2014 в 19:54
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...