Занятие-тренинг с родителями воспитанников

Ольга Курочкина
Занятие-тренинг с родителями воспитанников

«Работа с родителями»

Занятие—тренинг с родителями воспитанников подготовительной группы МКДОУ д\с «Буратино» п. Октябрьский Фаленского района Кировской области Курочкина Ольга Васильевна Воспитатель МКДОУ д/с «Буратино» п. Октябрьский Фаленского р-на, 2012 год

Содержание

Предварительная работа. Цель тренинга. 3

Вводная часть. 4

Основная часть. 4

Заключительная часть. 7

Самоанализ тренинговой работы. 8

Литература. 10

Приложение 1. 11

Приложение 2. 12

Предварительная работа с родителями:

Рекомендации желательного поведения в тренинговой группе (Приложение 1).

Ознакомление с правилами контакта с группой (Приложение 2).

Цель тренинга:

создание дружественной, творческой, рабочей атмосферы;

настрой на позитивный контакт между воспитателем и родителями воспитанников.

Количество участников: 6—12 человек.

Вводная часть.

Психологическое упражнение «Свеча»

(Монтессори-технология, адаптировано для взрослых)

Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению.

Ведущий. Начать встречу мне поможет свеча. Дети нашего детского сада встают в круг, передают свечу из рук в руки, говорят друг другу добрые слова и пожелания, заряжаются положительной энергией на весь день. Так сделаем и мы с вами. Только присядем на стулья, образуя круг.

Свеча—камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это. (Участники передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг другу комплименты и пожелания.)

Использование этого и аналогичных упражнений во вводной части позволяет формировать чувство принадлежности к группе, позитивное отношение к своему Я, развивать чувство эмпатии[5, с. 11].

Основная часть.

Упражнение «Мудрость ангелов»

Цель: преодоление негативных позиций в отношении собственных детей; помощь в осознании качества характера своего ребенка.

Задание 1.

Подумайте, пожалуйста, в течение одной минуты, как можно продолжить фразу «Мой ребенок.»

А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение пяти минут письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен».

Осталась одна минута, вам необходимо завершить работу.

Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на две группы:

первая—те, которые вас устраивают в вашем ребенке; вторая — те, которые вы бы хотели изменить в нем.

Посмотрите, каких качеств больше — положительных или отрицательных. Выберите, с какими из отрицательных качеств вы хотели бы сейчас поработать, отметьте их для себя. Отложите на время свои листочки.

Задание 2.

Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:

• на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;

• на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;

• на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.)

Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты.

Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа.

И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.

Задание 3.

Работа проходит в группах по 5—6 человек. Группы делятся по любому признаку - на усмотрение тренера.

Посмотрите на качества, которые вы выделили в своем ребенке, требующие, по вашему мнению, изменения. Выберите два из них, которые являются для группы более или менее общими.

Я предлагаю вам сейчас прорекламировать эти качества с целью их продажи - то есть в этих качествах, чертах характера надо найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другие группы захотели их купить. Время для работы— 10 минут. (Предупредить группу, когда пройдет половина времени и за минуту до окончания работы.) Внимание! Сейчас я предлагаю вам выбрать выступающего и прорекламировать качества характера, с которыми вы работали в группах.

Процедура. Один человек от группы представляет рекламу, участники других групп помечают у себя те качества, которые они захотели приобрести.

Выступление каждой группы.

Сейчас я предлагаю желающим по кругу назвать качества, которые они решили приобрести, по возможности прокомментировав причину своего выбора (например: упрямство, так как это близко к настойчивости.).

Задание 4.

Обратная связь.

.- Обсуждение в кругу:

- Легко ли вам было выполнять эту работу?

- В чем сложность?

-Увидели ли вы что-то новое в этом качестве, черте характера? - Согласны ли вы с тем, что эти черты характера нужны в жизни человека?

- Насколько после проделанной работы вы их принимаете?

В процессе обсуждения тренер подводит участников группы к пониманию того, что все эти качества необходимы в жизни каждого человека: происходит смена иррациональных родительских установок.

А сейчас послушайте притчу, которая, возможно, поможет взглянуть на старые проблемы по-новому.

Притча о двух ангелах.

Однажды по земле путешествовали два ангела старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.

Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.

Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.

Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

— Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?

- Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник.

На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.

Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи.

Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому

— Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

На что старый ангел ответил

— Не все является тем, чем кажется!

Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.

— Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. — В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.

Анализ.

Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как ты на это смотришь [7, с. 165].

Заключительная часть.

Упражнение «Горная вершина».

Задача приводимой медитации-визуализации — помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника «Горная вершина» способствует повышению уверенности в себе.

Сядьте поудобней и расслабьтесь, закройте глаза.

(Звучит негромкая релаксационная музыка)

— Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы. можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами. Мгновение — и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них. Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами. Далеко внизу — игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки. Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней.

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им.

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и недоступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор. Какими мелкими и значительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените - стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучивших вас вопросов. С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки.

