Занятие в старшей группе. «В гости осень к нам пришла»

Надежда Шкилева
Занятие в старшей группе. «В гости осень к нам пришла»

Старшая группа

«В гости осень к нам пришла»

Воспитатель: Шкилева Н. Н.

Программные задачи:

Закреплять признаки осени, воспитывать умение видеть красоту в окружающем мире, восхищаться красками природы.

Активизировать словарь детей: слова - действия, слова с противоположным значением, учить согласовывать

глагол с существительным в роде и числе; прилагательное с существительным в роде, числе и падеже; учить образовывать прилагательные от существительных. Развивать логическое мышление, мелкую моторику кистей рук.

Предварительная работа:

экскурсии на аллею, в осенний парк, рассматривание картин, беседы об осени, о перелётных птицах, заучивание стихотворений об осени, д/и «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Замок».

Словарная работа:

«утонуло солнце в лужах» -- скрылось за тучами в дождливую погоду, не появляется из – за тучи, погода пасмурная, разноцветные листья, листопад – осеннее явление природы.

Оборудование:

Костюмы: осени и ёжика, ширма, ноутбук и телевизор, диски с записью пения соловья и музыка для танца, сухие листья, корзина с печеньем; спонжики, тарелочки с краской, столы, мольберт с перелётными птицами; солнышко, игрушки: ёжик, белочка, заяц; осенние деревья с листьями; корзина с жёлудями, фундуком, семена с деревьев и кустарников, грецкими орехами, сушкой, конфетами; макет замка, расписные листики, макет пенька.

Конспект занятия

Дети под музыку цепочкой заходят в зал, становятся в круг.

Воспитатель: Дети, у нас сегодня занятие необычное, к нам приехали гости, давайте их поприветствуем.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, я сегодня буду осенью. Итак, я - Осень.

Осень: По тропинке золотой

Я гуляла не спеша,

С разноцветных клёнов листья

Тихо падали шурша.

Листья жёлтые сплетая,

Я примерила венок.

К вам скорее заглянула

Я на яркий огонёк.

Ребята, мои друзья Зима-Зимушка, Весна – Весняночка, Лето – Летушко называют меня ласково Осень – Осенинушка, а сейчас я узнаю, как ласково вы называете своих друзей. Я дам свой красивый осенний венок, вы будете его передавать друг другу, называя ласково стоящих рядом друзей.

(Осень снимает со своей головы венок и передает рядом стоящему ребенку, говоря: «Настя – Настенька – Настюша, возьми! Дети называют друг друга несколькими ласковыми именами, например, Егор- Егорка- Егорушка, возьми! Жанна – Жаннуля - Жанночка, возьми! и т. д)

Осень: Я вижу, вы умеете дружить, знаете ласковые имена своих товарищей! Я тоже хочу с вами подружиться. Вы больше узнаете обо мне и узнаете, чем отличается осень от других времён года, а я увижу, что вы умеете делать, как умеете читать выразительно стихи, петь, танцевать, на вопросы отвечать и рисовать.

Итак, чтобы лучше друг друга узнать, я вас приглашаю в гости на лесную осеннюю поляну, пойдемте за мной. (Подводит детей к двери, расписанной осенним пейзажем, с большим замком).

За этой волшебной дверью мы увидим яркие краски осенней природы. Там:

Клён оранжевый стоит

И как будто говорит:

«Посмотрите же вокруг-

Все преобразилось вдруг!»

Как же мне открыть замок, мне кажется, я потеряла ключ от него. Дети, пожалуйста, помогите отпереть замок: давайте с вами поиграем в игру «Замок»

На двери висит замок,

Кто открыть его бы смог?

Потянули, покружили, постучали

И…открыли(2 раза)

Но, почему-то дверь не открывается. Да я ж и забыла, что дверь волшебная, значит, и замок на ней волшебный, да вот здесь что-то написано «Прочтите стихи об осенних месяцах - дверь откроется»

Давайте, ребята, вспомним названия осенних месяцев /сентябрь, октябрь, ноябрь/ Кто знает стихотворение о первом месяце осени?

