Занятие в клубе «Язык профессионала»

Елена Кудерова
Занятие в клубе «Язык профессионала»

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, насколько грамотно он выражается зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Данное утверждение актуально по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это период формирования устной речи и навыков речевого общения. Одним из основных механизмов овладения родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи.

В связи с этим к речи педагога предъявляются высокие требования.

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия в клубе "Язык профессионала"

Тема: КВН «Язык должен быть живым»

Цель: Вызвать у педагогов желание и стремление совершенствовать сою речь.

Ведущий:

- Сегодня мы собрались в клубе «Язык профессионала» для того чтобы рассмотреть речь педагога с точки зрения профессионала, так как речь является орудием труда воспитателя. Дошкольник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. В этом смысле речь воспитателя для ребенка – образец принятого употребления языковых средств. Поэтому первым требованием к речи воспитателя следует считать соблюдение лексических, грамматических, стилистических и произносительных норм.

Правильно выражать свои мысли и чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов (синонимов) выбрать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явление и в данной ситуации речи наиболее уместны и стилистически оправданы. Говорить выразительно – значит выбирать слова образные, т. е. слова, вызывающие деятельность воображения, внутреннее видение и эмоциональную оценку изображаемой картины, события, действующего лица, уметь выразительно передавать чужой текст, т. е. выразительно читать, рассказывать.

Овладение умением выразительно читать и рассказывать требует от каждого большой настойчивости и системы в работе над своей речью, постоянного стремления к ее совершенствованию. Этому мы должны научить и детей. Возможности такой работы неисчерпаемы. Сегодня некоторые из них мы проследим. Формой нашего общения станет КВН.

Ведущий обращает внимание на ромашку в его руках и предлагает каждому педагогу оторвать лепесток (на обратной стороне лепестка стоит цифра, которая соответствует номеру команды). В соответствии с номером педагоги занимают места за столами. Педагоги, которым не досталось лепестков, становятся «теоретиками». Ведущий обращает внимание, что «теоретики» тоже будут участвовать в игре. Они будут отвечать на вопросы, на которые не смогли ответить игроки команды. У кого из «теоретиков» будет набрано большее количество правильных ответов, награждается дипломом участника игры.

Представляется жюри КВН.

Ведущий:

- Л. Н. Толстой охарактеризовал живость речи, ее выразительность, образность, эмоциональность короткой, но очень емкой фразой «Язык должен быть живым». Эта фраза станет девизом нашего КВН.

Поэзия является уникальным средством. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем фантазию, воображение. Как читать детям стихи? Ведь с голоса воспитателя дети будут заучивать наизусть, воспроизводить по подражанию. Со стихами можно просто поиграть.

Задание I

Выразительно прочитайте стихотворный текст и сопроводите чтение движением рук.

а) стихотворение В. Данько «На зарядку»

б) народная потешка «Аты – баты, шли солдаты»

в) английская песенка «Как дразнить обжору» (пер. К. Чуковского)

Ведущий:

- Пока команды готовятся, у теоретиков есть возможность заработать первые очки в свою копилку. Прочитайте потешку «Кот на крыше» в разном темпе (быстро, медленно).

На табло появляются результаты первого конкурса.

- Многие игровые стихотворения при желании можно превратить в маленькие спектакли, инсценировки с использованием игрушек, предметов.

Практические советы как организовать работу с поэтическим текстом, как играть в стихи вы можете найти в книге Е. Кузменковой «Как играть в стихи».

Ведущий:

- Материалом для чтения в детском саду служат не только стихи, потешки, рассказы, сказки, но и пословицы, поговорки, скороговорки. Не каждому взрослому, не говоря уже о ребенке, удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки. Запомнить и научиться проговаривать скороговорку гораздо легче, если превратить занятие в веселую словесную игру, которая увлекает и доставляет детям много радости.

Задание II

Подберите к каждой скороговорке «свою» мелодию и спойте их в виде любимой эстрадной песни, частушки и в стиле «рэп» (см. Приложение).

Ведущий:

- Задание для теоретиков будет следующим:

1. Прочитайте скороговорку по ролям.

2. Прочитайте скороговорку, используя прием «Зеркало». Задание выполняется в паре. Один изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить скороговорку, широко открывая рот и четко выговаривая каждый звук; задача второго - беззвучно, одними губами, точно повторить текст.

Ведущий:

- Возможности работы со скороговоркой неисчерпаемы, однако следует знать и выполнять несколько простых правил:

• не допускайте скуки во время занятий, постоянно подогревая интерес детей творческими идеями;

• отложите занятие, если ребенок расстроен, устал или хочет заняться делом, которое ему больше нравится;

• знайте меру и не перегружайте малыша. Помните, норма-понятие весьма относительное;

• забудьте о своем возрасте и с удовольствием включайтесь в работу с детьми;

• искренне гордитесь ребенком, цените и уважайте его успехи.

Ведущий предлагает жюри оценить ответы участников игры.

Ведущий:

- Речь воспитателя, чтение детям произведений художественной литературы должно быть безукоризненными. Как уже говорилось, дети усваивают речь имитационным способом, по подражанию, поэтому воспитателю необходимо при чтении любого художественного произведения соблюдать нормы литературного языка.

