Сказкотерапевтическое занятие «Зимняя сказка» для детей старшей и подготовительной группы

Наталия Кудрявцева
Сказкотерапевтическое занятие «Зимняя сказка» для детей старшей и подготовительной группы

Цель занятия «Зимняя сказка»: использование приема сказкотерапии на занятии с детьми старшего и подготовительного возраста как терапевтического средства для решения разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, коррекция психической и эмоционально-волевой сферы и т. д.

Актуальность занятия:

В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.

Сказка "ВОЛШЕБНЫЙ СОН ДЕДА МОРОЗА"(Приложение № 1, автор Людмила Колесова.

Сруктура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой, основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: образ сказки, образ пространства (технические эффекты - презентация слайдов «Зимняя сказка», собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажа (Дедушка Мороз, Санта – Клаус) и писем от Дедушки Мороза.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

Сказкотерапевтическое занятие из цикла «Зимняя сказка» (авторская разработка).

Вид сказки: Развивающая и обучающая сказка, позволяющая ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, волшебных персонажах (Дед Мороз, Санта – Клаус).

Цель занятия:

• развитие вербального и невербального воображения,

• включение ценностных уровней сказки в эмоциональный опыт ребенка.

Оборудование:

Ноутбук,

Куклы: Дедушка Мороз, Санта – Клаус.

Структура занятия:

1. Ритуал- приветствие.

2. Работа со сказкой на уровне художественного образа.

3. Заключительная игра - викторина.

4. Ритуал – прощание.

Ход занятия

1. Вводная часть – ритуал – приветствие,

подготовка к сказке «Скоро, скоро …Новый год» (обсуждение что это за праздник, чем он интересен).

2. Работа со сказкой на уровне слова.

- «Послушаем, как звучит наша сказка (колокольчик, звонко, как в морозный ясный день зазвенят сосульки, если коснуться их палочкой, как звенят колокольчики на сказочных санях, везущих Деда Мороза на новогодние праздники…».

3. Этап слушания и восприятия сказки.

Вербальный образ сказки, создаваемый педагогом в технике рассказывания, сопровождается демонстрацией сказки на мониторе ноутбука в виде презентации «Зимняя сказка».

Включение в игровую ситуацию сказки главного героя.

4. Игра – викторина. «Кто самый внимательный?» (вопросы по сказке). Беседа по наводящим вопросам по осмыслению сказки и осознанию проблемной ситуации.

5. Коллективное сочинение продолжения сказки «- А теперь, мои маленькие сказочники, помогите продолжить сказку.».

На данном этапе в активную работу включаются дети: коллективное сочинение продолжения сказки по кругу. Подключение психологических ресурсов детей для разрешения проблемной ситуации.

Резюмирование по итогам творческой работы.

- «У вас получилась интересная сказка (перечислить основные моменты коллективного варианта окончания сказки).

6. Ритуал – прощание.

Заключение:

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке, которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Хорошо ли верить в чудо?

Расставаться с детством, с его атрибутами, привилегиями, символами всегда сложно. А самый главный символ детства – это вера в сказки, вера в чудеса. Даже будучи взрослым, все равно очень хочется верить в сказку. Окунуться в нее на один день или одну ночь. Новогоднюю ночь! И вместе с детьми ждать исполнения всех своих желаний и мечтаний, ждать прихода своего Деда Мороза. Ведь сказка про Деда Мороза — это добрая, светлая история, в которой добро неизменно побеждает зло, где нет обиженных, где счастливы и одарены все. Тот факт, что ребенок получает в подарок именно то, что написал в письме к Деду Морозу, учит его верить в чудо. А способность верить в чудо, между прочим, — это один из важнейших адаптационных механизмов психики, и формируется он в дошкольном возрасте. Вера в Деда Мороза играет в его формировании не последнюю роль. Веря в чудо из года в год, от праздника к празднику, она откладывается глубоко на подкорку головного мозга, уходит в подсознание. И даже когда ребенок вырос и понял, где грань между сказкой и реальностью, механизм веры в чудо сформирован. Спросите, зачем он нужен? Были ли у вас в жизни сложные моменты, когда казалось бы спасет только чудо, когда все реальные способы испробованы. И чудо происходит, все налаживается, все решается, все происходит, так, как вы «заказывали». Не чудо ли? И происходит оно только потому, что вы очень верили, очень хотели. Вера в чудо помогает принять ситуацию, адаптироваться, продолжать искать пути и решения, пережить сложные моменты в жизни, когда, казалось бы, выхода нет. Именно вера в чудо, с точки зрения психологов, является тем якорем, который заставляет людей цепляться за жизнь в критические периоды жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Сказка "ВОЛШЕБНЫЙ СОН ДЕДА МОРОЗА"

Автор Людмила Колесова

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Годовой план работы в детском саду по охране окружающей среды Годовой план мероприятий по охране окружающей среды в детском саду. № п\п Название мероприятия Дата проведения Участники 1 «Природа и.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Русские народные сказки
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Сказкотерапевтическое занятие «Зимняя сказка» для детей старшей и подготовительной группы
Опубликовано: 8 января 2014 в 19:54
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра: «Подбери по цвету».
Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному развитию для детей...
Консультация для родителей «Лечебные игры для детей»
Игры на развитие дыхания. Дыхательная система человека состоит из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Она участвует из таких...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...
Фотоотчёт «Конструирование из бумаги с элементами рисования и аппликации «Собачка и...
Прошедшая неделя прошла под лексической темой"Домашние животные". Завершая неделю, мы с ребятами учились складывать из бумаги собачку, строить для неё домик...
Макет «Горная местность»
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что для организации познавательной деятельности в ДОУ используются разные методы: практические ( опыты, эксперименты,...