Дети читают стихи:

Сентябрь

Ясным утром сентября

Хлеб молотят сёла,

Мчатся птицы за моря

И открылась школа.

Октябрь

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Ноябрь

За окном то дождик, то холодный снег.

Мрачно, неуютно на душе у всех.

Утонуло солнце в лужах ноября.

Но не будем злиться на него мы зря.

Осень: Дети, как вы понимаете слова:

«Утонуло солнце в лужах ноября?»

Дети: Идут дожди, солнце спряталось за тучи, небо хмурое.

Осень: Спасибо вам за помощь, дверь открылась, проходите, пожалуйста.

Вот мы и на лесной осенней полянке. Давайте присядем и полюбуемся осенним пейзажем.

(Дети садятся на стулья)

Осень: Посмотрите, как красиво кругом! Как изменились деревья!

Какими стали листья на деревьях?

Дети: Желтые, красные, оранжевые, коричневые, есть и зеленые.

Осень: Как можно назвать одним словом желтые, красные, оранжевые, коричневые листья? Какие они?

Дети: Листья осенью разноцветные.

Осень: Что происходит с листьями осенью? Листья что делают?

Дети: Желтеют, срываются с веток, кружатся, летят, падают на землю.

Осень: посмотрите, Осень бросила под ноги расписной ковёр из листьев. Как называется явление в природе, когда листья осыпаются с деревьев?

Дети: Листопад!

Осень: Листья падают с деревьев – значит это что?

Дети: Листопад!

Осень: Осень – это очень красивое время года, любуешься природой и хочется петь. Давайте и мы споём о красавице – осени

песня Сарафан надела осень.

1. Сарафан надела осень

Пестрый, расписной.

Листик красный, листик желтый,

Листик золотой.

2. То поднимет, то бросает

Ветер озорной

Листик красный, листик желтый,

Листик золотой.

3. Соберем букет на славу,

Пышный и большой.

Листик красный, листик желтый,

Листик золотой.

Осень: / Ходит, собирает листья/

Осень по дорожкам ходит не спеша

Листья разноцветные падают шурша.

Листик красный, листик жёлтый,

Листик непростой, волшебный, расписной.

/поднимает расписной листик и кладёт на видное место/

Посмотрите, ещё больше листьев нападало. А у каждого листочка своя осенняя история. С какого дерева этот листок?

/показывает дубовый листок/

Дети: Этот листок с дуба/2-3 ответа/

Осень: Расскажите нам об осенних листьях дуба.

Дети: Листья дуба продолговатые, резные, осенью они темнеют, становятся жёлто-коричневыми, светло-коричневыми или коричневыми.

Осень: Если листок с дуба, то он какой?

Дети: Дубовый/2-3ответа/

Осень: А этот листок прилетел с какого дерева?

Дети: Этот лист прилетел с клёна.

Осень: Если листок с клёна, то он какой?

Дети: Кленовый.

Осень: Расскажите, какие листья клёна осенью?

Дети: Листья клёна похожи на раскрытую ладонь. Осень их окрашивает то в лимонно- жёлтый, то в оранжевый цвет.

Осень: А с какого дерева сорвал ветер вот эту веточку?

Дети: Эта веточка с берёзы.

Осень: Если веточка с берёзы, то и лист он какой?

Дети: Берёзовый лист /2-3 ответа/

Осень: Осенью жёлтые ветви берёзы, словно золотые девичьи косы, а листья берёзы похожи на золотые монетки. Молодцы, ребята порадовали меня своими рассказами.

Зашумела листьями осень золотая

Ой, а что это написано на этом листочке?

/Берёт лист, на котором написано/

Сравни Весну и Осень.