Пауза.

- Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам. А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы. Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира…Поблагодарите его. (Музыка утихает).

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия. [7, с. 178].

Самоанализ тренинговой работы с родителями воспитанников подготовительной группы МКДОУ д\с «Буратино» п. Октябрьский.

Тренинговое занятие проводится с группой в количестве 8—12 человек. Группа гендерно однообразна: присутствуют женщины в возрасте 25—35 лет.

Организация тренингового пространства: традиционная круговая посадка, пропорциональный круг.

По типу занятие комбинированное, познавательно-игровое.

Во вводной части тренингового занятия применяется психологическое упражнение «Свеча», цель которого заключается в создании определенного психологического настроя, расположении участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению.

Поставленная выше цель достигнута, присутствующие родители после упражнения активно включились в процесс совместной деятельности. Чувствуется общий психологический настрой и общение носит более свободный характер. У присутствующих сформировалось чувство принадлежности к данной группе, позитивное отношение к своему Я, развивается чувство эмпатии.

В основной части тренинга проводится упражнение «Мудрость ангелов». Цель этого упражнения сводится к преодолению негативных позиций в отношении собственных детей. Данное упражнение помогает родителям осознать качества характера своего ребенка.

В ходе упражнения достигнута поставленная цель, родители с другой стороны посмотрели на качества своего ребенка. С помощью друг друга они увидели своих детей с другой стороны и с удивлением отметили, что можно любую ситуацию использовать с пользой для себя и любое качество может стать положительным при приложении к нему позитивных усилий и старания.

В заключительной части тренинга проводится упражнение «Горная вершина».

Задача приводимой медитации-визуализации — помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника «Горная вершина» способствует повышению уверенности в себе.

Данная задача успешно выполнена, чему способствовало соответствующее музыкальное сопровождение, которое создавало дополнительный психологический настрой на применяемый вид техники. Родители взглянули на свои проблемы и вопросы воспитания детей с другой стороны и сами осознали выбираемые позиции. Они почувствовали уверенность в себе и в своих детях. Позитивный настрой после данного упражнения поможет в дальнейшем общении с детьми.

Интеграция представляет собой назначение связать новый опыт с реальной жизнью и психологическими возможностями родителей и детей: обсуждение видов деятельности, испытанных чувств, самооценка своих способностей и качеств личности ребенка, обнаружение в себе творческих и позитивных качеств.

Резюмирование— обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся в реальной жизни.

Итог данного тренинга заключается в том, что родители пересмотрели свои позиции в воспитании ребенка и в предъявлении ему каких-либо требований. Каждый родитель сам сделал для себя выводы и пересмотрел последовательность действий.

В процессе взаимодействия в группе присутствовал положительный контакт и позитивное эмоциональное общение.

Данный вид работы в группе применялся впервые: для всех присутствующих это первый опыт тренинговых упражнений. Но не смотря на это все присутствующие испытали положительные эмоции и позитивные впечатления.

Применение тренингов в работе с родителями позволяет эффективнее использовать методы и приемы.

Рефлексия. Мобилизация участников тренинга на самооценку. Происходит самооценка своей работоспособности, своих ресурсных возможностей, психологического состояния.

Литература:

1. Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. —СПб.: Речь, 2007.—283 с.

2. Старшенбаум Г. В. Тренинг навыков практического психолога: интерактивный учебник: игры, тесты, упражнения. 2-е изд. –М.:Психотерапия, 2008.

3. «Понять себя. Понять других» (коммуникативный тренинг). Шамсиева Р. К., педагог-психолог. С. 106. Журнал «Воспитатель ДОУ» №3 2008 год.

4.«Релаксационные упражнения». Кудрявцева О. Н. с. 13 Журнал «Воспитатель ДОУ» №1 2008 год.

5.«Активные методы обучения на методических объединениях». Зебзеева В. С. 10. Журнал «Дошкольное воспитание» №12 2008 год.

6.«Новое открытие радости общения» Гельмут Фигдор. С. 35. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2007.

7. Вачков И. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с. — (Образовательный стандарт ХХI).

Приложение 1

Рекомендации желательного поведения в группе

Участие в группе будет особенно полезным для тебя, если ты чаще будешь вспоминать такие правила:

-Будь сосредоточен (а). Чаще думай о том, чего хочешь от группы.

Перед каждой встречей группы найди время спросить себя, чего ты ждешь от этой встречи.

-Будь гибким (ой). Даже четко представляя, чего ждешь от этой встречи, будь готов (а) принять и то, не входит в твои планы.

-Будь «жадным (ой) в работе». Успех группы зависит от твоего желания работать на пользу себе. Если постоянно будешь ждать «своей очереди» или попытаешься прикинуть, на какую часть времени занятия имеешь право, будешь подавлять свою спонтанность, --то вскоре с разочарованием увидишь, что твое время так и не приходит.