Задание III

1. Выберите правильный вариант. Объясните свой выбор.

а) Вкусный и (сытый – сытный) обед прибавил нам силы.

б) Любой (поступок – проступок) заслуживает осуждения.

в) Было жарко, и пешеходы шли по (теневой – тенистой) стороне улицы.

2. Как сказать правильно? Обоснуйте ответ.

а) «побежу» или «побежду»

б) «машу» или «махаю»

в) «двигается» или «движется»

3. Поставьте ударение в выделенном слове.

а) И пошли они плясать, песни петь и баловать.

б) Кто на свете всех милее, красивее, нежнее?

в) Чтобы облегчить ношу, пришлось пожертвовать видеокамерой.

Ведущий: Теоретикам тоже предоставляется возможность заработать дополнительные очки.

Задание. Как правильно сказать?

ворота или ворота

договор или договор

закупорить или закупорить

мышление или мышление…

Ведущий предлагает жюри оценить ответы команд и теоретиков.

Ведущий:

- Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают глубокие воздействия даже на самых маленьких. Как донести до ребят содержание художественных произведений нашей богатой литературы и народной поэзии? С помощью интонации. Ведь интонация способна усилить значение слова, а иногда придать этому слову или высказыванию противоположный смысл, например, увидев ребенка, испачкавшего одежду в грязи, насмешливо произносите: «Хоро-ош!» (С протяжным звуком о-о и понижением голоса.) Сказанное слово выражает порицание, а не одобрение.

Аксенов называл интонацию «высшей и самой острой формой речевого воздействия». Без интонации невозможно верное прочтение и понимание текста. Умение пользоваться интонацией говорит о высоком уровне речевой подготовки педагога.

Задание IV

Прочитайте фразу «Гроза надвигается»

а) радостно, волнительно

б) грустно, с подозрением

в) восторженно, с разочарованием

На табло появляются итоги этого конкурса.

Ведущий:

- У дошкольников слуховая чувствительность развита неодинаково. Воспитателю приходится считаться с умением детей сосредоточиваться на содержании сказки, рассказа, стихотворения, с интересом слушать, целенаправленно запоминать. Поэтому при чтении воспитатель должен следить не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. Для этого во время чтения воспитатель должен сидеть или стоять перед детьми, чтобы они могли не только слышать, но и видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Умение мобилизовать внимание слушателя, предупредить о значимости того, о чем сообщается, убедить, подчеркнуть сказанное дополняет и усиливает впечатления слушателя от чтения.

Задание V

Прочитайте выразительно текст.

а) рассказ Л. Н. Толстого «Белка и волк»

б) быль Л. Н. Толстого «Косточка»

в) рассказ Л. Н. Толстого «Хотела галка пить»

Ведущий:

- Воздействие на сознание и чувства ребенка художественным словом, несомненно, велико. Оно возрастает, если слово сочетается с восприятием ярких зримых образов, с музыкой, живописью или в драматизации (инсценировании) литературных произведений. Во время зрелища ребенок откликается сразу же, открыто, непосредственно, прежде всего - чувством. Небольшие пьесы – инсценировки на основе сюжетов народных сказок, песенок – потешек, рассказов, стихотворений можем создавать и мы с вами.

Задание VI

Выберите наиболее значимый отрывок сказки. Мотивируйте свой выбор. Подготовьте и покажите инсценировку этого отрывка.

а) русская народная сказка «Заюшкина избушка»

б) украинская народная сказка «Колосок»

в) русская народная сказка «Теремок»

Ведущий:

- Создание содержательной, увлекательной, грамотной, доступной пониманию ребенка дошкольного возраста речевой среды, кроме общей культуры, широкого кругозора, требует еще и взыскательности и трудолюбия. Образцом взыскательности, высокой требовательности к себе может служить для нас Л. Н. Толстой, который будучи уже известным всему миру, роботая над созданием маленьких рассказов для «Азбуки» писал: «Работа над языком ужасная. Надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

Жюри подводит итоги игры и объявляет победителей.

Ведущий:

- Закончить нашу с вами встречу хочется словами французского философа и писателя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного или двух лет; а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни».

Публикации по теме:

Речевое развитие детей в условиях ДОУ Речь - великий дар природы, бла­годаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет, помогает понять,.

Конспект аттестационного мероприятия. Деловая игра с педагогами «Путь к успеху» Цель: повышать теоретический уровень педагогов. План: 1. Вводная часть: вступительное слово «Грамотная речь - залог успеха». 2. Основная.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Занятие в клубе «Язык профессионала»
Опубликовано: 6 ноября 2013 в 17:28
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Мамочка как солнышко»
вО ВСЕХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОШЛИ МЕРОПРИЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАЗНОВАНИЮ "ДНЯ МАТЕРИ". И НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ КОНЕЧНО ЖЕ ТОЖЕ. В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НЕДЕЛИ МЫ С...
Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года».
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года». Эта не первая выставка осенней тематики, в...
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...