Д/И: «Скажи наоборот» /читает/

Осень / Дети

1. Весной дни солнечные / Осенью дни пасмурные

2. Весной дни длиннее / Осенью дни короче

3. Весной небо - голубое / Осенью небо - серое

4. Весной дождь тёплый / Осенью дождь холодный

5. Весной всё зеленеет / Осенью желтеет

6. Весной природа пробуждается / Осенью природа засыпает

А теперь вместе с этим листочком давайте поиграем

сидя на стульчиках поют слова

/Звучит тихая музыка/

Осень, мы гулять идём

/Дети топают носками ног, не отрывая пятки от пола/

Листья сыплются дождём

/ дети поднимают и опускают руки /

Под ногами шелестят

/Трут ногами по полу/

И шуршат, шуршат, шуршат

/Убыстряют движение рук/

Осень: Мне кажется, что здесь кто-то шуршит

/ из-за ширмы внизу появляется Ёж/

Ёж: Ф-ф-ф.

Осень: Ёжик, твою песенку наши дети давно знают. Дети, давайте споём песню ежа.

Дети: Ф - ф – ф - ёж фырчит,

П - п - п - ёж пыхтит/3-4 ребёнка/

Ёж: Спасибо, ребята, а вы знаете, что все звери в лесу осенью готовятся к зиме

Дети: Да.

Ёж: А у нас в лесу беда. Белочка сломала лапку и не может прыгать с ветки на ветку. А ей осенью надо готовить к зиме припасы. Ребята, вы не знаете, как помочь белочке?

Дети: Надо отнести её к ветврачу, полечить лапку. Надо её накормить, пожалеть, надо для неё собрать грибы, орехи, запасы положить под дерево белки.

Осень: Ребята, возьмите из моей осенней корзинки только то, что ест белочка и отнесите под дерево там стоит пенёк- кладовая белочки, сложите всё туда.

/Спросить у каждого ребёнка, что он принёс белке. /

Вот мы и помогли белочке. Теперь у неё и лапка переболит и ей не страшна зима: припасы пищи у неё есть, и шубка к зиме у неё станет гуще, толще, теплее. Ребята, а кто это вон там на снегу сидит?/это заяц/ и мне кажется, что он почему-то совсем не готов ещё к зиме, что ему нужно сделать самое главное?

Дети: Нужно шубку сменить серенькую на беленькую.

Осень: Молодцы, ребята, тогда заяц станет незаметным в снегу для

хищников и охотников.

Ёж: Молодцы, правильно. К зиме у всех зверей шерстка становится гуще, плотнее, толще, чтоб зимой не замёрзнуть. А некоторые звери осенью готовятся к зимней спячке. Какие?

Дети: Ежи, медведи.

Ёж: Правильно, мы листьями утепляем свои норки. А медведи листьями и ветками утепляют свою берлогу.

Осень: Ребята, осенью животные и люди готовятся к зиме. Животные утепляют свои лесные жилища, многие заготавливают пищу. А что делают осенью люди?

Дети: Люди тоже утепляют дома, оклеивают окна, заготавливают топливо, дрова.

Осень: Что люди делают на огороде осенью?

Дети: Собирают урожай, убирают его в подвалы, хранилища.

Осень: А как люди готовят землю к зиме?

Дети: Люди землю на зиму перепахивают.

Осень: А давайте мы с вами тоже потрудимся

Подвижная игра

Выполняются движения в соответствии со словами

Мы картошку накопали,

Огурцы сорвали,

Выдернули всю морковку,

Срезали капусту ловко,

И в корзине от земли

Себе подарок принесли.

Осень: Молодцы! Вы отлично потрудились. Вон сколько овощей принесли! Ой, ребята, а что это шумит. Слышите?

Капает, льёт, идёт, моросит, барабанит, стучит, шумит. Эти слова действия к чему относятся?

Дети: Это дождь.

Осень: Давайте указательными пальчиками нарисуем в воздухе

дождик, который капает /точками/

дождик моросит/чёрточками/

дождик льёт/сверху вниз/

Дождь осенний холодный, чтобы согреть лесных жителей, давайте

с вами нарисуем солнышко. Чем можно его нарисовать, если нет ни краски, ни карандашей?

Дети: Можно нарисовать ногами и носом.

Осень: Дети, давайте нарисуем солнышко

/ повторить где правая рука? Положить руку на ногу/

Нарисуем круг носком правой ноги

Лучик вправо, лучик влево,

Лучик вверх, лучик вниз,

Солнце, детям улыбнись!