-Чаще вспоминай о чувствах. Важно делиться мыслями, но еще важнее говорить о чувствах. Реже начинай со слов «по моему мнению…», «я думаю…», а чаще—со слов «я чувствую…».

-Больше выражай себя. Часто мы не осмеливаемся выражать свои мысли и чувства, потому что боимся показаться глупыми. Однако не следует забывать, что группа является идеальным местом, где можно увидеть, что происходит, когда выражаешь то, что чувствуешь. Если что-либо чувствуешь по отношению к группе или к некоторым участникам, обязательно выскажи. Ведь существует большая разница между мыслями про себя и высказываниями вслух.

-Не жди. Чем дальше будешь откладывать активное участие в группе, тем труднее будет начать.

-Не молчи. У молчащего (ей) значительно меньше шансов получить от других участников важные сведения о себе, кроме того, они нередко думают, что ты только наблюдаешь и оцениваешь их. Своим молчанием ты лишаешь других возможности поучиться у тебя.

-Экспериментируй. Группа является местом, где ты можешь свободно и безопасно разносторонне показать себя. Попытавшись здесь, кое-что сможешь затем перенести в обычную жизнь.

-Не жди, что все изменится внезапно. Дай себе время изменить себя и свою жизнь в нужном направлении. Ничто не происходит сразу.

-Избегай советов и задавания вопросов. Твои мысли и чувства, высказанные другому, ценнее любого совета. Спрашивать надо так, чтобы собеседник раскрылся, а не замкнулся или вынужден был защищаться.

-Обращайся прямо. Не говори о других в группе в третьем лице. К каждому обращайся непосредственно.

-Не торопись с помощью. Если кто-то говорит о своих наболевших проблемах, не спеши прерывать его и утешать его. Человек совершенствуется, переживает боль,--позволь ему иногда это.

-Реагируй. Если кто-нибудь говорит что-либо о тебе, реагируй—неважно, положительной или отрицательной будет твоя реакция. Это повышает доверие в группе.

-Будь открытым (ой) на реакции других. Принимай любые реакции на тебя, а не только приятные тебе. Однако не спеши слишком быстро со всем соглашаться или сразу все отвергать.

-Реагируй на терапевта (ов). Делая это, сможешь лучше понять свои реакции на авторитеты вообще.

-Не навешивай ярлыки ни на себя, ни на других. Сразу реагируй, если кто-либо смотрит на тебя слишком односторонне.

-Решай сам (а, насколько раскрываться.

-Используй опыт группы. Постарайся применять в жизни то, что узнал (а) и чему научился (лась) в группе[2, с. 36].

Приложение 2

Правила контакта с группой:

- Обращаясь ко всей группе, старайтесь поддерживать позицию «мы» и «нам», а не «вы», «вам». Например, «Сейчас мы будем выполнять следующее упражнение…»

- Обращаясь ко всей группе, старайтесь использовать или различные модальности (зрительную, слуховую и т. д., или нейтральные.

- Частично отражайте поведение отдельных участников группы в тот момент, когда вам важен контакт именно с ними.

- Уважайте личное пространство каждого участника, поддерживайте оптимальную физическую дистанцию.

- Не вступайте в спор с участниками группы. Спор—это противостояние, которое разрушает контакт[2, с. 248].

Способы фасилитации (англ. облегчать, содействовать):

- Концентрация внимания на сопротивлении внутри группы, оказание помощи участникам группы в осознании того, когда они сдерживают общее движение и почему.

- Поощрение членов группы к открытому выражению их чувств и ожиданий.

- Обучение членов группы умению концентрироваться на себе и своих чувствах.

- Обучение членов группы прямому и открытому обращению друг к другу.

- Работа над развитием атмосферы доверия, которая поощрит членов группы к принятию риска.

- Обеспечение поддержки на этапе опробования новых форм поведения.

- Формирование стиля взаимодействия, который ориентирован на взаимодействие между членами группы, а не на общение между консультантом и членами группы.

- Поощрение прямого выражения конфликта.

- Помощь членам группы в преодолении барьеров, препятствующих установлению прямой коммуникации между членами группы.

- Помощь членам группы в интеграции того, чему они научились в группе, и изыскание путей приложения этих знаний к повседневной жизни.

- Помощь членам группы в достижении близости за счет принятия заботы о любом незавершенном событии, произошедшем в группе.

Публикации по теме:

Музыкальный руководительМузыкальный руководитель Дитятьева Наталия Алексеевна,  музыкальный руководитель МКДОУ №85 города Кирова. Грамотный, творческий, инициативный педагог. Осуществляет.

Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою страну, город.Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою страну, город. "900 Дней Блокады" В прошлом году, мы приглашали в гости ветерана на День снятия блокады Ленинграда. Дети подарили цветы, прочитали стихотворения,.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Занятие-тренинг с родителями воспитанников
Опубликовано: 26 августа 2012 в 12:34
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год!!!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...