Осень: Ну, что-то солнышко наше не выглядывает. Давайте нарисуем солнышко носом. Закройте глаза: рисуем круг:

Лучик вправо, лучик влево,

Лучик вверх, лучик вниз,

Солнце, детям улыбнись!

(открывают глаза и улыбаются)

Появляется солнце из-за ширмы.

-- Вот и солнце появилось!

Ёж: /говорит грустно/. О - о – х, и всё-то вы умеете, и всё вы знаете. Пока вы солнышко рисовали по дорожкам я бежал,

друга соловья искал. Вы, ребята, не знаете, куда он делся?

Осень: Ребята, вы знаете, куда делся соловей?

Дети: Он улетел в тёплые края.

Осень: Правильно. Посмотрите на эти картинки и расскажите ёжику, какие птицы улетели на юг.

/рассматривают картинки перелётных птиц/

Дети: Скворцы улетают в теплые края, грачи, ласточки и т. д….

Осень: Ребята, а как одним словом можно назвать птиц, которые осенью улетают, а весной прилетают в наши края?

Дети: Перелётные птицы.

Осень: Так что, Ёжик, не увидишь ты своего друга Соловья до самой весны.

Ёж: Очень жаль, мне так хочется ещё раз послушать его волшебное пение.

Осень: Ребята, как же помочь ёжику? /не знает/Ой, а я, кажется, знаю, давайте послушаем запись пения соловья и ещё раз на него посмотрим.

/Слушают пение соловья/. Понравилось вам пение соловья?

Соловей прославил наш Курский край, самые звонкие соловьи в нашем краю, поэтому его называют соловьиным. А сейчас все соловьи улетели на юг.

Ёж: Мне так печально, что соловушка улетел, у меня в лесу совсем мало друзей.

Осень: Сейчас нас опять выручит волшебный листик. Листик, листик, ты лети, сказочного ёжика пригласи.

/Звучит песня П. Ростовой «Ёжик»/

Ёжик: Дети, давайте станцуем вместе со мной.

Танец ёжика

Ёж: Спасибо, теперь вдвоём нам веселее, да и зимой не замёрзнем.

Ёжик: И мне пора уходить ветер все листья разогнал,

/Вместе ежи/

Листья надо собирать

Дом надо утеплять,

Чтоб зимой не замерзать.

Зиму всю мы будем спать,

Сны хорошие видать.

Осень: Ёжики, подождите, не спешите, отдохните, а ребята нарисуют для вас листья. Ребята, давайте нарисуем на зеркале для ежей много красивых осенних ярких листьев

/под музыку набивают спонжиками листья/

Молодцы, ребята!

Вы подальше отойдите,

На листочки посмотрите.

Они кружатся, летят,

Домик ежам утеплить хотят.

Ёж: Спасибо, что дом помогли утеплить

Из осеннего лесочка

Подарю я вам грибочки

Шишки с великана-кедра,

Запах хвои, свежесть ветра.

Осень: Опустила осень кисти,

И глядит по сторонам,

Яркий, добрый, разноцветный

Праздник подарила нам!

Ребёнок: Мы сегодня рисовали

Стихи выразительно читали,

На вопросы отвечали,

В свои ответы слова- действия включали.

Признаки осени отмечали

И все весело играли.

Воспитатель: Возьмёмся за руки, ребята, занятие окончено. Попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания!

Уход детей из зала в группу под музыку.

Публикации по теме:

Перспективное планирование наблюдений с детьми Перспективное планирование наблюдений с детьми Блог Светланы Логиновой Анонс Перспективное планирование поможет воспитателям организовать.

Развлечение во второй младшей группе: «Вот и осень к нам пришла» Развлечение во второй младшей группе «Вот и осень к нам пришла» Оборудование: осенние листочки, корзинка, погремушки, игрушка – лошадка.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Занятие в старшей группе. «В гости осень к нам пришла»
Опубликовано: 17 июля 2012 в 22:53
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...